Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Запад осознал, что антироссийские санкции оказались неэффективными, пишет Nihon Keizai. Поэтому G7 вновь пересматривает ограничения и хочет закрыть все лазейки для Россия. Но если это финансовое оружие не выстрелило за целый год, то и сейчас вряд ли будет какой-то результат, считает автор статьи.
На встрече министров финансов и управляющих центральными банками стран G7 11 мая прежде всего обсуждались санкции против России. Запреты на экспорт российской продукции продлевались поэтапно, однако Пекин и Нью-Дели развивают экономическое сотрудничество с Москвой и увеличивают объем двусторонней торговли. Исключение России из международных сетей финансовых расчетов возымело ограниченный эффект, а также привело к тому, что в финансовых расчетах произошел отказ от доллара.
11 мая министры финансов стран «Большой семерки» сделали ряд заявлений по поводу санкций против России. Перед открытием встречи министр финансов Японии Сюнъити Судзуки (Shyunichi Suzuki) заявил, что хотел бы обсудить необходимые меры с точки зрения сохранения давления на способность России вести военные действия на Украине. Он выразил намерение обсудить меры по закрытию всех лазеек.
По данным Центрального банка РФ, профицит счета текущих операций России в январе — марте 2023 года сократился на 70%, до 18,6 миллиарда долларов, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Санкции G7 снизили доходы от энергоносителей.
Сложно сказать, что это нанесло смертельный удар по российской экономике. Валовой внутренний продукт (ВВП) упал всего на 2,1% по сравнению с 2021 годом, поскольку некоторые страны, не входящие в G7, продолжают расширять торговлю с Россией даже после начала специальной операции на Украине.
Показательные примеры — это Китай, Индия и Турция. Экспорт этих трех стран в Россию в 2023 году вырос на 15% по сравнению с предыдущим годом. Импорт увеличился на 80%. В странах «Большой семерки», напротив, экспорт сократился на 50%, а импорт — более чем на 10%. Общий объем торговли G7 с Россией уменьшился на 52,1 миллиарда долларов, а рост товарооборота с Китаем, Индией и Турцией превысил этот показатель и составил 103,2 миллиарда долларов.
Также выяснилось, что полупроводники американских производителей перепродаются на таких рынках, как Гонконг, и в больших количествах поступают в Россию. Главный вопрос заключается в том, возможно ли закрыть лазейки в санкциях, которые позволяют полупроводникам проходить через Китай и другие страны.
Кроме того, позиции стран G7 в отношении Москвы также различаются. Япония зависит от российских энергоносителей. Импорт сжиженного природного газа (СПГ) из России в 2022 году вырос более чем на 40%. При этом общее снижение импорта составило всего 6,3%.
Эффективность финансовых санкций также под вопросом. «Большая семерка» отключила Россию от международной системы денежных переводов, возглавляемой Западом, — международного общества межбанковских коммуникаций SWIFT.
Россия стала активно использовать национальные валюты в торговых расчетах. По данным Центрального банка России, доля долларов, используемых для экспортных платежей, по состоянию на сентябрь 2022 года составила 34%, что значительно меньше 52% в январе 2022 года.
После начала СВО юань увеличил свое влияние в международных платежных сетях. Согласно статистике SWIFT, доля китайской валюты, используемой в международных торговых расчетах, составила в марте 4,5%, что превышает мартовский показатель 2021 года (1,94%) более чем в два раза.
Среднедневное количество транзакций в международной межбанковской платежной системе (CIPS), запущенной Китаем, в апреле составило 24 тысячи, что на 40% больше, чем в мае 2022 года (17 тысяч транзакций).
Нобухидэ Киути (Nobuhide Kiuchi) из исследовательского института «Номура» отмечает: «Не только в России, но и в Южной Америке, а также других странах, где сильны антиамериканские настроения, наблюдается растущая тенденция к отказу от доллара и к расчетам в юанях». Украинский кризис спровоцировал изменение ситуации, при которой доллар являлся доминирующей валютой в мире.
Позиции доллара в качестве основной резервной валюты не пошатнулись, поскольку он по-прежнему используется в большинстве торговых расчетов. Тем не менее санкции — это палка о двух концах, вызывающая определенные неприятности. Насколько можно усилить санкции и повысить их эффективность? После начала СВО прошло уже более года, и «Большая семерка» сейчас находится в довольно трудной ситуации.
Автор: Ёко Хиросэ (Yoko Hirose)