Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Европа похвасталась своей экономической устойчивостью, заявив, что может выжить без России, пишет "Хуаньцю шибао". Но такие утверждения основаны лишь на "рекламе" хороших показателей южных стран региона, уверен автор статьи. Фактически континент никак не может выбраться из трясины рецессии.
В одном из европейских СМИ недавно была опубликована статья, в которой указывалось, что перед лицом текущего общего экономического и ценового кризиса в ЕС южноевропейские страны, такие как Португалия, Италия, Греция и Испания, продемонстрировали большую устойчивость, чем Германия. Учитывая экономические показатели этих государств во время европейского долгового кризиса, сейчас они как будто сделали "поразительный разворот".
Судя по фактическим данным ЕС, основной аргумент в пользу вышеуказанного вывода основан на низких показателях Германии, "экономического локомотива" Европы. Исходя из темпов роста ВВП в годовом исчислении, немецкая экономика сократилась на 0,5% в первом квартале 2023 года, а для Испании, Италии, Португалии и Греции эта же цифра выросла на 4,2%, 1,9%, 2,1% и 2,5% соответственно, что намного выше среднего показателя по ЕС и еврозоне (1%). Если взглянуть на квартальные темпы роста, ВВП Германии в четвертом квартале 2022 года и первом квартале 2023 года сократился на 0,5% и 0,3% соответственно, загнав страну в "техническую рецессию". Кроме того, в мае 2023 года уровень инфляции в "локомотиве" достиг 6,3%, а в Испании, Италии, Португалии и Греции — 2,9%, 8%, 5,4% и 4,1% соответственно.
В целом, все эти данные больше отражают то, что Германия, образцовая экономика ЕС и пример для подражания в решении финансовых и инфляционных проблем, сейчас сталкивается с беспрецедентными трудностями. Кроме того, на пике энергетического кризиса в Европе в прошлом году Испания и Португалия попали в авангард стран, реализующих чрезвычайные меры реагирования на кризис, такие как установление прямого потолка цен на природный газ для производства электроэнергии. Это позволило этим государствам добиться хороших результатов в сдерживании роста потребления электроэнергии населением и предприятиями, а также стать важной движущей силой в экономике ЕС.
Но, объективно говоря, ситуацию в четырех странах Южной Европы сложно назвать мощным подъемом. С точки зрения экономических основ весь ЕС переживает спад после эпидемии COVID-19. Нельзя отрицать и мощный удар, нанесенный украинским кризисом. Темпы экономического роста южноевропейских государств превзошли немецкие или западноевропейские в основном потому, что они гораздо сильнее упали во время пандемии и теперь испытывают более мощный "эффект отскока". В то же время стоимость продукции в сфере услуг в ЕС по сравнению с прошлым годом выросла больше, чем в обрабатывающей промышленности. Это также принесло южноевропейским странам относительную выгоду, поскольку у них сфера услуг составляет более высокую долю экономики.
На самом деле, если судить по другой информации, некоторым экономикам Южной Европы до сих пор еще далеко до "устойчивости". Например, итальянская и греческая в четвертом квартале 2022 года и первом квартале 2023 года сократились на 0,1% в месячном исчислении. Это доказывает, что импульс роста все еще относительно слаб. С другой стороны, в странах Южной Европы по прежнему наблюдаются серьезные долгосрочные проблемы занятости и дефицита государственного бюджета. Что касается уровня безработицы, то в апреле 2023 года Испания, Италия, Португалия и Греция показали 12,7%, 7,8%, 6,8% и 11,2% соответственно, что выше, чем 2,9% в Германии и в среднем по ЕС в 6%. Для Италии и Греции показатели соотношения государственного госдолга и ВВП в четвертом квартале 2022 года составили 171,3% и 144,4%. Они по-прежнему являются странами с самым тяжелым долговым бременем и самым высоким риском дефолта во всем Евросоюзе. В будущем проблема устойчивости долга, вероятно, сохранится, поскольку государствам Южной Европы будет очень трудно поддерживать нынешние темпы роста, а государственные расходы продолжат увеличиваться в ответ на инфляцию и энергетические потрясения.
Между тем это также показывает, что "ответ" Южной Европы на кризис оказался лучше, чем немецкая реакция. Это отражает хрупкость экономики и бессилие Германии и других западноевропейских стран перед лицом кризиса. ЕС следует больше сосредоточиться на поиске решения, как лучше справляться с текущими экономическими проблемами. В последнее время, по мере того, как цены на энергоносители в регионе начали снижаться, в западном сообществе зазвучали голоса, что "устойчивость европейской экономики превзошла самые смелые ожидания". Они говорят о том, что ЕС и крупные державы континента не впали в рецессию и могут "выжить и без России". Они занимаются хвастовством и раздувают стратегическое противостояние, а страдает из-за этого экономика.
Однако не стоит забывать, что Германия и Европейский союз уже заплатили за так называемую "устойчивость" огромную цену: они пострадали от резкого роста цен, сокращения производства и снижения общественного потребления. Даже "широко разрекламированные" страны Южной Европы повсеместно сталкиваются с серьезным кризисом стоимости жизни. Поэтому, когда в европейском и международном обществе говорят, что "у Южной Европы прекрасные показатели", боюсь, нужно как можно скорее снять розовые очки, чтобы докопаться до сути и задуматься о первопричинах нынешнего европейского кризиса и слабого восстановления глобальной экономики. Континенту стоит подумать о том, какие рациональные и объективные коррективы следует внести в свою политику, чтобы выбраться из трясины рецессии.
Автор: Дун Ифань (董一凡) — научный сотрудник Института европейских исследований Китайской академии современных международных отношений