Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В 2014 году в Крыму было много русскоговорящих, и они испытывали симпатию к идеям, которые представляла Россия, заявил экс-президент США Обама в интервью CNN. Более того, в Раде тогда тоже были сторонники Москвы, подчеркнул он.
Ведущая: Очевидно, ретроспективный взгляд – это замечательно. Но, когда вы были президентом, вы сами столкнулись с первым "вторжением" Путина – с присоединением Крыма. И многие говорили, что ни вы, ни западные союзники не встали на защиту [Украины] и не прочертили достаточное количество красных линий для него в этом вопросе. Как вы к этому относитесь? И я также хотела бы добавить, что ваш друг, ваш хороший друг и коллега, Ангела Меркель сейчас подвергается очень серьезной критике. Я знаю, что вы совсем недавно с ней встречались. Следовало ли ей использовать преимущества немецкой экономики, чтобы решить проблему зависимости от дешевых российских энергоносителей? Не допустила ли она ошибку?
Барак Обама, бывший президент США: Я думаю, что Украина в тот момент была совершенно не похожа на ту Украину, о которой мы говорим сегодня. Существует причина, по которой в тот момент не случилось вооруженного вторжения в Крым: в Крыму было много русскоговорящих, и была симпатия к идеям, которые Россия представляла. В тот момент в Раде, в самом украинском парламенте, все еще было некоторое число сторонников России, и политика внутри Украины была более сложной.
Отчасти тогда мне и Меркель – которой я выражаю огромную признательность – пришлось вынудить многих других европейцев, которые кричали и сопротивлялись, ввести санкции, и помешать Путину продолжить наступление на Донбасс и оставшуюся часть Украины.
С моей точки зрения, учитывая, какой была Украина в тот момент и какими были умонастроения европейцев, нам удалось удержать оборону. Со временем сформировалось ощущение украинской идентичности, отдельной от России, решительная готовность противостоять России и способность подготовиться – как в военном, так и в гражданском смысле – к тому, чтобы сопротивляться ее давлению. Украинцы сумели нарастить мышцы. Это отчасти и стало причиной, по которой они сумели ответить, когда началось то, что – по крайней мере в с моей точки зрения – было совершенно ничем не обоснованным, незаконным, невероятно жестоким нападением российских сил.
Ведущая: Считаете ли вы, что тогда Путину нужно было дать более мощный отпор?
Обама: Я думаю, что мы дали отпор Путину посредством тех инструментов, которые имелись у нас в тот момент, и с учетом того, какой в тот момент была Украина.