Восточные регионы Финляндии приходят в упадок. Что предпримет правительство страны?

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Деловая жизнь у восточной границы Финляндии замерла. Yle описывает ситуацию в регионе, где некоторые компании почти полностью существовали за счет российских туристов. Их отсутствие привело к многочисленным банкротствам, и надежды на помощь правительства мало.
Корабль M/S Carelia стоит пустой в порту Лаппеенранты. Кирсти Лайне (Kirsti Laine) рассматривает деревянную статую капитана, у которой кто-то отпилил руку. Она чувствовала себя такой же беспомощной полгода назад, когда ее компания Saimaa Travel объявила о банкротстве. Почти 20 лет круизов в Выборг остались позади, компания больше не совершает рейсы в Россию. На момент банкротства компания имела долг около 260 тысяч евро.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
"Слезами горю не поможешь. Сейчас я не поддерживаю контакты с российской стороной. Но Выборг навсегда останется в моем сердце, мне не хватает этого города", — говорит Лайне.
Saimaa Travel — не единственная компания, которую постигла такая участь. Некоторые компании, особенно у юго-восточной границы Финляндии, почти полностью существовали за счет российских туристов. Например, временно закрыты магазины и кафе сети Disas Fish, расположенные у границы. В тяжелом положении находятся и другие предприятия, которые были ориентированы на клиентов, прибывающих из России.
В начале июля спа-отель в Иматре начал коллективные переговоры, по итогу которых 20 сотрудников могут потерять работу. Одна из причин проблем — отсутствие российских туристов и рост цен.
Количество обанкротившихся финских компаний увеличилось на 21% по сравнению с прошлым годомВ период с января по июнь банкротами были признаны 1325 финских компаний, что на целых 200 компаний больше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщает Aamulehti. Это рекордное количество за последние десять лет. И тенденция сохраняется.

Финансирования нет, инвесторы опасаются

Центральный союз деловой жизни Финдяндии (Elinkeinoelämän keskusliitto, EK) оценивает привлекательность различных регионов Финляндии для ведения бизнеса каждые два года в рейтинге Kuntaranking.
В рейтинге Kuntaranking за 2023 год города Восточной Финляндии занимают следующие позиции: Коувола оказалась на последнем месте, перед ней — регион Котка-Хамина, еще выше по списку — Миккели, Савонлинна и Лаппеенранта. Восточные регионы долгое время занимали неважные места в рейтинге, однако, к примеру, в 2015 году, Лаппеенранта оказалась на 16-м месте из 25 — то есть была в середине списка.
А вот западная Финляндия — например, Сейняйоки, Раума, Сало и Турку — занимает ведущие позиции уже более десяти лет. <...>

После начала конфликта на Украине стало меньше поддержки от ЕС

Конфликт на Украине уже сказался на финансировании Евросоюзом восточных приграничных регионов Финляндии. В конце зимы 2022 года ЕС приостановил подготовку программ приграничного сотрудничества на период 2021–2027 годов. Для Финляндии это означало отмену трех программ у восточной границы.
Когда российские туристы исчезли, финские предприниматели начали бороться за отечественных клиентовКогда российские туристы исчезли, финские предприниматели сделали ставку на отечественных клиентов, но финны сейчас живут от зарплаты до зарплаты, сказал в беседе с Yrittäjät владелец небольшой туристической фирмы. Десять лет назад 80% клиентов его компании составляли россияне. Теперь их нет, и надежд на улучшение ситуации тоже.
<...> Финляндия — не единственная европейская страна, восточная граница которой испытывает сложности. Зимой Региональный союз Южной Карелии начал сотрудничать с восточными приграничными районами Эстонии, Латвии и Литвы, которые сталкиваются со схожими проблемами. Регионы приступили к работе, цель которой — повлиять на будущие программs ЕС и их финансирование.

Новый министр разрушила надежды на строительство Восточной железной дороги

<...> В программе правительства нового премьер-министра Петтери Орпо (Petteri Orpo) указаны конкретные средства для поддержки восточных приграничных регионов.
В инвестиционной программе объемом 4 миллиарда евро на развитие участка железной дороги между Луумяки и Иматра было выделено 215 миллионов евро. Его значимость для организации грузовых перевозок значительно возросла после прекращения судоходства по Сайменскому каналу.
Однако новый министр транспорта и связи Лулу Ранне (Lulu Ranne) проект закрыла. В июне министр заявила в интервью Yle, что "от Восточной железной дороги нет никакого толка".
В правительственной программе уделяется внимание развитию в восточных регионах ветроэнергетики. Однако Силы обороны не склонны поддержать эту идею, поскольку ветряные электростанции могут стать помехой для ведения радиолокационного наблюдения на восточной границе.
Вот в каком плачевном состоянии экономика Финляндии находится на самом делеСоотношение государственного долга Финляндии к ВВП может превысить 100% уже в следующем десятилетии, сообщает Verkkouutiset. Это означает, что состояние финской экономики хуже, чем считалось. К тому же ВВП страны сократится в 2023 году на 0,2%, а это означает, что ее экономика находится в рецессии.
В период работы прошлого правительства министерство труда и экономики планировало продолжить развитие Восточной Финляндии. Правительство намеревалось способствовать укреплению жизнеспособности внешних приграничных территорий ЕС в Финляндии, однако пока все ограничивается словами. <...>

Будущее предпринимателей теперь под вопросом

Пережившая банкротство Кирсти Лайне до сих пор не знает, что делать дальше. В офисе компании еще предстоит провести уборку, а с корабля M/S Carelia нужно снять старые растяжки и вывески.
Поступило несколько предложений от потенциальных партнеров. Saimaa Travel пользовалась известностью в Лаппеенранте.
"Со временем наверняка получится организовать что-то новое — самостоятельно или вместе с партнерами".
Автор: Ясмина Каута (Jasmina Kauta)
Обсудить
Рекомендуем