Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Испания больше других европейских стран сейчас зависит от российского газа, пишет El Confidencial. По мнению некоторых экспертов, рост импорта этого топлива объясняется тем, что он потом идет на перепродажу. Но, как оказалось, не все так просто.
Конфликт на Украине полностью изменил ситуацию в энергетическом секторе Европейского союза. Подвижки настолько серьезны, что страны, ранее потреблявшие меньше российского газа, стали наиболее зависимыми от него, а те государства, над головами которых висел дамоклов меч Кремля, избавились от него в силу обстоятельств. Германия решила полностью отказаться от этих поставок и не получила ни одного кубометра газа от евразийской автократии с 31 августа прошлого года, когда была прекращена подача топлива по трубопроводу "Северный поток – 1". Этот шаг поверг лидера ЕС в состояние экономического кризиса – немецкая промышленность многие годы поддерживалась за счет дешевой энергии. В отличие от Германии, Испания, которая занимает первое место в таблице роста еврозоны и первое место в таблице инфляции благодаря большому разнообразию поставщиков, не пострадала от закрытия вентиля на трубопроводе.
Ситуация изменилась. Наша страна больше других в Европейском союзе зависит от российского газа из-за кораблей, которые продолжают почти каждый день привозить в испанские порты СПГ. Это подтверждает исследование, опубликованное в среду брюссельским аналитическим центром "Брейгель", под заголовком "ЕС может обойтись без российского сжиженного природного газа". К этому заголовку можно было бы добавить еще одно предложение, которое еще год назад показалось бы шуткой: "Но Испания не совсем".
Четвертая по величине экономика еврозоны не пошла по травматическому пути, который пришлось избрать большинству стран Восточной и Центральной Европы: научиться выживать без поставок энергоресурсов от Владимира Путина. Этому есть простая причина, которая характерна и для других прибрежных государств, таких как Франция, Бельгия и Нидерланды. Наличие в портах терминалов по регазификации позволяет получать сырье в виде СПГ, несмотря на то, что активность газопроводов из России минимальна. Сибирский газ никогда не поступал в Испанию по земле, поэтому прекращение поставок не так сильно отразилось на нашей экономике. Напротив, в течение нескольких месяцев из Арктики стало прибывать все больше танкеров. Это объясняется необходимостью соблюдать политику создания запасов, которую Брюссель проводит, чтобы преодолеть энергетический кризис.
Испания покупает у России в два раза больше газа, чем год назадВ этом году Испания стала покупать в два раза больше российского газа, несмотря на то, что власти призывают местные компании отказаться от него, пишет La Razón. В апреле Москва стала третьим по величине поставщиком голубого топлива в эту страну.
09.06.202300
Результат налицо. По данным компании Enagás, которая управляет системой, в 2021 году – последний перед началом военного конфликта на Украине – наша страна получала 8,9% топлива из России. В 2022 году же этот показатель вырос до 12,1% от общего объема. Это примерно на 17 тысяч гигаватт-часов (ГВтч) больше и эквивалентно 19 танкерам СПГ. С течением времени этот показатель только увеличивается. Рост таков, что в текущем году Испания уже получила от евразийской автократии почти столько же, сколько за весь за год до военных действий, согласно ежемесячным отчетам Enagás. Россия превратилась из четвертого по величине национального поставщика во второго – за это место она борется с Соединенными Штатами, на долю которых приходится 19% поставок.
Когда прошлым летом стало известно об этой ситуации, правительство заявило, рост был обусловлен циклическим подъемом в результате плановых корректировок, связанных с выполнением контрактов, подписанных до начала военных действий. Однако время шло, и постепенно стало ясно, что это уже тенденция. Одно из возможных объяснений заключалось в том, что Испания пытается проявить солидарность с остальным континентом. Высокие показатели поставок свидетельствуют о том, что наша страна получает больше российского сырья не для собственного потребления, а скорее для снабжения Европы, испытывающей острый недостаток газа из-за сокращения объемов топлива, поступающего по трубопроводам.
Эти усилия по проявлению солидарности имеют множество аспектов: от сжигания газа на электростанциях комбинированного цикла для отправки энергии во Францию, АЭС которой испытывают проблемы в работе, до экспорта в Италию по "виртуальному" газопроводу, соединяющему Барселону и Ливорно с помощью небольших метановых танкеров. Это подтверждают данные Корпорации стратегических резервов нефтепродуктов (Cores), согласно которым экспорт во вторую по величине экономику еврозоны (Францию – прим. ИноСМИ) в прошлом году вырос на 260% по сравнению с периодом до начала военной операции, а в третью (Италию – прим. ИноСМИ) – на 730%. И это мы не говорим о поставках по морю в Германию и Грецию, которых не было до начала военных действий, или в Нидерланды, которые исторически были очень скромными. Работа на максимальной мощности газопроводов Irún (Страна Басков) и Larrau (Наварра) окончательно подтверждает правильность этой теории: традиционно Испания получала газ через Пиренеи, а сейчас она его перекачивает.
Однако этого недостаточно, чтобы освободить нашу страну от ответственности за "грех", на который указала даже комиссар Европейской комиссии по энергетике Кадри Симон (Kadri Simon). "Я призываю все страны – члены и все компании прекратить покупать российский СПГ", – заявила она в марте. Министр по вопросам экологического перехода Тереза Рибера (Teresa Ribera) обратилась с тем же призывом в письме к компаниям. В отличие от запретов на нефть и уголь, ЕС не вводит эмбарго на закупки сибирского СПГ, понимая, что он по-прежнему способствует снабжению континента в критический период после закрытия газопроводов. По данным "Брейгель", в первом квартале этого года на него приходилось 16% поставок с помощью судов и 6% от общего объема всех поставок.
Солидарность – это только предлог
Отчет аналитического центра подтверждает, что солидарность – это всего лишь предлог. Хотя такие исследователи, как Бен МакУильямс (Ben McWilliams), Джованни Сгараватти (Giovanni Sgaravatti), Симоне Тальяпьетра (Simone Tagliapietra) и Георг Закманн (GeorgZachmann), все же признают, что закупленный каким-то государством СПГ "не обязательно остается там, а может идти в соседние страны" как часть "более широкой европейской газовой сети". Эксперты изучили, как они сами выражаются, "относительную важность" российских углеводородов для каждого из государств. Другими словами, они оценили степень зависимости внутреннего спроса от сжиженного газа из Сибири. Полученные данные, безусловно приблизительные, учитывая частный характер контрактов компаний, не могут не удивлять. Как оказалось, прошлой зимой из всех европейских стран от российского СПГ больше всего зависела Испания (18%). В этом отношении она опередила Францию (15%) и Бельгию (10%) – два других крупных игрока в сфере регазификации на континенте.
В нынешней ситуации это значит, что Испания больше всех других членов Евросоюза зависит от российского газа, поскольку практически все топливо, которое поступает в страны блока после закрытия "Северного потока – 1", импортируется с помощью СПГ-танкеров. По данным Евростата, который предоставляет данные несколько нерегулярно, единственным значимым исключением является Болгария, несмотря на то, что государственный гигант "Газпром" прекратил прямые поставки в эту страну в апреле 2022 года. Кроме того, по информации "Брейгель", в первом квартале этого года на долю Пиренейского полуострова пришлась почти четверть всего российского сжиженного газа, импортированного на континент, причем, по данным неправительственной организации CREA, среди основных мест разгрузки был порт Бильбао.
Испания сама решила закупать российский СПГ, и это вызывает проблемы. Может быть, однажды Брюссель рассмотрит всерьез возможность отказаться от него. Авторы доклада выступают за введение эмбарго, чтобы не пополнять счета Кремля и не финансировать косвенно военные действия – ранее наша газета писала об этом с опорой на данные финансовой консалтинговой компании Eikon Refinitiv. Эксперты также предупреждают о последствиях, которыми юго-западу континента будет грозить этот шаг. До сих пор изменения в поставках энергоресурсов, спровоцированные конфликтом, никак этот регион не затрагивали. "В то время как 25 стран ЕС будут спокойно обходиться без российского СПГ, ситуация на Пиренейском полуострове будет зависеть от способности найти альтернативные поставки СПГ".
Этот шаг не повлияет на стабильность снабжения энергоресурсами, так как у Испании есть около двадцати поставщиков газа, которые смогут восполнить нехватку. Достаточно будет выйти на аукционы так называемого спотового рынка – здесь сырье продают тому, кто больше заплатит, – чтобы СПГ-танкеры, которые бороздят океаны, изменили маршрут и отправились в наши порты. Кто-то обязательно придет на помощь, но по более высокой цене.
Три способа пополнить запасы
В этом контексте исследователи не считают всерьез вероятным сценарий, при котором российский импорт исчезает, а заменить его нечем. Тем не менее, это спекулятивное упражнение полезно, чтобы понять, насколько важен сибирский газ для нашего энергетического баланса. По мнению МакУильямса, Сгараватти, Тальяпьетры и Закмана, если завтра Европейский союз объявит эмбарго на российский СПГ, а Мадрид и Лиссабон не будут предпринимать никаких активных действий, запасы сырья на Пиренейском полуострове закончатся в январе.
Это весьма актуально, учитывая насколько уверенно правительство утверждает, что ситуация с подземными запасами сырья у нас лучше, чем у других стран ЕС. Это действительно так: по данным ассоциации GIE (Gas Infrastructure Europe), представляющей интересы европейских операторов газовой инфраструктуры, хранилища заполнены на 97,23%. Это выше целевых показателей, установленных Европейской комиссией на предстоящую зиму, и даже выше запланированного правительством. Однако эксперты "Брейгель" отмечают, что этот результат обеспечивается за счет импорта российского газа. Аргумент о солидарности с другими странами действительно перекликается с решением больше заполнить собственные хранилища. А если продолжить закупать российский газ, к концу следующей зимы они будут заполнены на 30% – это комфортный показатель.
Исследователи предполагают, что спрос в ближайшие месяцы будет таким же, как в среднем в последние годы,– и это с учетом согласованной в Брюсселе добровольной экономии в 15%, на которую Испания до сих пор не пошла. В этой ситуации, если зима окажется холоднее, чем предыдущая, авторы исследования предполагают третий вариант развития событий, который кажется наиболее реалистичным: чтобы к концу зимы в наших хранилищах осталось 20% газа, Мадриду придется чем-то заместить половину российского СПГ, от которого к тому времени откажутся. Кстати, авторы исследования исключают возможность заменить это топливо за счет увеличения импорта по трубопроводу Medgaz, поскольку "дипломатическая напряжённость" с Алжиром делает этот шаг неосуществимым.
Через год и три месяца после начала военных действий Испания стала страной, которая больше всего пострадает от российского газового эмбарго. Геополитика оказалась сложнее, чем траектория движения СПГ-танкеров, которые ищут наиболее платежеспособного покупателя.
Автор статьи: Маркос Лема (Marcos Lema)