Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Попытки Киева атаковать нефтяные танкеры, которые загружаются в порту Новороссийска, приведут мировую экономику к энергетическому коллапсу, пишет "Страна". Цена на черное золото взлетит до ста долларов за баррель.
Нефть марки Brent стоит уже больше 85 долларов за баррель — это на 18% дороже, чем в июне. WTI торгуется на уровне 80,36 доллара. Котировки на оба сорта достигли 11-месячного максимума, и это еще не предел. В Goldman Saсhs прогнозируют, что новая планка для нефти — 90 долларов за баррель. И достигнет она ее совсем скоро.
Причин "нефтяной лихорадки" несколько. Саудовская Аравия и Россия уже сократили добычу, и будут новые ограничения. Саудовская Аравия планирует сократить добычу еще на миллион баррелей в сутки.
"Скорее всего, до конца года они будут держать рынок в минусе на три миллиона баррелей", — говорит аналитик Института стратегических исследований Юрий Корольчук. Россия сократила добычу на 500 тысяч баррелей в сутки. Между тем спрос на нефть сейчас в мире значительно вырос и уже есть дефицит, что дальше толкает цены вверх.
"Может быть и дополнительный фактор разгона цен на нефть. Если бы сейчас порт Новороссийск оказался заблокированным, цена очень быстро взлетела бы выше 100 долларов за баррель", — отмечает экономист Алексей Кущ.
К нефтяным котировкам привязаны практически все энергорынки. Плюс есть прямая зависимость между стоимостью нефти и ценами на автотопливо. "Нефть по 90 — это бензин на Украине по 60 гривен за литр", — говорит владелец сети АЗС "Прайм" Дмитрий Леушкин.
Для Украины фактор стоимости бензина может оказаться ключевым. Оптовые цены уже пошли вверх. К налоговой составляющей уже вскоре к стоимости на заправках добавится и "нефтяная наценка". "Это значит, что на пару процентов ускорится инфляция, все подорожает, ведь доля транспортной составляющей в стоимости товаров достигает 10–40% в зависимости от вида продукции", — сказал нам Кущ.
Нефть в дефиците и цена в 93 доллара на горизонте
Накануне выходных, в пятницу, 4 августа, мировые биржи закрылись с небольшим снижением котировок. Нефть марки Brent откатилась до 84,69 доллара за баррель. Но торговая сессия начиналась с 85,3 доллара за баррель. И, как прогнозируют эксперты, уже с понедельника биржи могут вернуться к росту.
Октябрьские фьючерсы на Лондонской бирже торговались по 85,26 доллара за баррель. По сравнению с предыдущим днем цена взлетела на 12 центов, а в четверг, 3 августа, подорожание составило почти 2 доллара за баррель. Сентябрьские фьючерсы нефти WTI в пятницу подскочили на 17 центов (до 81,72 за баррель), а днем ранее — на 2,05 доллара. Нефть дорожает уже шесть недель подряд. По сравнению с июнем цена выросла на рекордные 18% и держится на 11-месячном максимуме.
Алексей Кущ называет несколько причин, которые поднимают цену на нефть вверх. Первая — сокращение добычи. Саудовская Аравия уже подтвердила снижение на сентябрь на миллион баррелей в сутки. Напомним: в апреле саудиты уже сократили добычу на 500 тысяч тонн. И это ограничение остается как минимум до конца года.
"Не исключено, что будут и новые ограничения. Есть прогнозы, что Саудовская Аравия до конца этого и в начале следующего года может сократить добычу нефти на рекордные три миллиона баррелей в сутки", — отмечает Корольчук.
О дальнейшем сокращении заявила и Россия. Как сказал вице-премьер-министр РФ Александр Новак, в сентябре будет минус 300 тысяч баррелей в сутки. До этого Россия сократила добычу на 500 тысяч баррелей в сутки.
"Но это официально. С учетом потери рынков сбыта реальное сокращение не меньше миллиона", — отметил Кущ. Изначально сокращение добычи нефти пояснялось ожиданиями по сокращению ее потребления, что должно было произойти на скатывании в рецессию крупнейших экономик — США и Европы. "Но эти прогнозы не оправдались. Американская экономика чувствует себя лучше, чем ожидалось. Инфляция замедлилась, занятость растет, безработица на низком уровне. Европейская экономика, которая падала два квартала подряд, тоже немного оживилась, в частности наблюдается рост во Франции", — поясняет Куш.
Вторая причина — рост спроса на нефть. По оценкам Goldman Saсhs, он увеличился до рекордных 102,8 миллиона баррелей в сутки, что на 550 тысяч больше, чем ожидалось ранее. "Рост цен заставил многие страны пополнять свои стратегические резервы. Например, США запасли 300 тысяч тонн, Китай — 900 тысяч. Это еще больше разгоняет котировки", — добавил Кущ.
В итоге во втором полугодии ожидается дефицит нефти на уровне 1,8 миллиона тонн, а в 2024 году — 600 тысяч баррелей в сутки, прогнозирует Goldman Saсhs.
"Рост котировок на нефть сформирован изменениями ожиданий по балансу рынка. Согласно июльскому отчету Международного энергетического агентства, в 2023 году будет исторический рекорд спроса на нефть — больше 102 миллиона баррелей в сутки, что на 2,2 миллиона баррелей больше, чем годом ранее. При этом добыча странами ОПЕК существенно отстает от спроса (на 2,5 миллиона баррелей), а Россия сократила экспорт на 600 тысяч баррелей (до 7,3 миллиона). Отсюда и рост цен", — пояснил финансовый аналитик Андрей Шевчишин.
"Не стоит сбрасывать со счетов и такой банальный фактор, как желание нефтедобытчиков увеличить свои заработки. На волне COVID-19 они много потеряли, а после тотального карантина компенсировать эти потери так и не удалось, так как рост цен продлился недолго и был не таким значительным, как хотелось бы. Поэтому для них сейчас золотое время, и все будут пытаться заработать по максимуму", — подытожил Корольчук.
В Goldman Saсhs прогнозируют, что уже скоро нефть превысит отметку в 90 долларов за баррель, а ко второму кварталу 2024 года достигнет 93 долларов. "Этому может помешать разве что глобальная рецессия, но ее пока не ожидается", — говорит Кущ. Но есть факторы, которые, наоборот, могут еще больше разогнать ценники на нефть.
Новороссийский поворот
На прошлой неделе было несколько атак беспилотниками вблизи крупного российского торгового порта Новороссийск. Повреждения получил крупный танкер "Сиг".
Financial Times по этому поводу написала, что Вашингтон может быть недоволен нападением украинских морских дронов на Новороссийский порт, так как это создает угрозу экспорту российской, а также казахской нефти, что может привести к дополнительному росту цен на топливо, чего Байден пытается избежать накануне президентских выборов в США.
"США прилагают усилия, чтобы сохранить российскую нефть на рынке, остановить рост цен и не нанести вред мировой экономике, поскольку администрация Джо Байдена хочет, чтобы цены на нефть оставались стабильными перед президентскими выборами в следующем году", — утверждается в статье.
Через порт Новороссийск идет перевалка около 600 тысяч баррелей российской нефти в сутки (из 7–8 экспортных миллионов). Для экспорта нефти основными портами являются северные, балтийские и тихоокеанские. На которые, теоретически, россияне могут переправить часть потоков с Черного моря. Но вот для казахской нефти – путь через Новороссийск основной. В этом порту заканчивается магистраль Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) и далее идет перевалка 1,2 миллиона баррелей казахской нефти (свою долю там имеет американская компания Chevro). То есть цена вопроса — 1,8 миллиона баррелей.
"Это довольно большие объемы. Даже выпадение с рынка нескольких сотен тысяч баррелей уже провоцирует шторм на биржах. А тут почти 2 миллиона. Если они пропадут с баланса, рост цен на нефть сильно ускорится", — говорит Корольчук.
По словам Куща, если атаки ВСУ на Новороссийский порт продолжатся, "цена на нефть быстро перешагнет отметку в 100 долларов за баррель". "Если бы на момент ударов движение судов остановилось, уже была бы цена 100 долларов за баррель, а может, и больше. Для мировой экономики это приговор: она такой дорогой нефти сейчас просто не выдержит и быстро начнет скатываться в рецессию. 90–93 доллара за баррель — это потолок, при котором экономики могут работать без рисков глобального кризиса", — добавил Кущ.
Пока непонятно, как будут разворачиваться события вокруг Новороссийска дальше. Не исключен некий средний вариант, когда будут новые атаки (или их попытки) без масштабной блокировки. Это не грозит нефтью по 100 на следующий день, но реакция мировых бирж все же может последовать. "Добавится еще пара долларов к баррелю за счет новороссийского фактора", — говорит Корольчук.
Нефть по 90, бензин по 60
Что означает рост цен на нефть для мира и Украины? "К нефти привязаны ценовые формулы на всех энергетических рынках. Например, на нефтяной эквивалент ориентируются в долгосрочных контрактах на газ. До недавнего времени, когда нефть была сравнительно дешевой, средняя цена в таких контрактах составляла 200–270 долларов за тысячу кубов. Нефть по 85 — это газ уже по 300–350 долларов, а если котировки вырастут до 100 долларов, за газ по контрактам придется платить не меньше 400 долларов за тысячу кубов. Биржевая торговля газом реагирует на нефтяные котировки не так сильно, но она учитывает цены контрактов на газ. Так, если газ по контракту подорожает до 400 долларов, то на бирже может быть цена до 800 долларов", — пояснил Корольчук.
Украина покупает газ по спотовым (то есть биржевым) ценам. Впрочем, с начала конфликта импорт газа идет не очень активно, в основном Киев рассчитывает на собственную добычу, хотя еще 1,5 миллиарда кубов в этом году придется закачать, отметил Кущ.
Подорожание газа может потянуть за собой также рост цен на электроэнергию в Европе. "В целом подорожание энергетических товаров — газа, электроэнергии, угля — может разогнать темпы инфляции", — отметил Корольук.
Украине, чья энергосистема объединена с европейской и куда время от времени идет импорт из Европы, придется снова пересматривать верхние цены на электроэнергию. В последний раз их повысили совсем недавно, и главным аргументом были как раз поставки из ЕС, которые в прежние ограничения по ценам не помещались. Но рост верхней ценовой планки — это возможность для поставщиков поднять тарифы для бизнеса, что может сильно ударить по отечественным производителям. Например, ассоциация птицеводов призвала правительство не повышать цены на электроэнергию и заявляла, что доля электричества в себестоимости продукции птицеводства составляет 10–12%, а по некоторым видам — до 30%. Причем себестоимость растет на каждом этапе производства. Это значит, что готовая продукция может дорожать в геометрической прогрессии.
Но главный риск для Украины сейчас — ускорение динамики подорожания топлива. С 1 июля вернули налоги (НДС и акциз) на бензин, дизель и газ, и за месяц цены на АЗС уже выросли на 4 гривны за литр. Причем это только начало, так как сыграл пока только фактор НДС.
Польша боится России и в долг создает сильнейшую сухопутную армию в ЕвропеНи одно государство НАТО не вооружается с такой скоростью, как Польша, пишет Seznam zprávy. Из-за страха перед Россией и Белоруссией она хочет создать крупнейшую сухопутную армию в Европе. Однако Варшава на свои планы берет в долг сотни миллиардов злотых.
08.08.202300
<…>
Рост цен на топливо — это драйвер подорожания многих товаров и услуг. "Подорожают транспортировка автотранспортом и железнодорожные перевозки. Доля логистической составляющей в стоимости товаров варьируется от 10 до 40%, а это значит, что будет дорожать в буквальном смысле все. Что, конечно же, добавит пару процентов к инфляции. Если нефть подорожает больше, чем до 90 долларов, то удар будет еще сильнее", — подытожил Алексей Кущ.