Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
После десяти пакетов антироссийских санкций Евросоюз хочет сосредоточиться на борьбе с теми, кто помогает их обходить, пишет Pravda. Все твердят, что это важно, но прийти к консенсусу непросто. Если он захочет наказать страны-посредники, то вступит на зыбкую почву.
Радован Гейст (Radovan Geist)
Одним из последствий европейского запрета на экспорт некоторых товаров в Россию стал расцвет ее торговли со странами Кавказа и Средней Азии. По информации, которую в апреле опубликовал портал "Политико", с начала российской спецоперации на Украине торговый оборот между Грузией и Россией вырос на 22%. Кавказский экспорт увеличился на 57%, а армянский — аж в пять раз.
Большую часть этого роста, по всей видимости, обеспечивает реэкспорт санкционных товаров, которые Россия не может импортировать из западных стран. Есть и другая проблема: флотилия нефтяных танкеров с неизвестными владельцами, которая помогает Москве экспортировать российскую нефть по ценам выше, чем потолок, введенный Европейским Союзом.
Одиннадцатый пакет санкций должен решить эти проблемы. С его помощью Европейский Союз может принять меры против тех государств, кто помогает Москве обходить принятые против нее ограничения. Правда, не все так просто: общеевропейская необходимость сталкивается с интересами некоторых государств.
У экономических санкций есть два уровня: этический и практический. С агрессором, который безосновательно напал на соседнюю страну и совершает на ее территории военные преступления, бизнес вести нельзя. А уж тем более в сферах, которые помогают ему: будь то импорт военных технологий или технологий двойного назначения или экспорт, благодаря которому он может финансировать войну. Однако еще важнее причина практическая. Россия представляет угрозу для безопасности Европы, причем более непосредственную, чем для США. Поэтому Европа заинтересована в том, чтобы Украина смогла защитить себя, освободить захваченные территории и стать безопасным рубежом, который делал бы невозможными все дальнейшие российские имперские авантюры. В европейских интересах — ослабить Москву в военном плане. В конце концов, чем быстрее она потерпит поражение на Украине, тем быстрее воцарится мир.
Попытки пресечь обхождение санкций через третьи страны особенно важны с практической точки зрения. Однако если ЕС захочет наказать страны-посредники, то вступит на зыбкую почву. Определенно это не поможет европейцам перетянуть эти страны на свою сторону в политическом смысле, тем самым усилив давление на Владимира Путина и принуждая его закончить конфликт. Кроме того, это может навредить и европейским экономическим интересам, например, в энергетике, что, в свою очередь, может ослабить желание многих продолжать оказывать помощь Украине.
Гарибашвили: экономика Грузии рухнет, если мы введем двусторонние экономические санкции в отношении РоссииЕсли Тбилиси присоединится к антироссийским санкциям, это разрушит экономику Грузии, заявил премьер-министр страны Ираклий Гарибашвили. Вдобавок подобный шаг нанесет ущерб ее национальным интересам, цитирует политика "Грузия online".
24.05.202300
Поэтому Германия предлагает иной путь. Она предлагает карать не государства, а компании, которые экспортируют в Россию запрещенные товары. Правда, это немного непрактично. Реэкспорт может проводиться через цепочку подставных компаний, в которой трудно найти настоящего виновника.
Если Европейскому Союзу удастся принять одиннадцатый санкционный пакет, то против третьих стран он применит его больше как угрозу. Предложив им также экономические выгоды при сотрудничестве, ЕС сможет ограничить обхождение санкций. Однако европейским правительствам, вероятно, стоило бы внимательнее присмотреться и к тем европейским фирмам, которые тоже участвуют в нелегальной торговле.