"Солярис", "Кин-дза-дза!"... Сто лет истории "Мосфильма", крупнейшей киностудии России

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Самой выдающейся киностудией России является "Мосфильм", пишет Yahoo News Japan. За свою долгую деятельность компания создала множество шедевров, которые вошли в историю кино и покорили сердца зрителей со всего мира. Студия и сегодня радует новыми проектами и находит путь на Запад, заключает автор.
В 2023 году российской киностудии "Мосфильм" исполняется сто лет (ошибка автора, столетие будет в 2024 году, — Прим. ИноСМИ). "Мосфильм" является продюсерской и дистрибьюторской компанией, создавшей многие шедевры, которые блистают в истории кино. Среди них — "Броненосец „Потемкин“" (1925), который фигурирует во всех мировых учебниках по кинематографу, и "Дерсу Узала" (1975) режиссера Акиры Куросавы. Студия и сегодня выдающимся образом представляет российское кино и продолжает производить множество фильмов.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram

Работы "Мосфильма" покорили не только россиян, но и великого Чаплина, а также других известнейших европейских и американских кинематографистов

"Мосфильм" родился в 1923 году. В Союзе Советских Социалистических Республик, который был основан после Великой русской революции, несколько кинопроизводящих компаний были национализированы и объединены в одну киностудию, которая послужила базой для "Мосфильма". Позже, после изменения организации и ее переменования, в середине 1930-х годов вошло в обиход название "Мосфильм".
Кино всегда было популярно в России, но советское правительство обратило на него особое внимание как на важный инструмент политической пропаганды. Оно поощряло создание фильмов для продвижения в массы идей социализма и коммунизма. В таких условиях Сергей Эйзенштейн, перешедший от авангардного театра к кинематографу, создал свой шедевр "Броненосец „Потемкин“". Эта работа, пример высококлассного монтажа, передающего историю и сильные эмоции путем объединения образов, очаровала не только отечественных, но и западных кинематографистов того времени, таких как Чарльз Чаплин и Дуглас Фэрбенкс.
В российском кинематографе наблюдается хаос после приостановки проката голливудских фильмовПять крупных голливудских кинокомпаний вывели свои фильмы из российского проката, пишет Le Figaro. Это отрицательно сказалось на местной киноиндустрии. Кинотеатры готовятся выпустить на экраны фильмы производства других стран, но тут тоже есть загвоздка.
После Второй мировой войны, когда наступила эпоха холодной войны, пропагандистская окраска фильмов усилилась, но в 1950-х годах, во время правления Хрущева, Советский Союз взял курс на мирное сосуществование с Западом. В 1962 году на "Мосфильме" дебютировал гениальный Андрей Тарковский со своим художественным фильмом "Иваново детство" о мальчике, который стал в войну разведчиком. После этого именно за созданные на "Мосфильме" шедевры "Солярис" (1972) и "Зеркало" (1975) Тарковский получил широкое международное признание. Действие фантастического и философического "Соляриса" происходит на просторах Вселенной. А "Зеркало" — это фильм-притча, в котором Тарковский с неподражаемым мастерством раскрыл свое внутреннее "я".
В 1966-1967 годах на "Мосфильме" был снят эпохальный четырехсерийный фильм "Война и мир", основанный на всемирно известном произведеним Толстого. А в 1971 году появился "Дядя Ваня" по чеховским мотивам. Интересно, что в Японии пьеса "Дядя Ваня" послужила базой для знаменитого фильма Рюсукэ Хамагути "Сядь за руль моей машины" (Drive my car), который появился еще в 1921 году и очень полюбился местным зрителям.
На "Мосфильме" было создано много прекрасных произведений, таких как "Неоконченная пьеса для механического пианино" (1977) или "Москва слезам не верит" (1980) (фильм 1979 года, в 1980 была премьера, — Прим. ИноСМИ). Последний фильм изображает трех женщин, ищущих себя в жизни. "Мосфильм" известен прекрасными сказочными лентами типа "Ильи Муромца" (1956) и "Вия" (1967) с удивительными для того времени спецэффектами. Культовым фильмом в Японии стала трагикомедия "Кин-дза-дза!". "Мосфильм" всегда мощно поддерживал кинокультуру в СССР и России.
Распад Советского Союза в 1991 году, конечно, нанес удар по государственному "Мосфильму", но с тех пор студия восстановилась и в последнее время начала производить сто фильмов в год. Она выпускает фильмы широкого спектра жанров — боевики, такие как "Ночной дозор" Тимура Бекмамбетова (2009) (ошибка в дате, 2004, — Прим. ИноСМИ), фильмы-катастрофы "Экипаж" (1979) и его ремейк 2016 года, человеческие драмы "Анна Каренина" (1967) и ремейк "Анна Каренина. История Вронского" (2017). Все они находят путь на западные рынки и к сердцам зрителей.
В последние годы "Мосфильм" продолжает пробовать новые инициативы, такие как создание музея в своей студии. Но один из его проектов, который привлекает большое внимание, — это создание официального канала на YouTube. На нем бесплатно доступны более 1,4 тысячи видеороликов, в том числе фильмы и драмы, снятые за почти столетнюю историю "Мосфильма", а также короткометражные клипы из различных фильмов. В эту линейку вошли шедевры, представляющие "Мосфильм" (там можно посмотреть все работы студии, упомянутые в этой статье).
Для снятия языкового барьера "Мосфильм" снабдил многие видеоролики английскими субтитрами. Примером служит сцена "Одесская лестница" из "Броненосца „Потемкин“", которой Терри Гиллиам и Брайан Де Пальма отдали дань уважения в своих работах. В видео "Мосфильма" ее можно рассмотреть поближе, как и тщательно снятые картины осенней природы в "Дерсу Узала", чтобы полностью насладиться ими.
Особенно сильной стороной "Мосфильма" остается, то что на студии было создано много работ исключительного масштаба и высокого художественного качества. В фильм "Война и мир", помимо прекрасно воспроизведенных интерьеров и костюмов эпохи начала XIX века, включены многочисленные батальные сцены, в которых было задействовано 120 тысяч статистов. Такие фильмы в жанре фэнтези, как "Каменный цветок" (1946), и приключенческая картина "Садко" (1952), относящиеся к категории семейных, с точки зрения операторского искусства и спецэффектов превосходят западное кино того же периода.
Как кино возрождает индустрию туризма?

На YouTube-канале "Мосфильма" можно бесплатно посмотреть все шедевры "поэта кино" Андрея Тарковского!

Все художественные фильмы Тарковского советских времен были произведены на "Мосфильме". Андрей Тарковский, отцом которого был известный русский поэт Арсений Тарковский, окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии в 1961 году и в том же году занял первое место на Нью-Йоркском международном конкурсе студенческих фильмов со своей дипломной работой "Ролик и скрипка" (1960). В следующем году его первый полнометражный фильм "Иваново детство" получил Гран-при Венецианского международного кинофестиваля. Это произведение — грустная и красивая история о мальчике, который потерял на войне родителей и стал разведчиком. Этот фильм увлекает фантастическими образами, в которых также используются экспериментальные для того времени средства выражения.
"Андрей Рублев" 1969 года (снят в 1966, в 1969 была премьера, — Прим. ИноСМИ) — биографический фильм Тарковского о жизни великого русского иконописца XV ​​века Андрея Рублева. В то время широкий прокат картины был запрещен из-за излишне религиозного содержания, но она была выпущена в сокращенной версии с вырезанными сценами.
"Солярис" — это первый контакт между океаном, способным материализовать человеческое подсознание, и ученым, который посещает другую планету для ее изучения. Спецэффекты космической станции, "океанские" спецэффекты и декорации скоростной автомагистрали Токио, поданной, чтобы показать футуристический город, также являются впечатляющими и яркими моментами, которые несколько отличаются от тогдашней западной научной фантастики.
"Зеркало" — кинематографическая поэма Тарковского, в которой он путешествует в воспоминаниях о настоящем и прошлом, используя себя в качестве основного мотива фильма. Границы времени неоднозначны, а жену и сына главного героя играют те же актеры, что и мать и юное "я" в воспоминаниях режиссера, что придает странное ощущение течению времени. Методы использования сложной фотографии и звука также уникальны, так как насчет того, чтобы попробовать этот мир?
"Сталкер" (1979) — второй научно-фантастический фильм Тарковского. История сталкера (браконьера), который тайно водит людей в "комнату, исполняющую желания", что находится в запретной зоне, похожей на руины. Эта зона священна или опасна? Символически спроецированная атомная электростанция, девушка-инвалид, использующая странные силы, и сталкер, который постепенно ослабевает. С этим произведением, открытым для различных интерпретаций, Тарковский перенес свою деятельность за границу.
Автор: Дансиро Симму

Комментарии читателей:

you
Плечом к плечу с "Мосфильмом" стоит и киностудия "Ленфильм", которая расположена в Ленинграде (теперь Санкт-Петербурге). Очень хотелось бы, чтобы японскому читателю рассказали и о ней.
lim
Очень люблю фильм "Солярис"!
Загадочная русская душа
sa1
А лично я всем рекомендую кинокартину "Москва слезам не верит", о которой здесь упоминалось лишь вкратце. Когда речь идет о советских фильмах, легко занять какую-то "оборонительную" позицию, но в отношении этого в этом нет никакой необходимости. Это правда, что местом действия произведения является Советский Союз, но его можно смотреть с таким же интересом, с каким мы смотрим и западные киноленты. Просто этот фильм чуть более затянутый.
ntm
"Солярис" просто отличная картина!
to1
Таинственная планета в "Кин-дза-дза!".
Я купил DVD после того, как несколько раз посмотрел этот фильм. Хотя ходят легенды о том, что режиссер был вдохновлен "Звездными войнами", содержание картины очень креативное и сюрреалистичное. Говорят также, что в России даже сейчас среди людей старшего возраста весьма популярны шутки с позой "Ку-у!" из фильма.
meifu mado
Когда я учился в старших классах, то был одержим кино, поэтому часто смотрел старые европейские и советские фильмы не только на роуд-шоу в кинотеатрах, но и на показах архивных шедевров, и на независимых показах.
Монтаж, представленный в "Броненосце „Потемкин“", является первым, в котором используется прием "объединения нарезок", чтобы показать историю с разных сторон и оживить сцену. Сейчас он стал уже обычным явлением.
ТМА-1
Прошло более 20 лет с тех пор, как я смотрел "Броненосец „Потемкин“" на показе с живой музыкой.
Я видел советский фильм Тарковского "Иваново детство" в SAB Hall (думаю, сейчас это концертный зал) в Осаке.
Я несколько раз ходил на "Солярис" и "Сталкера", потому что их крутили довольно часто.
"Солярис" часто упоминают в одном ряду с "Космической одиссеей 2001 года" как образец научно-фантастических фильмов. Но Тарковский сказал, что "2001 год" был нужен "только для того, чтобы показать развитие науки и техники". Я был шокирован, когда он раскритиковал картину.
И все же "Солярис" остается для меня одним из лучших фильмов. Правда, наряду с "2001 годом".
Обсудить
Рекомендуем