Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Визит госсекретаря США в Китай показал, что изменений в отношениях между двумя странами ждать не стоит, пишет FA. Вашингтону важно воздерживаться от завышенных ожиданий, но продолжать прилагать дипломатические усилия для ослабления напряженности, считает автор.
Как скромные цели и активная дипломатия могут изменить траекторию взаимоотношений.
После того, как госсекретарь Энтони Блинкен в этом месяце нанес долгожданный визит в Пекин, многие комментаторы начали жаловаться на скудные результаты этой поездки. Это был первый за пять лет визит американского госсекретаря в КНР, и Блинкен даже удостоился аудиенции у китайского председателя Си Цзиньпина. Но турне не привело к серьезным прорывам и изменениям в отношениях между двумя странами. Не появилось также никаких признаков того, что стороны внесли изменения в основополагающие оценки друг друга.
Но главный смысл как раз и заключается в отсутствии драматических переломов и широких жестов. Теперь ясно, что никаких перезагрузок и серьезных оттепелей в американо-китайских отношениях в ближайшие месяцы не будет. Стороны не откажутся от соперничества и не ослабят свои попытки укрепления обороны друг против друга. Но в этот период потребуется то, что бывший госсекретарь Джордж Шульц называл "постоянным благоустройством". Сторонам надо будет развивать контакты и терпеливо прояснять намерения друг друга, зная, что такие усилия укрепят позиции сторон, помогут ослабить напряженность и искать точки совпадения интересов в вызывающих общую озабоченность узких областях.
Вместо того чтобы питать необоснованные надежды на сближение США и Китая, следует скромно и реально оценить поездку Блинкена, которая может послужить наглядным примером того, как надо вести дела с Пекином в предстоящие месяцы. Администрации Байдена, которая работает над уменьшением рисков конфликта и ищет общие позиции с Пекином, крайне важно воздерживаться от завышенных ожиданий, чтобы изменить нисходящую траекторию американо-китайских отношений.
Меньше значит больше
В настоящее время американо-китайские отношения не улучшаются, но и не ухудшаются. Их траектория не предопределена и не является линейной. В этих отношениях наступил период взаимного изучения. Что это значит? Шансов на серьезный прорыв мало, но Байден и Си могут воспользоваться своими контактами, чтобы направить отношения в правильное русло. В сентябре у них будет возможность встретиться, когда они примут участие в саммите "Большой двадцатки" в Нью-Дели. Такой же шанс у них будет в ноябре, когда в Сан-Франциско состоится заседание лидеров стран — участниц форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. Этот диалог будет дополнен серией визитов ключевых советников двух руководителей. С американской стороны это будет министр финансов Джанет Йеллен, министр торговли Джина Раймондо, советник по национальной безопасности Джейк Салливан и спецпредставитель президента по вопросам климата Джон Керри.
Чтобы получить максимальную пользу от этих встреч, Вашингтон должен иметь четкое представление о своих целях и план их достижения. Мерилом стратегического успеха для США этой осенью станет снижение риска конфликта, общая решимость сторон уменьшать шансы на стратегические просчеты, а также увеличение вклада Китая в решение глобальных проблем. Такой исход даст Вашингтону новые возможности для недопущения конфликта с Китаем в ходе неизбежного соперничества с ним, а также для благополучия и процветания Соединенных Штатов.
Никакой разрядки! Блинкен поддержал Байдена после того, как он назвал китайского лидера диктаторомНе успел Госсекретарь США Блинкен прилететь из Пекина в Вашингтон, а президент Байден уже назвал китайского лидера Си Цзиньпина "диктатором", пишет Geopolitika.news. Для такой смены декораций американским президентом есть две причины, считает автор статьи.
28.06.202300
Формирование более прочных и продуктивных взаимоотношений будет соответствовать долгосрочным интересам двух стран. Но даже в условиях возобновления контактов такой прогресс не станет неизбежным. Чтобы наладить более функциональные связи, Вашингтону и Пекину понадобится выстроить общую повестку, чтобы у напряженных на сегодня отношений была общая цель. И им надо будет избегать подводных камней.
Прежде всего, стороны должны установить планку как можно ниже. Неоправданные ожидания – это враг прогресса. Например, стороны не собираются признавать ошибочность своих действий и исправлять положение во избежание дальнейшего ухудшения двусторонних отношений. Не будет никакого совпадения позиций по основным руководящим принципам этих отношений, как не будет общего механизма для описания характера таких отношений. Никто не станет в полной мере восстанавливать каналы общения между военными. Если появятся надежды на сближение и разрядку, а потом не оправдаются, это придаст сил противникам прямой дипломатии в обеих странах, и они начнут обвинять своих лидеров в том, что те попали в западню сотрудничества. Критики будут утверждать, что Пекин и Вашингтон зациклились на бесконечных двусторонних встречах, заменив ими практические действия по укреплению обороны друг против друга. В этом случае в Вашингтоне все громче будут звучать призывы полностью отказаться от дипломатических контактов с Пекином и вместо этого проводить исключительно карательный курс с тем, чтобы остановить общее развитие Китая.
Даже если Вашингтону и Пекину удастся оправдать ожидания, впереди их ждут другие опасности. Можно спрогнозировать, что в ближайшие месяцы каждая из сторон будет предпринимать действия, вызывающие недовольство другой стороны. Китайское руководство в настоящее время сосредоточилось на укреплении своей страны и ее защите от западного давления, а американские политические руководители активизируют попытки усилить защищенность США от действий Китая. Настоящим испытанием для политического руководства станет то, сумеет ли оно ослабить факторы стресса умелой дипломатией или поддастся искушению и начнет ответные действия.
Более того, американское правительство и китайское руководство в ближайшей перспективе не сумеют сформировать взаимное дружелюбие. У них разные политические и экономические планы и задачи, а также противоречащее друг другу мировоззрение. В то же время в международных отношениях нет и не может быть постоянства. Прежние враги США, такие как Япония и Германия, в настоящее время являются для Америки ближайшими партнерами. Руководство в Вашингтоне и Пекине должно скромно оценивать свои способности прогнозировать будущее. Иными словами, ни одна из сторон не должна исключать возможности будущих сдвигов во взаимоотношениях, пусть сегодня это сложно себе представить.
Во избежание стратегических просчетов американские и китайские руководители не должны поддаваться искушению и вспоминать исторические аналогии при анализе текущего момента. В настоящее время нет сил, подталкивающих двусторонние отношения к дипломатическим просчетам и неверным представлениям о планах противоположной стороны, как это было в преддверии Первой мировой войны. Кроме того, Соединенные Штаты и Китай не устраивают друг другу проверки опосредованными войнами и прочими испытаниями на стойкость, как это было в первые годы холодной войны.
У нынешних взаимоотношений между Китаем и США нет исторических параллелей. Мы живем в мире повышенной напряженности между двумя мощными ядерными державами с могущественными вооруженными силами. Вместе с тем, между этими государствами существует глубокая экономическая и социальная взаимозависимость. Серия решений руководителей обеих стран довела эти отношения до состояния усиливающейся вражды. Но такие решения будут определять направление этих отношений в будущем.
В нынешнем политическом климате у каждого из лидеров возникает соблазн использовать своего коллегу для получения политических преимуществ внутри собственной страны. В феврале Байден попытался подначить Си Цзиньпина в своем обращении о положении в стране. Он сказал, что ни один государственный руководитель не захочет поменяться местами с китайским лидером из-за огромного количества проблем, с которыми сталкивается Китай. А спустя несколько дней после визита Блинкена в Пекин Байден на мероприятии по сбору средств на нужды своей партии назвал Си диктатором, не подозревавшим, что китайский разведывательный аэростат летел над территорией США, пока его не сбили. Такие заявления вызвали никому не нужные трения с Пекином. Си, в свою очередь, попытался погасить внутреннее недовольство нарастающими проблемами, обвинив Соединенные Штаты и их партнеров в стремлении "сдерживать, окружать и подавлять" Китай. Если двусторонние отношения и дальше будут оставаться в заложниках у внутриполитических потребностей двух стран, успехов в формировании более прочных связей будет мало.
Блинкен встретился с Си Цзиньпином на фоне усилий по ослаблению напряженностиВ Пекине состоялась встреча председателя Си Цзиньпина с госсекретарем США Блинкеном, пишет WP. Хотя самые острые споры остались нерешенными, их разговор может положить конец ухудшению отношений между Пекином и Вашингтоном.
19.06.202300
Чтобы не попасть в эту западню, Байден и Си должны быть уверены, что понимают потребности и требования друг друга. На практике это означает признание того, что у Си есть собственные веские причины для снижения напряженности с США, но при этом он не хочет создавать впечатление, что готов к компромиссам и к смягчению своей позиции по отношению к Вашингтону. Си сталкивается с замедлением экономического роста и с кризисом в сфере недвижимости. В стране увеличивается задолженность местных властей, растет молодежная безработица, снижается производительность труда. Кроме того, китайский руководитель видит, что между США и большинством развитых стран усиливается взаимодействие по вопросам, имеющим отношение к Китаю. Си сделал большую ставку на Россию как на защитницу от западного давления, но в свете недавнего мятежа "Вагнера" эта ставка уже не кажется столь многообещающей. Если позиции Путина внутри страны ослабнут, Китай будет вынужден пойти на снижение стратегической нагрузки в отношениях с США. Но при этом он будет следить, чтобы Вашингтон не предпринимал действия, которые Пекин может расценить как использование его слабостей.
Иными словами, сейчас для Си неподходящее время давать США и их партнерам стимулы для наращивания экономического, технологического и финансового давления на его страну. Байден тоже вступает в политический сезон, когда ему придется демонстрировать умелое руководство США в их соперничестве с Китаем. Это позволит ему в выгодном свете представить свою администрацию в сравнении со своим оппонентом на президентских выборах в 2024 году.
И наконец, американским и китайским руководителям надо избегать дебатов о принципах и ограничениях двусторонних отношений. Си считает, что Китай должен обеспечивать себе безопасность в борьбе и что это для него единственный способ выжить. А если страна будет стремиться к безопасности через компромиссы, она рискует погибнуть. В такой ситуации поверить китайским заявлениям о том, что американские военные могут действовать вблизи берегов Китая, ничего не опасаясь, равноценно умышленному игнорированию стимулов для ограничения такого доступа, которые, несомненно, есть у руководства в Пекине. Если американское руководство хочет снизить риски, оно должно выдвигать конкретные предложения по вопросам, требующим взаимной сдержанности. Например, это предложение о том, чтобы ни США, ни Китай никогда не доверяли запуск ракет в ядерном оснащении системам с искусственным интеллектом. В интересах обеих сторон сделать международной нормой правило, согласно которому решения о ядерных пусках должен принимать исключительно человек.
Разные аргументы, общие цели
Двум сторонам также необходимо разработать общую повестку, чтобы придать цель своим взаимоотношениям. Такими действиями невозможно остановить соперничество между Китаем и США, потому что оно существует давно и носит структурный характер. Но обозначив общие интересы и приступив к их реализации, стороны расширят рамки своих взаимоотношений, выведя их за узкие пределы сфер соперничества и конкуренции. Например, обеим странам выгодны мир и стабильность на Ближнем Востоке и уменьшение исходящих из этого региона угроз. Они совместно заинтересованы в том, чтобы Иран не совершил прорыв в ядерной сфере. Вашингтон и Пекин также выигрывают от энергетической и продовольственной безопасности, хотя и по разным причинам. Китай является крупнейшим в мире импортером топлива и продовольствия, а Соединенные Штаты всеми силами пытаются снизить инфляцию.
Руководство в Вашингтоне и Пекине понимает, что вооруженный конфликт на Украине не закончится на полях сражений и что после него у этой страны будут колоссальные потребности. Пекин обладает уникальным влиянием на Москву и наверняка хотел бы сыграть свою роль в процессе мирного урегулирования, в том числе как гарант всеобъемлющего соглашения о прекращении огня или остановки боевых действий. Китай также наверняка хочет, чтобы его попросили принять участие в восстановлении Украины.
Конечно, у Пекина свои мотивы для сотрудничества с Западом по Украине. В большей степени он руководствуется стремлением улучшить отношения с Европой, но не с США. Это нормально. Вашингтону надо просто воспользоваться стремлением Си к международному признанию в качестве мирового лидера и подтолкнуть Китай к тому, чтобы он взял на себя больше обязательств по преодолению глобальных проблем. Если Пекин будет практически содействовать укреплению стабильности на Ближнем Востоке, как было весной, когда он помог договориться Ирану и Саудовской Аравии, станет укреплять продовольственную и энергетическую безопасность во всем мире или настаивать на установлении справедливого и прочного мира на Украине, такие действия будут служить его собственным интересам. Что примечательно, по всем этим вопросам интересы Пекина и Москвы не совпадают.
Вашингтон и Пекин также заинтересованы во взаимодействии в сфере глобальной макроэкономики и в разрешении долговых проблем развивающихся стран. Чтобы план облегчения долгового бремени развивающихся стран пользовался доверием, к нему должны подключиться две крупнейшие в мире экономики. Руководство Китая с уважением относится к знаниям и эрудиции Джанет Йеллен и будет радо видеть ее в Пекине.
Дальновидное терпение
Если администрация Байдена начнет прилагать дипломатические усилия в целях ослабления напряженности и формирования общей повестки с Китаем, критики в Конгрессе непременно обвинят ее в примиренчестве. Белый дом знает об этом. Тем не менее, у Байдена и его аппарата есть несколько важных причин для того, чтобы не обращать внимания на такие реакционные голоса и продолжать усилия по достижению конкретных целей. Во-первых, условия президентской гонки в США изменились, поскольку экс-президенту Дональду Трампу предъявляют все новые обвинения. Перспективы этих дел неясны, но разумно предположить, что эти проблемы будут отнимать у него и других кандидатов от Республиканской партии много времени и сил, так как они будут вынуждены либо защищать Трампа, либо дистанцироваться от него.
Во-вторых, если рассматривать ситуацию в глобальном контексте, американская экономика по своим показателям довольно сильна. Американские компании продолжают внедрять инновации, в том числе, в сфере генеративного искусственного интеллекта. Уровень безработицы в стране низок. Америка закрепилась на позициях энергетической сверхдержавы. Ее финансовая система занимает центральное место в мировой экономике, а доллар прочно стоит на позициях мировой резервной валюты. Демографические показатели в США, несмотря на последние данные о старении населения, очень неплохие в сравнении с другими странами развитого мира, и особенно в сравнении с Китаем. Такие сильные стороны позволяют администрации Байдена действовать в дипломатических отношениях с Китаем упреждающе, уверенно, но сдержанно, реализуя свою вполне конкурентоспособную стратегию.
США уступили ОАЭ России и Китаю?Дипломатические жесты американских политиков все хуже срабатывают с ОАЭ. После многих лет сотрудничества с США в Абу-Даби поняли, что с такими друзьями не надо врагов, и начали поиски партнеров в других частях света, пишет The Hill. А отношения с Америкой теперь вряд ли улучшатся.
24.06.202300
В-третьих, союзники США хотят, чтобы Вашингтон держал двери открытыми для дипломатии — даже когда Пекин не желает через эти двери проходить. Настаивая на более прочных отношениях с КНР, Соединенные Штаты могут подать всему миру сигнал о том, что они не препятствуют стабильным отношениям между крупными державами. Это, в свою очередь, даст американским партнерам возможность теснее взаимодействовать с Вашингтоном по конкретным вопросам, имеющим отношение к Китаю, поскольку никто уже не будет расценивать такие действия как участие в антикитайской коалиции.
Конечно, все эти усилия могут потерпеть крах, поскольку для этого есть сотни предпосылок. Но администрация Байдена находится в выигрышном положении, прилагая усилия внутри страны и расширяя взаимодействие с зарубежными союзниками. Сейчас она может себе позволить вместе с Пекином осуществлять действия по снижению риска конфликта, по уменьшению пространства для просчетов и по привлечению Китая к работе по преодолению глобальных вызовов. Если администрация сумеет терпеливо и настойчиво налаживать контакты и сдержанно продвигать скромные планы, умеряя надежды на серьезный прогресс, у нее будет больше шансов добиться успеха.
Автор: Райан Хасс (Ryan Hass)