Проди: Йеллен права, США и Китай ссорятся, но товарооборот растет

Политик Проди: конфликт на Украине стал удачей для китайского юаня

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Несмотря на антикитайскую позицию США, торговля между странами процветает, заявил итальянский политик Романо Проди в интервью 24+. Конфликт на Украине укрепил геополитическую позицию Пекина и роль юаня в мире, в то время как доллар продолжает терять авторитет, отметил он.
Интервью Риккардо Барлама с Романо Проди, опубликованное в газете Il Sole 24 Ore 23 апреля 2023 года.
"В Соединенных Штатах единственный пункт, по которому, как считают политологи, все согласны, — это антикитайская позиция. В этом вопросе демократы и республиканцы занимают непреклонную позицию и убеждены, что Китай представляет опасность для американских экономических и военных интересов".
Романо Проди, бывший премьер-министр и президент Европейской комиссии, с осторожным реализмом комментирует открытость Джанет Йеллен по отношению к Пекину.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
24+: Министр финансов говорила о необходимости конструктивных отношений с Китаем...
Романо Проди: В ее словах чувствуется осторожность человека, которому каждый день приходится иметь дело с конкретными проблемами страны. Джанет Йеллен – это первая женщина-руководитель Федеральной резервной системы (ФРС) при Бараке Обаме с 2014 по 2018 год. А теперь в команде Байдена она занимает кресло министра экономики. Йеллен каждый день имеет дело с проблемами компаний, а также производителей и коммерсантов.
— Должность обязывает ее быть готовой к диалогу?
— Как глава ФРС она привыкла взвешивать слова. Можно сказать, что и сегодня ей приходится использовать более осторожные и осмотрительные выражения, нежели другим американским политикам. С другой стороны, в Европе слова Эммануэля Макрона после визита в Китай также вызвали бурную реакцию. Он говорил о равноудаленности США и Китая, о риске вассальной зависимости Европы от Америки и о стратегической автономии Европы...
Конечно, еще предстоит увидеть, придадут ли американцы такое же значение словам Йеллен, какое европейцы придают словам президента Франции. Очевидно, что, несмотря на громкие заявления, от которых Макрон тоже отошел, Европа в целом относится к Китаю менее враждебно, чем Соединенные Штаты, потому что у них совершенно разные интересы. Не зря в столь напряженную фазу отношений между Китаем и США мы не видели ни одной поездки американских представителей в Пекин, и я не вижу ни одной запланированной в ближайшем будущем.
— Связь по линии Вашингтон-Пекин в настоящее время прервана.
— Глава американской дипломатии Энтони Блинкен должен был отправиться в Китай, но потом произошел эпизод со шпионажем: над США и Канадой летали аэростаты-шпионы, и эта попытка диалога провалилась.
— С европейцами дело обстоит иначе.
— Канцлер Германии Олаф Шольц отправился первым, а вслед за ним поехали предприниматели. Затем в Пекин прибыл Макрон с французскими предпринимателями и председателем европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен.
Сдерживая и Китай, и Россию, США нарушают стратегическое табу США пошли наперекор здравому смыслу, нарушив важнейшее стратегическое табу, пишет "Хуаньцю шибао". Они вступили в одновременную борьбу с Россией и Китаем — двумя крупнейшими державами мира — и таким образом открыли "самый опасный сценарий" для американской гегемонии.
— Что это означает?
— Это значит, что экономические отношения США и Европы с Китаем настолько тесны, что трудно представить себе полное разделение между этими двумя мирами.
— Йеллен, пытаясь наладить контакт с Пекином, также заявила, что экономический рост Китая не представляет угрозы для глобального лидерства США, оставив в прошлом годы резко антикитайской политики США. Достаточно вспомнить годы правления Трампа и его программу "Америка прежде всего", которые положили конец эпохе глобализации.
— Убедительность словам американского министра финансов придает то, что, несмотря на высокую напряженность в политических отношениях между США и Китаем, торговля между двумя странами продолжает процветать. Безусловно, повышенное внимание уделяется самым передовым технологическим продуктам, особенно если они имеют реальное или потенциально военное применение. Однако в ноябре прошлого года, в период высокой напряженности в отношениях между США и Китаем из-за войны чипов, порт Лос-Анджелеса не успевал вовремя разгружать контейнеры с товарами, прибывавшими из Китая. Совершенно очевидно, что министр финансов не может игнорировать реальное положение вещей.
— Конфликт на Украине, по которому очень разные позиции, еще больше усложнил картину. Москва теперь поглядывает на Пекин, который, в свою очередь, развивает отношения со странами, которые мы привыкли называть неприсоединившимися — из-за их неучастия в военных блоках. В нашем поляризованном мире, разделенном на новые блоки, возрастает роль китайской валюты в ущерб доллару, а также евро.
— Что касается евро, то следует сказать, что экономическая политика европейских стран настолько различна, что подрывает доверие, которое должно быть к валюте, претендующей на мировое лидерство. Не то чтобы успехи евро были недостаточными: сегодня более 20% мировых резервов номинированы в евро.
— Доллар остается мировой валютой, но теряет позиции.
— Именно так. Однако мы должны подчеркнуть, что, несмотря на падение более чем на десять пунктов по сравнению с максимумом, почти 60% резервов остаются в руках американцев, и американская валюта по-прежнему доминирует в международной торговле.
— Мир изменился. Юань завоевывает новые территории.
— Китай продолжает добиваться своей цели — создать новые пространства для юаня. Во-первых, после конфликта на Украине он не только добился того, чтобы торговля между Россией и Китаем постепенно велась в китайской валюте, но чтобы эта валюта использовалась также для расчетов России с Азией, Африкой и Латинской Америкой.
— С этой точки зрения конфликт на Украине стал удачей для Китая с его геополитическими и валютными стремлениями.
— Следует помнить, что до конфликта на Украине юань покрывал лишь 1% торговли между двумя странами. А сейчас он достигает 16%, причем к концу этого года планируется охватить почти весь объем.
— Возможно, у Москвы не было другого пути.
— Конечно, в данном случае можно признать, что при существующем балансе сил между Россией и Китаем такое развитие событий не имело альтернативы.
— Не только Россия, но и страны БРИКС, страны — участницы Движения неприсоединения тоже благосклонно смотрят на Пекин, занимающий неоднозначную позицию по отношению к Западу. Вспомните недавнюю поездку президента Бразилии Лулы в Китай.
— Соглашение между Лулой и Си Цзиньпином о регулировании растущих отношений между Китаем и Бразилией в юанях имеет в этом смысле огромное значение. Это соглашение является частью четко выраженной стратегии Китая по увеличению роли своей валюты в торговле со всеми странами Движения неприсоединения. Это непростая задача, поскольку китайский рынок капитала все еще очень закрыт и рискован.
Президент Бразилии налаживает связи с Китаем и Россией, тем самым вызывая беспокойство у СШАЛула и его единомышленники не станут извиняться за желание изменить мировую политику, пишет WP. Страны глобального Юга сближаются с Москвой и Пекином и не намерены связывать себя интересами Запада. Так они хотят продвинуться вперед на мировой арене.
— Китай, несмотря на американские торговые войны и так называемый декаплинг или экономический разрыв, остается общемировой "фабрикой".
— В последние годы международные политические и экономические связи Китая поразительно укрепились. Достаточно вспомнить, что сегодня для 120 стран из 193, входящих в ООН, Китай является торговым партнером номер один. Новые экономические отношения все чаще содержат пункт об использовании китайской валюты. Конечно, мы все еще сталкиваемся с изменениями, которые носят скорее программный, чем реальный характер, поскольку, несмотря на активный рост, запасы юаня все еще не превышают 3% от общемирового объема, но ежедневная работа Китая, построенная на широком присутствии на всех континентах, приносит свои плоды и, прежде всего, сеет семена для будущего.
— Китайский мирный план для Украины из 10 пунктов не выражает несогласия с российским вторжением. Мир в китайском стиле...
— По поводу конфликта на Украине Пекин ничего не говорит. "Наша дружба прочна, как скала, — сказал Си Путину, — но границы не соприкасаются". Это было сказано не случайно. Китай не голосовал против российского вторжения в ООН и в течение долгого времени сохранял неопределенность, что, с его точки зрения, является наиболее удобным.
— Американская позиция остается жесткой и совершенной иной. А Европа оказалась посередине...
— До начала украинского кризиса и после семи лет переговоров Европа завершила работу над Всеобъемлющим инвестиционным соглашением с Китаем. Своевременно и проницательно Меркель продолжала его реализовывать. Соглашение было важным, даже несмотря на то, что было лишь рамочным, поскольку оно определяло наиболее уязвимые моменты в будущих экономических отношениях Китая и Европы. Соглашение пошло прахом не только из-за ужесточения позиции США, но и из-за прямой напряженности между Китаем и Европой в результате взаимных санкций, от которых пострадали в основном европейские парламентарии. Это показывает, как попытки диалога между Западом и Китаем идут то вперед, то назад. Протянутая рука помощи работает в деловом мире. Но это не переходит в политические действия.
— Байден готовит указ об ограничении американских инвестиций в Китай накануне встречи "Большой семерки" в Японии 19 мая.
— Предстоящие санкции США подкрепляют мои утверждения. То, что отметила Йеллен, было сказано человеком с очень сильным экономическим чутьем, близким к деловому миру, который не хочет полного разделения двух систем. Однако пропасть с Китаем имеет тенденцию скорее расширяться, чем сужаться. Хотя в таком случае следует помнить, что американские инвестиции в Китай, Tesla и другие, по-прежнему идут полным ходом. Выступление Йеллен — это лишь предупреждение, как мне кажется, что нужно стараться держать каналы связи открытыми, чтобы избежать обвала ситуации, а не знак реального изменения курса, которого, похоже, на горизонте не предвидится.
— Как вы оцениваете перспективы мира в связи с конфликтом на Украине?
— Украинский кризис сделал Атлантический альянс сильнее, а Европу — еще более зависимой от Америки. И, кроме того, полностью отдала Россию в руки Китая. С 24 февраля 2022 года мое мнение не изменилось: только соглашение между США и Китаем может положить конец конфликту на Украине. Я уже тысячу раз это говорил, но сегодня, похоже, условий для этого нет.
Обсудить
Рекомендуем