Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Россия одурачила ОПЕК, пишет OilPrice. Москва убеждает Эр-Рияд поднимать цены, а сама в это время продает свое сырье со скидкой. Это позволило России сократить долю картеля на одном из крупнейших нефтяных рынков – индийском.
Генеральный секретарь Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) Хайтам аль-Гаис (Haitham Al Ghais) выступил недавно с заявлением о том, что Международному энергетическому агентству "следует проявлять большую осторожность", когда оно подрывает инвестиции в нефтяную отрасль. Это стало иллюстрацией непрекращающейся войны между крупными покупателями нефти из числа союзников США и крупными ее продавцами, входящими в объединение ОПЕК. Одновременно появились новости о том, что Россия своими поставками резко сократила долю картеля на одном из самых крупных в мире рынков – индийском, доведя ее до самого низкого уровня за 20 с лишним лет. Это показывает, какое положение Россия занимает в новом глобальном порядке на нефтяных рынках. Эту ситуацию я и анализирую в своей новой книге.
Заявление Аль-Гаиса само по себе правильное. Переход от ископаемого топлива к более чистым источникам энергии не следует тщательно контролировать во избежание перебоев с поставками электроэнергии на мировом рынке. Для этого нужны инвестиции. Но он был неправ, заявив позже, что нефтяные цены должны быть выше 80 долларов за баррель (по марке Brent), чтобы обеспечить такие инвестиции. Во многих ведущих нефтедобывающих странах из состава ОПЕК (Саудовская Аравия, Ирак, Иран) себестоимость добычи составляет буквально один-два доллара. Если добавить к этому нормальные капиталовложения, то себестоимость добычи барреля в этих странах увеличится до шести-восьми долларов. Конечно, у других членов ОПЕК будут иные цифры, но в большинстве из них они не станут сильно отличаться.
Разница между реальной себестоимостью извлечения барреля нефти из земли и ценой в 80 долларов в основном объясняется отнюдь не стремлением вкладывать деньги в энергетическую инфраструктуру, чтобы обеспечить будущие поставки. Эти средства направляются из бюджетов стран ОПЕК на инвестиции в другие государственные проекты, никак не связанные с энергетическим сектором. Если говорить о Саудовской Аравии, то огромные деньги, которые дает флагман нефтяной отрасли Saudi Aramco, уже много лет идут на реализацию различных тщеславных проектов (например, строительство города Неом) и решение социально-экономических задач (скажем, на создание Университета науки и технологий имени короля Абдаллы). Это, а также некоторые другие нелицеприятные обстоятельства, связанные с Saudi Aramco, стали основной причиной, по которой компания не могла найти авторитетную международную биржу для первичного размещения акций и западных инвесторов, готовых эти акции покупать. Вполне понятно, почему Саудовская Аравия использует свой главный источник доходов для финансирования такого рода проектов. Однако говорить о том, что нефть должна стоить больше 80 долларов за баррель, оснований нет. Эр-Рияд сваливает в одну кучу два очень разных вопроса, говоря о ценах на мировых рынках нефти.
Отвернулся ли Мухаммед ибн Салман от Байдена?США обещали сделать из Саудовской Аравии "страну-изгоя", поднять вопрос о нарушениях прав человека и убийстве журналиста Хашогги, подвергая традиционный союз государств серьезной угрозе, пишет Al Mayadeen. Мухаммед ибн Салман не отвернулся от обезумевшего Байдена, но к Путину и Си все же обратился.
29.04.202300
На другой стороне ценового уравнения стоят Соединенные Штаты и их главные экономические и военные союзники из Европы и Азии. Для этих стран – чистых импортеров нефти и газа – цена на марку Brent в 80 долларов и соответствующее подорожание газа означает только одно: инфляция будет расти и сохраняться более долгое время, это приведет к подъему процентных ставок (тоже надолго) и более мощному экономическому ущербу. Для США последствия будут весьма специфическими и затронут как политическую, так и экономическую сферы, об этом я тоже пишу в своей книге. Экономическое последствие состоит в следующем. Традиционно изменение цен на нефть на десять долларов за баррель приводит к изменению цен на бензин в пределах 25-30 центов за галлон. На каждый цент увеличения средних цен на бензин приходится один миллиард долларов в год в виде потерь потребительских расходов, от чего страдает американская экономика. Политическое последствие заключается вот в чем. Согласно статистическим данным Национального бюро экономических исследований, с момента окончания Первой мировой войны действующий президент США побеждал на перевыборах в 11 случаях из 11, если американская экономика в течение двух лет до этих перевыборов не переживала спад. Но если действующий американский президент шел на перевыборы в условиях экономической рецессии, он побеждал лишь в одном случае из семи. Действующий президент Джо Байден и Демократическая партия вряд ли захотят оказаться в такой ситуации за год до новых выборов в США.
По этим причинам Соединенные Штаты давно уже стараются обеспечить биржевую цену на нефть марки Brent в пределах от 40-45 (это уровень, при котором американские сланцевые нефтедобытчики могут выжить и получить приличную прибыль) до 75-80 долларов за баррель (после этой отметки для США и их союзников становится очевидной экономическая угроза, а для действующего американского президента – политическая). Своего апофеоза суровые меры принуждения достигли при бывшем президенте Дональде Трампе. Когда Саудовская Аравия (с помощью России) во второй половине 2018 года подняла нефтяные цены выше 80 долларов за баррель марки Brent, Трамп сурово предупредил Эр-Рияд, что это надо прекратить. "ОПЕК и страны ОПЕК как обычно грабят остальной мир, и мне это не нравится. Это не должно нравится никому, – сказал Трамп, выступая на Генеральной Ассамблее ООН. – Мы даром защищаем многие из этих стран, а они пользуются нами, повышая для нас нефтяные цены. Это нехорошо. Мы хотим, чтобы они прекратили повышение цен. Мы хотим, чтобы они приступили к снижению цен. С этого момента они должны вносить более серьезный вклад в военную защиту". Короче говоря, в период президентства Трампа указанный им и США диапазон цен нарушался лишь один раз примерно на три недели (с конца сентября по середину октября 2018 года).
А как насчет Москвы, которая является важным "плюсом" в объединении ОПЕК+? На протяжении многих лет вплоть до начала военной операции на Украине в феврале 2022 года цена на нефть, при которой государственный бюджет России оставался бездефицитным, составляла примерно 40 долларов за баррель. Долгое время при такой цене американские сланцевики могли получать приличную прибыль. А Саудовской Аравии для бездефицитного бюджета цена нужна была примерно в два раза выше. Сейчас многое изменилось. Чтобы у России был бездефицитный бюджет, цены на нефть, по мнению отраслевых аналитиков, в этом году должны быть около 115 долларов за баррель по марке Brent. Но это не самое важное. Главное в том, что после начала вооруженного конфликта на Украине Америка и ее союзники ввели в адрес России различные запреты и ценовые ограничения на углеводороды. Основное – это ценовой потолок на российскую нефть, составляющий 60 долларов за баррель. Его в декабре прошлого года установила "Большая семерка" (в составе Канады, Франции, Германии, Италии, Японии, Британии и США), а также ЕС (который является дополнительным членом G7) и Австралия.
По мере ослабления влияния США на Ближнем Востоке наступает мир: от ОПЕК к ОПЕК+США остались не у дел на Ближнем Востоке, пишет Forbes. Саудовская Аравия от них отдалилась, а самим им пришлось пережить череду жестокий унижений. Однако благодаря падению влияния Вашингтона появился шанс установить мир в регионе.
29.04.202300
Ввиду этих факторов Россия применяет очень простую, но довольно эффективную стратегию. Она убеждает Саудовскую Аравию, которая фактически возглавляет ОПЕК, увеличивать цены в рамках картеля, насколько это возможно, и в то же время собственную нефть продает со скидкой, но выше установленного потолка. Покупателей, готовых приобретать дешевую российскую нефть по 60 долларов и дороже, превеликое множество. Главный из них Китай, но и Индия тоже закупает колоссальные объемы. Таким образом, чем больше ОПЕК задирает свои цены, тем привлекательнее выглядит дешевая нефть из России. В своем анализе нового глобального порядка на нефтяном рынке я пишу о том, что Китаю и Индии (а также другим крупным покупателям нефти) наплевать на западные/американские санкции против Москвы, и они с радостью покупают российское топливо со скидкой. Интересно и другое. Соединенные Штаты не очень-то беспокоят такие поставки, потому что в целом это ведет к понижению цен на мировом рынке.
Масштабы успеха России, которой удается одурачивать Саудовскую Аравию и ОПЕК, вытесняя их с ключевых рынков и занимая возникающие ниши, можно оценить, проанализировав последние объемы закупок в Индии. Согласно новым отраслевым показателям, в закончившемся в марте финансовом году доля членов ОПЕК на индийском нефтяном рынке снизилась до 59%, хотя в 2021/2022 на них приходилось 72%. Россия впервые обогнала Ирак, став ведущим поставщиком нефти в Индию, а Саудовская Аравия, по последним данным, переместилась на третье место.
Автор статьи: Саймон Уоткинс (Simon Watkins)