Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
БРИКС отправит американскую гегемонию и экономическое превосходство "Большой семерки" на свалку истории, пишет FT. Членов объединения сплотило желание не попасть в зависимость от капризов и прихотей Вашингтона и его ближайших союзников.
"Прощай, G7, здравствуй, G20". Таков заголовок статьи в издании Economist о первом саммите "двадцатки", который состоялся в 2008 году в Вашингтоне. Авторы статьи утверждали, что саммит стал "решающим сдвигом в старом порядке".
Сегодня надежды на сотрудничество в мировом экономическом порядке, которые достигли пика на лондонском саммите G20 в апреле 2009 года, практически испарились. Но мы вряд ли можем сказать: "Прощай, G20, здравствуй, G7". Возможность владычества G7 кажется еще более отдаленной, чем шансы на сотрудничество в рамках G20. Глобальное сотрудничество и западное господство кажутся сегодня неосуществимыми. Что будет дальше? Увы, ответа только два: раскол и анархия.
Но не об этом говорится в коммюнике по итогам работы глав государств "семерки" на саммите в Хиросиме. Это очень обстоятельный документ. Чего там только нет: Украина, разоружение и нераспространение, Индо-Тихоокеанский регион, глобальная экономика, изменения климата, окружающая среда, энергетика, включая экологически чистую энергетику, торговля, продовольственная безопасность, здравоохранение, трудовые ресурсы, образование, цифровая сфера, наука и техника, гендерные вопросы, права человека, беженцы, миграция и демократия, терроризм, жестокий экстремизм, транснациональная организованная преступность, отношения с Китаем, Афганистаном и Ираном (а также с другими странами).
Это коммюнике на 19 000 слов читается как манифест мирового правительства. В отличие от него, в коммюнике лондонского саммита G20 в апреле 2009 года было чуть больше 3 000 слов. Сравнение не очень уместное, так как тогда все внимание было приковано к экономическому кризису. Но от нечеткого списка пожеланий проку мало. Когда все становится приоритетом, приоритеты исчезают.
Более того, "однополярный" момент США и экономическое господство G7 отправились на свалку истории. Да, "семерка" по-прежнему является самым мощным и спаянным экономическим блоком в мире. Например, она продолжает производить на свет все ведущие резервные валюты в мире. Но в период с 2000 по 2023 годы ее доля в общемировом ВВП (по покупательной способности) снизилась с 44 до 30 процентов, а у стран с высокими доходами она уменьшилась с 57 до 41 процента. Между тем, доля Китая увеличилась с 7 до 19 процентов. Китай стал экономической сверхдержавой. Благодаря своей инициативе "Один пояс, один путь" он превратился в мощнейшего инвестора и кредитора развивающихся стран, хотя Пекину вполне предсказуемо приходится иметь дело с безнадежными долгами, которые так знакомы странам "семерки". Для некоторых стран с формирующейся рыночной экономикой и для развивающихся стран Китай стал более важным экономическим партнером, чем G7. Один из примеров – Бразилия. Ее президент Луис Инасиу Лула да Силва присутствовал на заседании "семерки", но он никак не может игнорировать вес и авторитет Китая.
G7 также предпринимает попытки сближения с другими странами. На встрече в Японии присутствовали представители Индии, Бразилии, Индонезии, Вьетнама, Австралии и Южной Кореи. Но уже 19 государств подали заявки на вступление в БРИКС, куда уже входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР. Когда Джим О’Нил (Jim O’Neill) в 2001 году придумал аббревиатуру БРИКС, он думал, что это будет просто экономически значимая категория стран. Я думал, что БРИКС станет не более чем объединением Китая и Индии. В экономическом плане он оказался прав. Но сегодня БРИКС становится значимым всемирным объединением. Ясно, что его членов сплачивает желание не попасть в зависимость от капризов и прихотей США и их ближайших союзников, которые последние два столетия господствуют в нашем мире. Как долго G7, в которой всего 10 процентов мирового населения, сможет сохранять это свое господство (и должна ли она это делать)?
Иногда надо просто приспособиться к реальности. Отодвинем на минутку в сторону политические цели членов "семерки", к которым вполне справедливо относится сохранение демократии внутри стран-членов и защита ее передовых рубежей. Сегодня это прежде всего Украина. Это действительно борьба Запада. Но она вряд ли когда-нибудь станет борьбой всего мира, у которого есть и другие, более насущные проблемы и озабоченности. Хорошо, что на саммит приехал президент Владимир Зеленский. Но Запад в одиночку не сможет обеспечить Украине выживание.
Если вернуться к экономике, надо признать следующее. Хорошо, что идея разрыва связей, являющаяся вредной чепухой, превратилась в идею "уменьшения рисков". Если эту идею можно будет трансформировать в целенаправленный и рациональный процесс выработки политических решений, будет еще лучше. Но сделать это гораздо труднее, чем можно себе представить. Да, имеет смысл диверсифицировать поставки энергоресурсов, важного сырья и компонентов. Но здесь есть один наглядный пример. Диверсифицировать поставки современных микросхем, которые идут с Тайваня, будет очень сложно.
Еще более важный вопрос – как управлять глобальной экономикой. Являются ли МВФ и Всемирный банк бастионами власти и влияния G7 в нашем все более разрозненном мире? Если это так, то как и когда они будут получать новые ресурсы, которые необходимы им для преодоления сегодняшних проблем? И как они будут координировать свою деятельность с организациями, создаваемыми Китаем и его союзниками? Не лучше ли признать реальность и приспособиться к новой обстановке, а также осознать огромные изменения в балансе экономических сил нашего мира? Китай никуда не исчезнет. Почему бы не предоставить ему более весомое право голоса в обмен на полноправное участие в переговорах о долгах? И почему бы не придать новые силы Всемирной торговой организации в обмен на признание Китаем того факта, что с ним уже никто не будет обращаться как с развивающейся страной?
24.05.202300
Кроме того, мы должны признать, что все разговоры об "уменьшении рисков" - это зацикленность на мелочах и отказ от преодоления двух самых серьезных угроз нынешнего дня - войны и климатических изменений. Это все равно что за деревьями не видеть леса. Да, "семерка" должна защищать свои ценности и свои интересы. Но она не может править миром, пусть даже судьба мира станет судьбой ее членов. Надо заново заняться поиском путей сотрудничества.
Автор: Мартин Вулф (Martin Wolf)