Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Завязавшаяся в 2015 году дружба между Орбаном и Качиньским обещала для Польши и Венгрии массу выгод, пишет EUobserver. Но после начала конфликта на Украине завершается взаимной неприязнью и враждой, которые не будут преодолены, пока оба лидера не уйдут.
Войцех Пшибыльский (Wojciech Przybylski)
За год боевых действий на Украине раскол между Венгрией и Польшей лишь усугубился. А ведь еще недавно они называли себя соучастниками — по выражению Ярослава Качиньского, они "вместе воровали лошадей" (то есть европейские деньги).
Всего за три месяца до ввода российских войск Варшава была настолько влюблена в Будапешт, что даже закатила международное мероприятие для верхушки пророссийских политических партий, тщетно пытаясь угодить венграм и наладить общую политическую платформу.
Боевые действия вскрыли раскол в нелиберальных рядах. Оказалось, ведущие ультраправые политики не находят общего языка по основополагающим вопросам.
А последующие события выявили и различия в стратегической культуре — причем, нередко в сюрреалистических ситуациях, словно из-под пера Кафки. Вот лишь несколько примеров натянутых отношений: на популярном польском кинофестивале в Будапеште отключили электричество, венгерский начальник штаба назвал гитлеровское вторжение в Польшу локальным конфликтом, и страны полностью разошлись по вопросу стратегической автономии ЕС.
В 2022 году нынешнее состояние отношений закрепил четвертый срок Виктора Орбана, который одержал победу с пророссийскими призывами к умиротворению, презрев украинскую свободу.
Польское же общество на тот момент уже приняло от четырех до шести миллионов беженцев, а правительственные чиновники мчались поездом в Киев вместе с лидерами Чехии и Словении, чтобы выразить поддержку своим украинским коллегам. Эта поездка ознаменовала окончательный крах оси Будапешт – Варшава.
Имейте в виду, поначалу лидеры в Варшаве лишь поспевали за общественным мнением, покаравшим их за чересчур дружеские отношения с пророссийскими лидерами. Опьяненные ультраправым шармом Будапешта, они надеялись, что Орбан, наконец, одумается и увидит кремлевскую агрессию против Украины в истинном свете.
Но вскоре Варшава обнаружила, что их сосед по нелиберальной палатке отнюдь не шутит.
Кинофестиваль без света
4 мая этого года популярный кинофестиваль "Польская киновесна" в Будапеште был прерван отключением электричества. Компания E.ON отключила свет Польскому институту (культурному подразделению Министерства иностранных дел в Варшаве), мотивировав свои шаги неразберихой в договоре. На практике же это решение сорвало третий день кинопоказов в центре венгерской столицы.
В январе директор института подписал договор на электроэнергию, но компания каким-то образом ухитрилась его потерять. При этом она даже не удосужилась уведомить польских дипломатов о готовящемся отключении.
Это можно было бы счесть случайным инцидентом, если бы не повсеместное принуждение и коррупция в Венгрии, которая пронизывает всё от местных предприятий и СМИ до крупных корпораций. Тень венгерского режима распространяется по политической культуре, словно рак. И после 12 лет абсолютного контроля она дает высказаться самым зловещим голосам — причем, уже не на периферии, а в самом сердце политической дискуссии.
9 мая (в день, когда победу над Гитлером празднуют лишь Москва и Минск) новый начальник венгерского генштаба Габор Бёренди выступил по утреннему телевидению с ошеломляющим заявлением: "Давайте подумаем о Второй мировой войне: в 1939 году немецко-польская война началась как локальный конфликт — и чем же она закончилась? Эту эскалацию не удалось вовремя остановить в ходе мирного процесса, и она вылилась во Вторую мировую".
Варшава пришла в ярость, а правительство от партии "Право и справедливость" наверняка ощутило предательство.
Удар в спину
В конце концов его громкие антинемецкие тирады в предвыборный год призваны укрепить излюбленный образ Польши как истинной наследницы европейского наследия и защитницы от варварских орд с востока и запада. Человек Орбана воткнул Качиньскому нож в спину, назвав вторжение 1939 года, нацеленное на планомерное уничтожение польского населения, локальным конфликтом, который можно было сдержать. Неудивительно, что посол Польши в ответ высказался не вполне дипломатически, и Будапешт пошел на попятный и извинился.
Но оказалось, что одержимость Гитлером у Орбана в крови. Не раз обвиненный в нацистской пропаганде венгерский лидер превзошел сам себя, сравнив в своей речи 12 мая в Веспреме "еще более тесный союз" ЕС с планами Адольфа Гитлера на "единую Европу".
Не сомневайтесь, венгерский лидер — мастер разжигать полемику, но ложь и реальность он наверняка отличает. Проблема в том, что последователи все чаще забывают или отвергают факты, чтобы лучше соответствовать той чепухе, что он твердит ради сохранения власти. А это чревато новыми рисками для воцарившейся в Венгрии стратегической культуры.
Для Польши Венгрия превратилась из стратегического партнера в стратегического соперника – вопреки идеологической близости.
Польша всецело поддерживает Украину, раздает собственный арсенал и набирает кредитов на покупку сухопутного, воздушного и морского вооружения, при этом даже не утруждаясь налаживать сотрудничество с Германией.
Венгрия же поддерживает противников НАТО лишь на словах, а сама молча строит немецкие заводы по производству танков и боеприпасов, готовясь воспользоваться стремлением к стратегической автономии.
Орбан, вслед за Путиным или Си Цзиньпином, часто хвалебно отзывается о стратегической автономии ЕС. Все трое открыто и между строк призывают к большей автономии Европы от США, используя старый призрак де Голля, который иной раз будит Эммануэль Макрон.
Польша, которая в принципе согласна на открытую стратегическую автономию лишь в том случае, если она нарастит поставки в рамках НАТО и с участием США, все больше устает от венгерского глобального заговора. Тем не менее, в этой нелиберальной игре Польшу уже перехитрили, и каждый ее ход подпорчен будапештским гамбитом.
Завязавшаяся в 2015 году дружба между Орбаном и Качиньским для Польши и Венгрии завершилась взаимной неприязнью и враждой, преодолеть которые удастся лишь когда оба лидера уйдут.
Войцех Пшибыльский — редактор журнала Visegrad Insight и член консультативного совета LSE IDEAS Ratiu Forum