Собирается ли Россия расторгнуть историческое соглашение с Финляндией по Сайменскому каналу? Ответ министерства

Ilta-Sanomat: Финляндия хочет договориться с Россией по Сайменскому каналу

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Движение по Сайменскому каналу, часть которого проходит по территории России и сдана Финляндии в аренду, остановилось после начала конфликта на Украине, пишет Ilta-Sanomat. Но финны продолжают платить более миллиона долларов в год за торговый судоходный маршрут. Эксперты называют причину.
Паси Лапинкангас (Pasi Lapinkangas)
Полный крах. Так можно охарактеризовать объемы судоходства по Сайменскому каналу после начала конфликта на Украине.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
До весны 2022 года по каналу ежегодно проходило около тысячи грузовых и сотни прогулочных судов.
За год по каналу перевозили по 1,5 миллиона тонн грузов в обе стороны. А сейчас исторический судоходный канал затих.
"В теории канал открыт, но на практике его не хотят использовать", — описывает ситуацию Сабина Линдстрём (Sabina Lindström), начальник подразделения Министерства транспорта и коммуникаций Финляндии.
С начала конфликта по каналу прошло всего два грузовых судна и несколько яхт.
Путинская Россия начинает "недели мести" Финляндии — первым под раздачу попал Сайменский каналСкорее всего, заявка Финляндии на вступление в НАТО будет отправлена в середине мая, сообщает Ilta-Sanomat. Тогда для страны начнутся недели, полные мучений, пишет автор редакционной статьи. Это время может оказаться для финнов морально тяжелым.
"Одно из грузовых судов было из Финляндии, другое — из-за рубежа. Насколько я помню, одно из судов везло целлюлозу, — рассказывает Теро Сикиё (Tero Sikiö), руководитель подразделения Транспортного агентства Финляндии, ответственного за эксплуатацию Сайменского канала.
По словам Сикиё, пока тяжело оценить, какое количество судов пройдет по Сайменскому каналу в предстоящий сезон.
Однако ясно, что возврата к прошлому в этом году ждать не стоит.
Это понимают и в министерстве.
"Внешнеполитическая ситуация проще не стала. Вряд ли что-то изменится в ближайшем будущем", — отвечает Линдстрём.
Как Россия отреагирует на присоединение Финляндии к НАТО: упор на асимметричные средстваЗначительный рост западного присутствия в Финляндии после вступления страны в НАТО остается под вопросом, пишет MWM. Но сам факт членства Хельсинки в альянсе и закупка F-35 усиливает давление на российскую оборону. Предполагается, что ответ Москвы будет ассиметричным.
Вероятно, в ближайшем будущем канал не откроют, даже если погодные условия будут это позволять.
"Решение о дате открытия канала еще не принято", — говорит Сикиё.
Обычно Сайменский канал открыт для судоходства с апреля по январь.
Сикиё не берется прогнозировать, когда канал откроется.
"Мы сообщим, когда станет ясно".
Сайменский канал представляет собой водный маршрут протяженностью более 40 километров, который проходит через финско-российскую границу от Лаппеенранты через Выборг к Финскому заливу.
Россия пригрозила Финляндии ответными мерами — финский эксперт предполагает, какими они могут бытьДаже размещение российского ядерного оружия на территории Белоруссии нельзя будет считать существенной угрозой Финляндии, считает финский политолог Аркадий Мошес. В беседе с Helsingin Sanomat он рассказал, какие, по его мнению, меры предпримет Москва в ответ на вступление Хельсинки в НАТО.
В своем нынешнем виде канал, открытый в 1968 году, является одним из важнейших водных путей Финляндии.
И хотя на национальном уровне его доля во внешней торговле относительно небольшая, канал имеет большое значение — особенно для промышленности Восточной Финляндии.
В отношениях Финляндии и России Сайменский канал всегда имел политическое значение.
"Для России Сайменский канал всегда был исключительно важным, поскольку это была единственная договоренность, в рамках которой страна сдавала в аренду свою государственную территорию другой стороне. Они считали канал важным проявлением доверия в отношениях Финляндии и России", — рассказывает историк Юрки Пааскоски (Jyrki Paaskoski), написавший исторический очерк о Сайменском канале.
После начала конфликта на Украине и после вступления Финляндии в НАТО отношения Финляндии и России сильно изменились.
Со стороны России уже прозвучали заявления о том, что договор об аренде Сайменского канала надо разорвать.
Финская газета Helsingin Sanomat сообщила 20 апреля, что российский депутат Леонид Калашников на пленарном заседании Госдумы предложил денонсировать соглашение.
Российские заявления не слишком испугали финское министерство.
"Такие заявления не приведут нас ни к каким действиям, так что не стоит на этом спекулировать", — говорит Сабина Линдстрём.
Россия считает, что отношения двух стран уничтожило руководство Финляндии — Лавров ответил на вопросы Helsingin Sanomat после паузыНа пресс-конференции с участием Сергея Лаврова, которая состоялась 17 января, корреспонденту Helsingin Sanomat не представилось возможности задать свой вопрос. Но позже МИД России ответил на него письменно. Редакция газеты публикует полный текст ответа.
Официальных заявлений от России о том, что она хотела бы изменить или расторгнуть контракт по использованию канала, не поступало.
"Мы хотели бы продолжить сотрудничество в прежнем режиме. Так что соглашение остается в силе, и мы будем действовать в соответствии с ним", — отмечает Линдстрем.
По его словам, в министерстве не обсуждается, стоит ли Финляндии продолжать держаться за договор, который ничего не приносит.
"Здесь сохраняется так называемый статус-кво, и мы не видим необходимости что-то менять. В настоящее время мы следим за развитием ситуации", — объясняет Линдстрём.
Возможный пересмотр договора по Сайменскому каналу коснется не только Министерства транспорта и коммуникаций.
"Это соглашение между государствами, которое будет рассматриваться за совсем другими столами. Это скорее будет задачей Министерства иностранных дел и президента, а также парламента".
Текущий договор аренды Сайменского канала действует до 2062 года.
В настоящее время канал обходится Финляндии в 1,2 миллиона евро, что является фиксированной базовой частью договора аренды. Кроме того, в договоре предусмотрена плата, которая определяется по объему трафика.
Обе страны могут выйти из соглашения дипломатическим путем с уведомлением за 12 месяцев.
Репутация Финляндии в России портитсяОтношение к финнам в России стало ухудшаться, отмечает Helsingin Sanomat. Согласно исследованиям, еще совсем недавно трое из четырех россиян относились к ним положительно, но сейчас ситуация меняется. Причина – ужесточение Финляндией визовой политики.
Пааскоски тоже считает, что для Финляндии разумнее всего будет наблюдать за развитием ситуации в отношениях с Россией.
"Финнам стоит подождать. Если Россия будет вести себя активно и пригласит нас на переговоры, то мы на них согласимся и позже по ситуации решим дальнейшую судьбу канала".
Пааскоски напоминает, что в случае с Сайменским каналом речь идет не о простой договоренности. В случае отказа от использования Сайменского канала останется неиспользуемый канал протяженностью несколько десятков километров со всеми сооружениями.
"Что делать со всей техникой, как будет осуществляться вся последующая работа? Это также вопрос об инфраструктуре канала, на ней тоже завязаны миллионы. Все не так просто".
Обсудить
Рекомендуем