Нездоровая страсть Америки к войне превращает вызовы в конфликты

The Hill: за 78 лет США не выиграли ни одной войны ни у себя дома, ни за границей

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
США после Второй мировой воевали за границей столько, сколько ни одна другая страна мира, пишет The Hill. Помимо этого, они объявляли войны и у себя в стране: с наркотиками, преступностью, терроризмом, болезнями и нелегальной иммиграцией. Но не выиграли ни одной.
Харлан Ульман (Harlan Ullman)
Америка и американцы очарованы войной — и явлением, и даже самим словом. Иначе она бы не была у всех на устах.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Хотя в последний раз Америка официально объявила войну на следующий день после нападения Японии на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года, с тех пор столько не воевала ни одна другая страна мира: ни Советский Союз, ни Россия, ни Китай. Вьетнам, Афганистан и Ирак (дважды) — все они начинались с резолюций или разрешений на применение силы.
Так называемая "война с терроризмом" продолжается и поныне. Барабаны войны бьют по Тайваню из-за возможного китайского вторжения. Американские адмиралы и генералы не пророчат войну с Китаем, но якобы к ней готовятся. И их оценку, похоже, разделяют обе палаты Конгресса. А специальный комитет Палаты представителей по стратегическому соперничеству с Китайской Народной Республикой (КНР) даже смоделировал конфликт из-за Тайваня. Вспомните, когда такое случалось в последний раз?
США не жалеют сил и на меньшие дела: от Кубинского ракетного кризиса до неудавшегося рейда по освобождению заложников в Иране, вторжения в Гренаду, захвата панамского президента Мануэля Норьеги, свержения Муаммара Каддафи и расправы над Усамой бен Ладеном. Возможно, это одна из причин, почему компьютерные игры о войне — например, та же Call of Duty — приносят многомиллиардные барыши.
Целая вереница президентов бравировала военными метафорами на публику. Линдон Джонсон объявил войну бедности. Сколько войн с наркотиками, преступностью, терроризмом, болезнями и нелегальной иммиграцией мы начали? Давайте еще вспомним ее "нравственный аналог", по выражению Джимми Картера, — борьбу с энергопотреблением. И сколько мы выиграли? А во сколько они нам обошлись?
Дональд Трамп ни о каких войнах не рассуждал. Но угрожал Северной Корее и ее лидеру Ким Чен Ыну "пламенем и яростью", после чего взял и "влюбился" в диктатора. Другое дело президент Джо Байден. Он утверждает, что главный конфликт нашего времени (то есть фактически эрзац войны) развернулся между демократией и самодержавием.
Интересно спросить: а почему другие страны никаких войн не объявляют — ни за границей, ни у себя дома? Даже в самых жестких спорах о Брексите его сторонники не призывали к войне с Европейским союзом. Остается лишь гадать, как бы в таком положении повели себя США.
Что же отличает Америку и сохранится ли эта тенденция в будущем?
Слово "война" подразумевает острый кризис и безотлагательность. А в кризис проще мобилизовать политическую поддержку. В войну можно говорить простыми предложениями, которые затем покажутся афоризмами и непреложными истинами. И потом: кто вообще воспротивится войне с наркотиками, преступностью, терроризмом — или чем там еще? В этом-то и кроется двойная опасность войн внутренних и внешних. Во-первых, простота нередко приводит к поспешным, плохо продуманным и бесхитростным шагам.
Второе же и вовсе практически гарантирует провал: это незнание и непонимание войны, которую сам же и затеял. Пример тому — война с бедностью. За почти шесть десятилетий с её начала в 1965 году правительство США потратило порядка 22 триллионов долларов. Однако уровень бедности при этом почти не изменился.
Война с наркотиками обошлась несколько дешевле. За последние полвека на нее ушел примерно триллион долларов. Но наркотики легализуются, а употребление запрещенных препаратов все равно растет. И с 2000 года количество смертей от передозировки увеличилось впятеро: только в прошлом году от нее скончалось 106 000 человек.
Как я уже писал, ошибочные и поспешные суждения не раз приводили нас к войне и ненужному применению силы, и самые прискорбные тому примеры — это Вьетнам, вторая война в Ираке и Афганистан. Но даже в Гренаду в 1983 году администрация Рейгана вторглась под тем благовидным предлогом, чтобы защитить американских студентов медицинского факультета в Университете Сент-Джорджес, хотя даже по словам командующего операциями вице-адмирала Джозефа Меткалфа им ничегошеньки не угрожало. Настоящая же причина заключалась в том, чтобы помешать кубинцам построить взлетно-посадочную полосу, которой предположительно мог воспользоваться Советский Союз. Однако строительство вела британская фирма на деньги Лондона, и делалось это ради роста туризма. Просто капиталисты до мозга костей – компания Plessey PLC – наняла для этого самых дешевых работников — кубинцев.
Урок ясен. Не кричите "Волки, волки!", пока не убедитесь, что это действительно они. И не объявляйте войну — будь то дома или за границей — если не уверены, что кризис и впрямь нешуточный. А иначе мы прекрасно знаем, чем кончится это кино.
Харлан Ульман — доктор философии, старший советник Атлантического совета в Вашингтоне, округ Колумбия, главный автор доктрины "Шок и трепет".
Обсудить
Рекомендуем