Почему нефть и газ никуда не денутся

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
У Запада нет шансов отказаться от нефти и газа в ближайшей перспективе, пишет Spiked. Автор отмечает, что глобальный спрос на нефть в прошлом месяце превысил допандемийный пик. А в будущем миру потребуется не только не меньше, а гораздо больше ископаемого топлива, считает он.
Переход на чистую энергию — не более чем самообольщение.
Премьер-министр Великобритании Риши Сунак подтвердил на этой неделе, что выдаст 100 новых лицензий на добычу нефти и газа в британской части Северного моря. А еще — что выделит миллионы фунтов стерлингов на проект Acorn ("Желудь") по улавливанию и хранению углерода в Сент-Фергюсе в графстве Абердиншир. Планируется собирать двуокись углерода с нефтеперерабатывающих заводов, перекачивать ее из центральной Шотландии на побережье и закачивать в истощенные газовые месторождения под Северным морем.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Действия Сунака подчеркивают, что у Великобритании и остального мира нет реальных шансов отказаться от нефти и газа в ближайшей перспективе. "Даже достигнув чистого нуля в 2050 году, — признался Сунак, — мы по-прежнему будем удовлетворять четверть наших энергетических потребностей за счет нефти и газа". Кроме того, он подчеркнул, что переключение на импорт ископаемого топлива в зарубежных компаниях приведет лишь к его удорожанию. А это, в свою очередь, чревато увеличением углеродного следа "в два, три или четыре раза", чем если Великобритания сохранит собственную добычу нефти и газа, предостерег он.
Хотя не следует принимать статистику Сунака за чистую монету — никто ведь не представляет себе энергетических потребностей Великобритании в 2050 году — по существу он прав. Нефть и газ никуда не денутся, и тому есть веские причины.
Разумеется, нам хорошо знакома риторика защитников окружающей среды, которые горячо утверждают обратное. Зеленые уверяют нас, что "энергетический переход" — неумолимый глобальный разворот от ископаемого топлива к возобновляемым источникам электроэнергии— идет полным ходом, а на смену бензиновым автомобилям уже едут электромобили.
Именно поэтому зеленый свет от Сунака на дальнейшую нефтедобычу британское экологическое лобби неизбежно восприняло как откат назад. Кампания "Остановите нефть!" заклеймила Сунака как "климатического преступника". Экоактивист и телеведущий Крис Пэкхем назвал заявление Сунака "черным днем для всего живого". Даже обещаний упрятать часть выбросов двуокиси углерода в Северном море шотландским друзьям Земли показалось мало: проект Acorn они осудили за помощь "губительной для климата" нефтегазовой промышленности.
Эти люди ведут себя так, словно движение остального мира к "чистой энергии" уже предрешено. Они уверяют, что, отказавшись обезуглероживать нашу энергию наравне с остальными, Сунак превратил Великобританию в изгоя. Нам внушают, что глобальные инвестиции в возобновляемые источники энергии постоянно растут. Добыча нефти и газа в Европе методом гидроразрыва пластов уже запрещена. По словам зеленых ученых из Центра энергетических исследований Великобритании, "Дания, Франция и Ирландия перестали объявлять новые тендеры и обязались поэтапно сокращать добычу нефти и газа". А Международное энергетическое агентство утверждает, что никаких новых месторождений нефти и газа, помимо уже одобренных, для удовлетворения спроса на энергию не потребуется, и к 2050 году мир благополучно достигнет нулевых выбросов.
Европа по-прежнему получает российскую нефть, которую россияне экспортируют в Китай и Индию. Таков результат санкцийОжидать поражения русских на Украине бессмысленно, заявил экс-министр МВД Чехии Мартин Пецина в интервью Radio universum. Что же касается санкций, то Россия выживет — у нее есть поддержка Китая, Индии, Саудовской Аравии и всего БРИКС. Но что будет с Европой?
Но это далеко не вся картина. Во-первых, сжигать ископаемое топливо для производства электроэнергии благополучно продолжит Азия. Даже энергетическая консалтинговая компания Wood Mackenzie, которая считает идеал "нулевых выбросов" достижимым, отмечает, что более половины электроэнергии в Азии по-прежнему вырабатывается из угля: Китай только за 2022 год построил целый ряд угольных электростанций совокупной мощностью 100 ГВт, а Япония тоже предпочитает "чистый уголь". В анализе компании говорится, что спрос на нефть и газ в Азии также представляется "устойчивым". По ее оценкам, спрос на нефть вырастет в течение следующего десятилетия на 10% — даже при том, что, благодаря успехам Китая на ниве электромобилей и эффективного использования топлива, достигнет своего пика в 2033 году. "Преобразовать энергетические системы Азии — титанический труд", — признают аналитики.
Во-вторых, мировой спрос на нефть в прошлом месяце превысил последний, еще допандемийный пик в 102,3 миллионов баррелей в сутки, достигнутый в августе 2019 года. А Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК) считает, что примерно через 20 лет мировой спрос на нефть вырастет до 110 миллионов баррелей в сутки.
Наконец, настойчивые заверения МЭА, что для того, чтобы обеспечить весь мир электроэнергией, новых месторождений нефти и газа не понадобится, — в принципе нелепица. Согласно анализу самой организации, почти половина ожидаемого к 2050 году сокращения выбросов придется на "технологии, находящиеся на стадии прототипа или демонстрационного образца" — то есть еще не доступных на рынке. Имеющиеся же технологии — например, электромобили на замену бензиновым автомобилям и тепловые насосы на замену газовым котлам — не внедряются настолько широко, чтобы действительно снизить спрос на нефть и газ. Так, в 2022 году по дорогам мира колесило лишь менее 30 миллионов электромобилей. К концу же этого десятилетия их число должно вырасти примерно до миллиарда, чтобы расчеты МЭА сработали. Так что это прожектерство и воздушные замки.
Если же эти технологии внедрить не удастся, МЭА предвидит массовое изменение привычек ради снижения спроса на энергию и выбросов двуокиси углерода. Таким образом, сотням миллионам человек по всему земному шару придется подвозить друг друга ради экономии бензина, сбавить температуру в домах ниже 20 градусов, а кондиционером, наоборот, пользоваться лишь когда жара превышает 24 градуса — ну и так далее. Этому просто не бывать. Если же правительства попытаются навязать эти изменения сверху, то наверняка встретит ожесточенное сопротивление.
Что зеленый истеблишмент упрямо отказывается признавать, так это что в будущем миру потребуется больше ископаемого топлива, а никак не меньше. Дополнительные лицензии на добычу в Северном море — хорошее начало, но мы не должны на этом останавливаться, если хотим удовлетворить растущие потребности в энергии.
Обсудить
Рекомендуем