Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Как оказалось, солидарность Варшавы с Киевом имеет предел, пишет Politico. Между ними встал финансовый вопрос, вызванный неконтролируемым ввозом украинского зерна в государства ЕС. Поляки, которые не хотят, чтобы чужая продукция заполняла внутренний рынок страны, решились на ультиматум.
Варшава заявляет, что будет действовать самостоятельно, если Брюссель не продлит импортные ограничения на украинскую сельскохозяйственную продукцию.
Солидарность Варшавы с Киевом не знает границ. Ну, почти не знает. Просто все сводится к деньгам.
Прошло больше года с того момента, как ЕС установил сухопутные "коридоры солидарности", чтобы помочь вывезти с Украины миллионы тонн сельскохозяйственной продукции, которая является главной статьей экспорта страны. И вот теперь Варшава грозит во второй раз закрыть свои границы, если Брюссель не введет временные ограничения и не выделит деньги, чтобы этот товар не оставался в Польше.
Такие односторонние действия станут нарушением общих для Евросоюза торговых правил, однако Варшава утверждает, что они необходимы, так как украинская продукция, экспорт которой по традиционным черноморским маршрутам вновь перекрыла Россия, наносит ущерб польским фермерам.
Какими будут последствия приостановки зерновой сделки? В мире сейчас нет дефицита зерна, и конец зерновой сделки не приведет к немедленной трагедии. Таковы подсчеты экспертов французской Monde. Тем не менее в среднесрочной перспективе трудности могут возникнуть. Могут помочь 12,5 млн. тонн зерна из России. Но Запад не допускает их продажу: боится роста влияния Москвы.
18.07.202300
"Интересы наших фермеров для нас первостепенны, — заявил польский министр сельского хозяйства Роберт Телус (Robert Telus) после встречи с чиновниками стран ЕС. — Наши решения не направлены против кого бы то ни было; они принимаются прежде всего в интересах наших фермеров".
Когда в прошлом году Москва начала вооруженные действия против Киева и ввела блокаду его черноморских портов, восточные государства Европейского союза, такие как Польша, Румыния и в меньшей степени Болгария, Венгрия и Словакия, столкнулись с тем, что к ним в беспрецедентном количестве хлынуло украинское зерно.
Причины были удивительно просты. Несмотря на конфликт, торговля зерном все равно осуществляется на рыночной основе, и, как всегда, покупатель ищет и находит более дешевый товар. Украинское зерно высокого качества, и оно недорогое, — но только в том случае, если его перевозить морем или по суше на небольшие расстояния.
Что касается зерна, отправляемого в Польшу, то оно осело в восточных регионах, которые граничат с Украиной.
Телус обвинил в транспортировке украинского зерна через границу международных трейдеров, заявив, что они сбывают товар местным посредникам, таким как мукомольные предприятия и производители фуража. Польские же фермеры столкнулись с тем, что спрос на их продукцию упал.
Вопрос солидарности
Но у Польши и четырех других стран оказалось мало союзников, готовых их поддержать.
"Этот временный запрет абсолютно необходим, так как эти государства не выдержат давления", — сказал польский еврокомиссар по сельскому хозяйству Януш Войцеховский (Janusz Wojciechowski).
Другие же смотрят на это иначе.
Высокопоставленные украинские руководители подвергли ограничения критике, а президент Владимир Зеленский заявил, что продление запрета "абсолютно недопустимо, и это не по-европейски".
"Наша позиция ясна: блокирование украинского экспорта по суше после 15 сентября, когда истечет срок действия соответствующих ограничений, недопустимо ни в какой форме", — написал Зеленский в понедельник вечером в своем Telegram-канале.
Польша пошла наперекор ЕС по поводу зерна с Украины. Моравецкий: Мы не откроем границыПольша не побоялась пойти наперекор ЕС по поводу украинского зерна и закрыла для него свою границу, сообщает Gazeta.pl. Причина – разорение собственных фермеров. Но читателям не понравилось решение Моравецкого. Они обвинили его в трусости и жадности и посоветовали запастись ватником – для общения с фермерами.
20.07.202300
Отчаяние Зеленского вызвано тем, что российский президент Владимир Путин прекратил действие черноморской зерновой инициативы, вновь ввел морскую блокаду и нанес серию воздушных ударов по украинским портам. В рамках зерновой сделки, заключенной при посредничестве ООН, Киев за прошлый год вывез на мировые рынки 33 миллиона метрических тонн зерна. Теперь же, когда в стране идет уборочная, этот маршрут закрыт.
Многие державы ЕС, включая Францию, Германию и Испанию, поддерживают позицию Украины. Признавая, что ее зерно ухудшило положение некоторых европейских фермеров, они говорят, что торговые ограничения подорвут целостность внутреннего рынка Евросоюза и усилия блока по помощи Киеву.
"Это не программа по исполнению желаний, когда ты выбираешь, что хочешь, берешь у Брюсселя деньги и одновременно закрываешь границу", — сказал министр сельского хозяйства Германии Джем Оздемир (Cem Özdemir). Он добавил, что от действий Польши выигрывает одна только Россия, стремящаяся выдавить Украину с глобального рынка зерна.
Действующие ограничения истекают 15 сентября — за месяц до того, как поляки пойдут на участки для голосования, чтобы избрать новое правительство.
Фермеры — это ключевая группа избирателей, и находящееся у власти правое правительство решительно заявляет, что не позволит завозить на польскую территорию украинское зерно. "Мы совершенно точно этого не допустим", — заявил министр Телус.
Все из-за денег
Брюссель не занял никакой позиции в связи с польскими угрозами, а вместо этого решил организовать за закрытыми дверями переговоры между странами-членами ЕС и Киевом.
Пока Еврокомиссия колеблется, Литва предложила отправлять украинское зерно на экспорт через Польшу в свой портовый город Клайпеду, а также в четыре порта Эстонии и Латвии.
Отношение поляков к украинцам меняется. "Правительство делает больше для беженцев, чем для своих граждан"В прошлом году поляки приняли украинских беженцев с распростертыми объятиями и большим желанием помочь. Но теперь ситуация меняется, пишет Bankier.pl. Согласно результатам опроса, половина поляков считает, что их правительство делает для украинцев больше, чем для них самих.
25.07.202300
Но с каждым километром транспортные расходы увеличиваются, из-за чего украинская сельхозпродукция становится менее конкурентоспособной на мировом рынке. Кроме того, неизбежны логистические затраты, связанные с расширением пропускной способности железных дорог и с увеличением емкости хранилищ. И никто — меньше всех Варшава — не желает платить по счетам, которые могут составить в сумме сотни миллионов евро.
Телус сказал, что если Брюссель или какие-то страны ЕС хотят профинансировать перевозку зерна через Польшу, то их предложение будет с радостью принято.
"У Еврокомиссии всегда есть средства на самые разные расходы, так что она вполне может найти средства и профинансировать зерновые перевозки, — заявил он. — Польша активно поддерживает Украину и помогает ей. Думаю, никто в этом не сомневается. Но такую помощь должны равномерно оказывать все страны, а не только Польша и другие приграничные государства".
Телусу предстоит найти ответ на очень важный вопрос: кто на самом деле завозит в Польшу украинское зерно. Ходят слухи, что высокопоставленные чиновники из правительства в Варшаве рекомендуют компаниям пользоваться низкими ценами и доставлять продукцию в Польшу.
Телус, занявший свой пост в апреле, говорит, что обнародует список таких предприятий.
Пока он этого не сделал. В связи с этим появились предположения, что подобная публикация поставит в неловкое положение лагерь правящей партии прямо накануне выборов.
Депутат польского сената Ян Яковский (Jan Maria Jackowski) на прошлой неделе потребовал от Телуса выполнить данное обещание. "Публикация списка очень важна для понимания ситуации, — отметил он. — Если все соответствует тому, о чем говорится в появляющихся комментариях, то мы имеем дело с одним из крупнейших скандалов в Польше за последние годы".
Автор: Бартош Бжезинский (Bartosz Brzeziński)