Арктический атомный флот

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Через несколько месяцев Северный морской путь будет действовать круглый год, что можно считать прорывом, пишет Myśl Polska. Этот проект, судовые потоки, добыча сырья, снабжение региона – все это было бы невозможно без одного ключевого элемента – ледоколов, которых у России целый флот.
Россия является единственной в мире страной, обладающей атомными ледоколами, у нее их целый флот. Сейчас строятся новые, более прочные суда, что снижает риск застревания в толстых зимних льдах и повышает привлекательность этого кратчайшего водного пути между Европой и Азией.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Недавно "Росатом" заверил президента Путина, что уже через несколько месяцев Северный морской путь (…) будет действовать круглый год. Это будет прорывом. Этот проект, судовые потоки, добыча сырья, снабжение региона, все это было бы невозможно без одного ключевого элемента. Этот элемент – ледоколы, без которых данным путем можно было бы пользоваться только летом. Причем с риском увязнуть во льдах, если внезапно ударят холода. Сегодня ледоколы обеспечивают 6-месячный период доступности маршрута, для круглогодичного обслуживания потребуется целый флот таких судов. Уже сегодня этот флот есть у специализированного подразделения "Росатома" компании "Атомфлот".
Самыми главными судами этого флота являются семь не имеющих аналогов в мире атомных ледоколов. Они есть только у России. История этого флота начинается в 1959 году, когда в эксплуатацию было принято первое полярное судно – "Ленин", которое давно уже вышло на пенсию. Сегодня самыми пожилыми ветеранами являются "Таймыр" и "Вайгач", их осадка всего 8,1 метра, и они приспособлены для работы в устьях рек, чаще всего на Енисее. Они оснащены ядерным реактором КЛТ-40М мощностью 50 тысяч лошадиных сил.
В настоящее время трудятся два почти идентичных ледокола следующего поколения "Ямал" (1992) и "50 лет Победы" (2007). Каждый оснащен парой реакторов (ОК-900А) мощностью 75 тысяч лошадиных сил. Они выступают из воды на высоту 12-этажного здания (38 метров), а их осадка составляет 11 метров. Суда идут со скоростью 2 узла (3,7 км/ч), преодолевая ледяной покров толщиной 2,7 метра.
Недавно в строй встали три новейших судна: "Арктика" (2020) "Сибирь" и "Урал" (2022). Они намного крупнее (173 метра в длину и 34 метра в ширину), у них более мощные реакторы (два реактора РИТМ-200, мощностью 36 МВт каждый (Здесь имеется в виду так называемая мощность на валу, потому что собственно тепловая мощность у этого реактора гораздо больше. – Прим. ИноСМИ), что дает рабочую мощность 81,5 тысячу лошадиных сил. Благодаря этому скорость двух узлов суда достигают в условиях еще более толстого льда (2,9 м). Эти ледоколы могут изменять глубину погружения, что позволяет работать в более мелких устьях рек. Водяной балласт позволяет уменьшить осадку с рабочих 10,5 метров при полной загрузке, для работы в условиях самого толстого льда до 9 метров после откачки воды.
Данный тип ледокола обеспечивает свободный от льда фарватер шириной 37 метров. Для сравнения – раньше, чтобы получить такую ширину, необходимо было задействовать два ледокола предыдущего поколения. Стоимость строительства такого ледокола составляет 600 миллионов долларов (50 миллиардов рублей). Это не дешевая игрушка.
Из-за вооруженного конфликта на Украине российский Северный морской путь поворачивает на востокСанкции Запада открыли для России новые энергетические перспективы, пишет The Diplomat. На смену европейским партнерам пришли азиатские. Они придали импульс развитию уникальной артерии — Северного морского пути, который поможет Путину достичь грандиозной цели.
После преодоления возникших вначале сложностей и сбоев в настоящее время производство этих судов поставлено на поток. Вслед за тремя уже работающими ледоколами идут следующие. Первый из них – "Якутия", спущенный на воду в прошлом году, поступит на арктическую службу в следующем году. Испытания такого гиганта, которому предстоит потом в течение 40 лет ломать арктические льды, длятся почти два года. Еще один новый ледокол, под который заложили киль в декабре 2020 года, называется "Чукотка". На будущий год планируется его спуск на воду, а в 2026 году он должен поступить на службу. Шестая и седьмая линии проекта 22220 ("Камчатка" и "Сахалин") будут заложены в ближайшее время (2024 и 2025 годах), как всегда на петербургском Балтийском заводе, где строится вся линейка этих судов.
Но это еще не все. На очереди лидер среди самых больших ледоколов. Это ледокол "Россия" проекта 10510, заложенный в июле 2021 года. Класс "Лидер" будет на 10 метров шире проекта 22220 и значительно мощнее – он будет ходить со скоростью два узла даже при толщине льда 4,3 метра. Он будет очищать от льда гораздо более широкий коридор – до 50 метров. Для идущих следом судов это создает гораздо более безопасные условия плавания.
Стоимость этого гиганта составляет 1,5 миллиарда долларов (128 миллиардов рублей). "Росатом" поставит новый тип атомных реакторов РИТМ-400 (120 МВт), которые обойдутся в полмиллиарда долларов. Благодаря своей мощи и размерам этого гиганта, в 2027 году, когда планируется сдача "России", средняя скорость прохождения по Северному морскому пути увеличится до 10-12 узлов даже при толщине льда 4 метра. Это значительно сократит путь и снизит риск застревания в толстых зимних льдах, что в итоге повысит привлекательность этого кратчайшего водного пути между Европой и Азией.
И здесь мы подходим к теме применяемых на российских ледоколах ядерных реакторов. Собственно, о них я и планировал написать этот текст, который ужасно разросся, поскольку я решил сначала объяснить, что в России очень холодно. Потом я подумал, что следует рассказать для чего нужен столь грандиозный проект, а он нужен для того, чтобы можно было пробиться через арктические льды. Затем, что это возможно только благодаря ледоколам. Ну и, наконец, что эти ледоколы – атомные. Так что про атом расскажу уже в следующей серии. Прошу простить за многоречивость.
Обсудить
Рекомендуем