Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Финны называют шведскую политику оппортунистической и даже трусливой, пишет автор статьи в Helsingin Sanomat. Во многих ситуациях Швеция сделала для Финляндии столько, сколько могла сделать — но только если при этом она не подвергала себя опасности.
"Шведы — отважный народ! Когда дела идут плохо, они становятся настолько смелыми, что даже готовы воздержаться от коктейльных вечеринок", — сказал в Вашингтоне в 1956 году финский дипломат Макс Якобсон (Max Johansson) журналистам, которые недоумевали, почему финны участвовали в праздновании годовщины Октябрьской революции в посольстве СССР, хотя шведы бойкотировали мероприятие из-за подавления Венгерского восстания.
Саркастическое высказывание Якобсона часто цитировали в Финляндии. Ведь он поставил на место тех, кто высокомерно относился к финнам, которые в свое время смогли остановить наступление Красной Армии. В первую очередь "укол" предназначался, конечно же, шведам.
Финны всегда говорят, что шведы знают о Финляндии очень мало. Но много ли финны знают о соседней стране — если речь идет не о достопримечательностях Стокгольма, а о ее политике безопасности?
В своей апрельской статье для издания Kanava профессор Кари Таркиайнен (Kari Tarkiainen) проанализировал политику безопасности Швеции за последние 200 лет. Швеция всегда пыталась сохранить баланс, чтобы не ввязываться в войны великих держав. Эта политика прекратилась 16 мая 2022 года, когда она решила подать заявку на вступление в НАТО.
В начале XIX века отправной точкой для изменений во внешней политике Швеции стало признание факта: у Швеции уже не хватало сил для борьбы с Россией. Потеря Финляндии была для нее страшным ударом, но в качестве противовеса Швеция получила защиту, которая окрепла еще больше после того, как Финляндия обрела независимость в 1917 году.
Финляндия буквально стала щитом Швеции от России. Во время Второй мировой войны Швеция поддерживала Финляндию — особенно в дипломатическом и финансовом плане, но, по мнению финнов, недостаточно. Эта трещина в отношениях окончательно ушла только после принятия решения о совместном вступлении в НАТО.
Финны называют шведскую политику оппортунистической и даже трусливой. Однако истина сложнее, как свидетельствует шведский дипломат Кристер Вальбек (Krister Wahlbäck) в своей книге "Дыхание великана — финский вопрос в шведской политике 1809–2009 годов" (издание Siltala, 2020).
Выживание нации — важнейшая цель каждой страны, как Финляндии, так и Швеции. Во многих ситуациях Швеция сделала для Финляндии столько, сколько могла сделать — но при этом не подвергая себя опасности. И не по доброте душевной, а потому, что это было в интересах Швеции. Если Финляндия рухнет, Россия начнет с реки Турнеэльвен (река на севере Швеции и Финляндии — прим, ред.).
Не факт, что шведы много знают о Финляндии — но это они, конечно, знают. Именно поэтому Швеция является самым надежным партнером Финляндии сейчас и останется им в дальнейшем.
Автор: Саска Саарикоски (Saska Saarikoski)