Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Большинство поляков считает, что Зеленский от имени своего народа должен попросить прощения за "волынскую резню", пишет "Европейская правда". Стремление Киева уклониться от извинений нанесет непоправимый удар по отношениям двух стран.
"Вместе почтим память всех невинно убитых на Волыни! Память нас объединяет! Вместе мы сильнее", – так польский президент Анджей Дуда прокомментировал свой визит в Луцк, где девятого июля он вместе с украинским президентом Владимиром Зеленским принял участие в экуменическом богослужении.
Польша отмечает очередную годовщину Волынской трагедии одиннадцатого июля – и в этом году это восьмидесятая годовщина. При этом печальная годовщина совпала с предвыборной кампанией у соседей – осенью в Польше пройдут очень важные парламентские выборы, результат которых пока не очевиден.
В такой ситуации существовало опасение, что события восьмидесятилетней давности будут использоваться в избирательной борьбе. И это способно нанести удар по отношениям Украины и Польши.
Основания так считать появились не на ровном месте. Опрос, проведенный CBOS, показывает: по мнению большинства поляков, Владимир Зеленский от имени своего народа должен попросить прощения за преступления на Волыни.
Разница заключается лишь в том, что пятьдесят процентов польских респондентов считают, что эти извинения должны быть высказаны как можно скорее, а двадцать восемь процентов – уже после завершения конфликта.
Показательно, что поляки забыли, что такие извинения от украинского президента уже были высказаны, причем неоднократно. А в июле 2016 года тогдашний президент Петр Порошенко стал на колени перед монументом жертвам Волынского конфликта, расположенного в варшавском районе Жолибож.
При таких раскладах поступок польского президента действительно очень важен. По меньшей мере, он позволяет снизить уровень напряжения и усложняет использование темы Волыни в политической борьбе.
Может быть, это не единственный шаг Анджея Дуды в этом направлении. В частности, ранее он анонсировал "ряд совместных польско-украинских мероприятий", посвященных памяти жертв "волынской резни".
Кстати, это уже не первые усилия Анджея Дуды по снижению напряженности в вопросе, вокруг волынской трагедии. В мае спикер польского МИД Лукаш Ясина сделал заявление, в котором потребовал извинений и большего раскаяния от Владимира Зеленского за события на Волыни. Это заявление вызвало острую реакцию украинского посла, но вместе с тем и канцелярии президента Польши. В конце концов, Ясина был вынужден отправиться в бессрочный отпуск.
И хотя, как считается, это заявление было скорее поводом для наказания, а не реальной причиной, этот случай стал сигналом для чиновников, которые хотели добавить себе политической популярности за счет хайпа на острых вопросах украинско-польской истории.
Стоит отметить: такая позиция не встречает полного восприятия даже у руководящей польской партий "Право и справедливость".
В частности, несколькими днями ранее польский премьер Матеуш Моравецкий также посетил Украину для чествования памяти волынских жертв. Этот визит не сопровождали высшие украинские чиновники, а потому это был скорее сигналом консервативной части электората ПиС: мол, партия остается непоколебимой в своих требованиях к украинцам признать "историческую правду" и взять на себя единоличную ответственность за эти преступления.
Напомним, что украинская сторона, не ставя под сомнение совершенные военные преступления против мирного польского населения, отмечает, что подобные преступления совершали обе стороны, а потому ответственность должна быть обоюдной.
Так или иначе, сейчас есть основания надеяться, что печальная годовщина не нанесет вреда отношениям Украины и Польши. По крайней мере, в этом году.
Впрочем, так же справедливо и то, что эта проблема останется и через некоторое время она снова станет угрозой для двусторонних отношений.
Вопрос лишь в том, когда это произойдет в следующий раз, ведь новая "круглая" дата будет нескоро. Но если ПиС окажется в оппозиции, они могут радикализировать свои действия, в том числе и в вопросе отношений с Украиной в сфере исторической памяти.
Еще один неприятный урок последних лет: есть определенный, и не очень малый процент поляков, которых не устроят никакие уступки с украинской стороны. Ни новые извинения от первых лиц, ни официальное признание Верховной радой Украины событий 1943 года как "геноцида, совершенного украинскими националистами" (к чему нас постоянно призывает официальная Варшава).
Остается надеяться, что с годами будет расти процент поляков, которым эти извинения будут не нужны (сейчас, согласно цитируемому опросу CBOS, таких лишь тринадцать процентов).
Позитивным моментом является то, что семьдесят восемь процентов поляков верят в возможность украинско-польского примирения.
Впрочем, вероятнее всего, это примирение будет достигнуто тем, что и для украинцев, и для поляков нынешнее сотрудничество между странами, а также перспективы этого сотрудничества в будущем будут важнее исторических споров.
Шестнадцать месяцев конфликта на Украине, несмотря на все прежние трагедии, существенно сблизили украинцев и поляков. Это тот символический капитал, что способен если не поставить точку в исторических спорах, то, по крайней мере, уменьшить их актуальность для нашего будущего.
Почему участники саммита НАТО не дали Украине приглашение в альянс. Три причиныНАТО отказалась пригласить Украину стать членом альянса во время саммита организации в Вильнюсе, пишет "Страна". Главной причиной такого решения стало нежелание блока оказаться втянутым в прямой конфликт с Россией.
12.07.202300
Это тот путь, который рано или поздно позволит заработать формуле о том, что историю надо оставить историкам. Или, по меньшей мере, не подпускать к ней политиков.
Автор: Юрий Панченко