Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Запад пожинает в Африке то, что посеял, пишет Geopolitika.news. После переворота в Нигере в Европе воцарилась паника. Потеря этой страны для ЕС означает катастрофические экономические убытки. Разрыв между Западом и Нигером — только вопрос времени.
Без сомнений, и вооруженный переворот в Нигере, и предыдущие события в Буркина-Фасо и Мали, а также текущие процессы в Чаде, Центральноафриканской Республике и других государствах Африки можно считать второй антиколониальной войной. Ведь после первой антиколониальной войны, случившейся во второй половине ХХ века, установился неоколониализм, который не слишком отличался от предыдущего мрачного периода. Бедным африканцам не позволяли развиваться, пользуясь африканскими природными богатствами, а лишь множили их долги и унижения.
Нигер, государство с населением 26 миллионов, с самым молодым населением в мире (в среднем 14,8 лет), расположен в Западной Африке и не имеет выхода к морю. Часть его лежит в Сахаре, часть — в Сахеле. На северо-западе Нигер граничит с Алжиром, на севере — с Ливией, на востоке — с Чадом, на юге — с Нигерией, на западе — с Мали, а на юго-западе с Бенином и Буркина-Фасо. В последние дни Нигер находится в центре внимания мировой политики и СМИ, которые специализируются на международной политике. Я бы сказал, что внимания Нигеру уделяется даже больше, чем в последние полтора года уделялось Украине, и совершенно точно на то есть свои причины.
Достаточно сказать, что бывший командующий силами Североатлантического альянса в Европе, адмирал ВМС США в отставке Джеймс Ставридис полагает, что ситуация в Нигере может перерасти в полномасштабную войну на африканском континенте, и к тому есть все предпосылки.
Откуда взялся такой огромный интерес к, вероятно, беднейшей стране мира, пусть и чрезвычайно богатой стратегическими минеральными богатствами? На этот вопрос я попытаюсь ответить в данной статье. Начнем по порядку.
В Нигере, бедном государстве с богатыми запасами стратегически важных природных ископаемых, в том числе урана, олова и золота, а также редкоземельных металлов, необходимых для развития высокотехнологичных секторов, 26 июля совершен военный переворот. В ходе него был свергнут первый гражданский президент этого государства Мохамед Базум, бывший учитель и представитель арабского меньшинства, избранный в 2021 году. Его прозападное правительство сменила команда генерала Абдурахмана Тчиани, который объявил себя председателем Национального совета спасения родины.
Нестабильный регион
Это уже восьмой государственный переворот в Западной и Центральной Африке с 2020 года, что говорит об уязвимость и политической нестабильности этого региона. Свержение Базума нанесло серьезный удар по интересам Франции и США в Африке, поскольку, помимо прочего (экономических и энергетических проблем, о которых чуть позже), неизбежно означает, как и в случае соседних Мали и Буркина-Фасо, а также Гвинеи и Центральноафриканской Республики, тесное сближение Нигера с Российской Федерацией. При этом никого не удивит, если Нигер скажет "спасибо" и, как Мали, отправит французские и американские войска из своей страны восвояси.
Несколько дней назад в Мали провели референдум, на котором граждане большинством голосов отказались от французского языка в качестве национального, а Буркина-Фасо разорвало свои связи в области обороны и безопасности с Францией.
Запад уступил Нигер, свой последний оплот, России?Новая власть в Нигере больше ориентировала на сотрудничество с Россией, пишет Sabah. Это вызвало настоящую панику у Запада. Он потерял последнего союзника в Африке. По мнению автора статьи, США и ЕС никак не могут изменить это. Им остается только принять поражение.
31.07.202300
Российская роль
Военный переворот, что символично, был совершен во время саммита Россия — Африка в Санкт-Петербурге. Российское руководство его не поддержало ни единым словом, но и не осудило. Разумеется, вначале Москва держалась крайне осторожно, понимая, что в случае проблем у новой власти, то есть в случае провала путча, может только потерять, если вмешается более активно. Однако, несомненно, произошедшее России на руку, как и выраженные пророссийские настроения нигерских граждан, которые в подавляющем большинстве поддерживают военный переворот в свой стране.
Поэтому по мере того, как становится понятно, что вооруженный переворот все-таки принесет плоды тем, кто его совершил, все громче звучат заявления официальной Москвы о том, что она против какого бы то ни было иностранного вмешательства во внутренние дела Нигера со стороны соседних с ним стран или западных держав, а быть может, их объединенных сил.
Вторая антиколониальная война, а не военный переворот
Именно из-за широкой поддержки населения при свержении прежнего президента трудно говорить о типичном вооруженном перевороте в Нигере. Хотя именно так его преподносят мировые СМИ и политики. Правильнее было бы употребить применительно к этим событиям термин "революция", учитывая значительную поддержку населения, оказанную весьма гомогенной группе из 60 самых высокопоставленных военных чинов, хорошо знающих друг друга. Именно это и принесло успех перевороту (или революции), а также позволило ему устоять под внешним давлением (внутреннего сопротивления практически не было оказано). Свою преданность новым военным властям граждане выразили массовыми митингами как перед французским посольством, так и на национальном футбольном стадионе, где перед ликующей толпой на трибунах выступили военные, то есть новые руководители этого государства.
Военный переворот в Нигере можно рассматривать и в более широком контексте, то есть через призму текущих процессов, которые охватили не только африканский континент, но и весь так называемый глобальный юг. Он "поднимает голову", как никогда прежде, увидев верный шанс для себя в построении многополярного мира на фоне нового большого геополитического конфликта между коллективным Западом под предводительством США и Востоком - Китаем и Россией.
Поэтому, без сомнений, и революцию (военный переворот) в Нигере, и предшествующие события в Буркина-Фасо и Мали, а также политические и социальные процессы в Чаде, Центральноафриканской Республике и других государствах Африки можно рассматривать как своего рода вторую антиколониальную войну.
Ведь первая антиколониальная война, начавшаяся во второй половине ХХ века и поддерживаемой Советским Союзом (отсюда и нынешняя симпатия африканцев к России и русским), принесла африканским странам в основном лишь формальную свободу. Вскоре, а особенно после распада соцлагеря во главе с Советским Союзом эту мнимую свободу сменил современный вариант колониализма, так называемый неоколониализм.
Бывшие колонии так и не получили реального шанса развиваться, пользуясь обширными африканскими природными богатствами. Ведь огромные их объемы практически бесплатно попадали в руки уже демократических, а не колониальных держав. Те не хотели вот так просто отказываться от того, что на самом деле лежало в основе их собственного богатства, и что гарантировало им политическую мощь. Лучше всего напомнить, что большие количества нигерского урана и олова практически бесплатно отправлялись во Францию, и Нигер на 30% обеспечивал французскую ядерную отрасль. Экспорт урана во Францию новые власти немедленно запретили.
Африка на грани бунта против Запада?Россия и Китай, в отличие от Запада, предлагают Африке настоящее сотрудничество, считает автор статьи из Al-Ayyam. По его мнению, либо США и европейские страны добровольно уйдут из региона, либо их выставят силой при поддержке новых союзников. Решится ли Запад на такую борьбу – пока неизвестно.
13.08.202300
Так, западные державы долгое время пользовались рычагами своей финансовой власти и международными институтами, работающих под их собственным надзором, и прибегали к помощи политико-разведывательной связки, подкрепленной интервенционалистскими вооруженными силами, каждый раз, когда это было нужно. У Соединенных Штатов Америки на их базах по всей Африке сейчас находится шесть тысяч солдат. Это позволяло западным державам сохранять влияние во многих африканских странах до сегодняшнего дня.
Всерьез угрожать этому влиянию начал Китай с начала XXI века, когда динамично вошел в этот регион, пользуясь экономическими и инвестиционными каналами. Несколько лет назад в игру все более явно начала возвращаться и уже почти забытая Россия, что особенно заметно по ее активной роли в постреволюционной Ливии, Чаде и Центральноафриканской Республике. Кроме того, Россия традиционно поддерживала хорошие отношения с Алжиром, Египтом, Эфиопией, Угандой и ЮАР. Верите или нет, но сегодня Россию связывают оборонные договоры с самым большим количеством африканских государств, и сейчас Россия занимает до 40% всего оборонного рынка на "черном континенте".
Тревожный звонок
Поэтому не удивительно, что в Нигере, как и ранее в Мали и в Буркина-Фасо, сейчас в руках граждан, которые радуются свержению своего первого гражданского президента, часто видны российские флаги. Это было первым тревожным звонком для Запада. (…)
Проблема в том, что Нигер до сих пор оставался вернейшим союзником Запада в Сахеле. США благодаря военной базе, созданной в 2018 году, использовали эту страну как крайне важный плацдарм для контроля над Сахелем и Северной Африкой.
Виктория Нуланд в Нигерии
Однако уже становится ясно, что внешняя военная интервенция в Нигере, по крайней мере пока, ничего не даст, несмотря на резкие заявления, что именно это и произойдет, если военная хунта срочно не вернет к власти свергнутого президента. В последние дни нигерские генералы слышали подобные угрозы и от официального Парижа, и от Экономического сообщества стран Западной Африки (ECOWAS), которое образовано 15 государствами региона, включая "отщепенцев" в лице Буркина-Фасо, Мали, а теперь и Нигера.
На самом деле единственное весомое и сильное в военном отношении государство в этой организации — это Нигерия, чье население превышает 200 миллионов человек, и которая поддерживает весьма неплохие отношения с США. Однако три дня назад Сенат Нигерии принял решение не применять вооруженные силы против соседнего Нигера. С другой стороны, Франция уже давно самостоятельно не в состоянии ничего предпринять в Африке в военном смысле, и поэтому применение вооруженных сил в Нигере выглядит все более маловероятным, прежде всего, из-за решительной позиции самих нигерцев и нового военного руководства противостоять любому внешнему вмешательству. Помочь им в этом готовы Буркина-Фасо и Мали.
Таким образом, возможная военная интервенция в Нигере могла бы разжечь в сердце Африки большую войну, которая мало кому нужна — даже Соединенным Штатам Америки, без которых интервенционистские силы, кто бы ими ни был, вряд ли бы чего-то смогли добиться. Сейчас Вашингтон в основном занят украинской войной и растущей напряженностью в Индо-Тихоокеанском регионе, и еще одна война с неизвестным концом точно не нужна президенту Джо Байдену в предвыборный год.
Кстати, недавно Пентагон сделал заявление о том, что, по мнению США, российские силы не причастны к событиям в Нигере, и "что касается нашего присутствия и распределения сил, ничего не изменилось". "Мы прекратили сотрудничество в области безопасности по ряду вопросов, мы не обучаем войска, и ситуация весьма неопределенная. Мы продолжим следить за событиями".
Конец иллюзии помощи и "бизнес" войны в АфрикеЗапад не только не помогал Африке, но и создавал выгодный для себя "бизнес войн" в регионе, пишет Al Shorouk. Европа хотела поставлять газ по Транссахарскому трубопроводу, чтобы компенсировать потерю российского "голубого топлива". Кто же кому помогал, спрашивает автор статьи и приходит к очевидным ответам.
11.08.202300
Поэтому неудивительно, как бы это невероятно ни звучало, что в понедельник седьмого августа в нигерскую столицу Ниамей прибыла ни больше ни меньше как Виктория Нуланд собственной персоной, второй человек по важности в Госдепе Соединенных Штатов Америки, помощник государственного секретаря по политическим вопросам. То есть США сделали дипломатический ход.
Как сообщил CNN, Виктория Нуланд встретилась с начальником Генерального штаба вооруженных сил Нигера Муссой Салау Барму и тремя его ближайшими соратниками. Они на протяжении более двух часов вели "исключительно откровенную и местами очень сложную" беседу.
Издание "Уолл-Стрит джорнэл" пишет, что главной задачей Нуланд было найти дипломатическое решение для выхода из тяжелого кризиса в этой африканской стране, и она несколько раз потребовала встречи со свергнутым президентом Базумом, но мятежники отказали ей.
Я бы тут добавил, что самый факт того, что Виктория Нуланд не встретилась с лидером восстания и главным генералом Абдурахманом Тчиани, достаточно говорит сам за себя и дает представление об упорстве путчистов.
Также о провале переговоров говорит и тот факт, что Виктория Нуланд вскоре после возвращения в Соединенные Штаты Америки заявила, что США прекратят оказывать Нигеру финансовую гуманитарную помощь в размере более 200 миллионов долларов в год из-за военного переворота. Национальный совет Нигера во главе с генералом Тчиани уже в тот же день ответил, что "нам ваша финансовая помощь не нужна". Очень яркое подтверждение того, что окончательный разрыв между Западом и Нигером — только вопрос времени.
Москва следит за всем этим с большим интересом, что подтверждают следующие слова представителя Министерства иностранных дел Российской Федерации Марии Захаровой. В своем "Телеграмм"-канале она написала: "Виктория Нуланд думала, что с Нигером можно так же, как с Украиной: положить в целлофановый пакет булочек и обдурить? Такого бананового режима, как в Киеве, больше не найти".
Разумеется, она намекала на прогулку Виктории Нуланд среди украинских протестующих на Майдане в Киеве в 2014 году, когда она их подбадривала и раздавала им печеньки.
Паника в Европе и Франции и открытое письмо Макрону
После переворота в Нигере в Европе воцарилась паника и особенно, разумеется, во Франции! Несколько дней назад 90 членов парламента направили президенту Эммануэлю Макрону открытое письмо, в котором требовали от него немедленно предпринять меры для предотвращения дальнейшей эрозии интересов на африканском континенте. Авторы письма написали о том, что ни больше ни меньше "франкоАфрика" превращается в "русоАфрику".
Но Эммануэль Макрон мало что может предпринять. Он больше не пользуется влиянием на Владимира Путина ввиду позиции, которую занял относительно европейского лидерства в помощи Украине в ее конфликте с Россией. Самостоятельно, без США, Франция не в состоянии применять войска в столь нестабильном и все более недружественном для нее регионе Сахеля, который еще до недавнего времени оставался неприкосновенной зоной максимального французского влияния.
Потеря Нигера для Европейского Союза де-факто равносильна объявлению войны, а экономические потери, особенно для Франции, могут оказаться катастрофическими.
Через Нигер планировалось проложить длинный газопровод Нигерия — Марокко (Nigeria Morocco Gas Pipeline), который стал бы альтернативой снабжению газом из России, и который теперь под угрозой.
Лично я уверен, что новые власти Нигера все-таки не откажутся от этого проекта, но поставят условия и добьются для себя уступок, воспользовавшись статусом ключевой транзитной страны.
Кстати, африканские страны не стремятся к самостоятельности как таковой, ведь ею сыт не будешь, если ее параллельно не сопровождает развитие экономики и сотрудничества с миром.
Однако в первую очередь все будет зависеть от того, захочет ли Запад расщедриться и пошире "распахнуть мошну" или, говоря политическим языком, отказаться от политики неоколониализма, которая десятилетиями не только подавляет развитие Африки, но и дополнительно генерирует и без того огромные долги, уходящие корнями в период первых антиколониальных войн.
Если Запад не будет готов на подобный шаг, который закономерно сократит приток богатства в его карманы, то велика угроза того, что вместо него африканские "плоды" придет пожинать кто-нибудь другой, прежде всего, Россия и Китай. Эта двоица следит за событиями с большим вниманием, но это тема для отдельного разговора.
Францию в Африке ударило ее же оружиеЗапад собственными руками создал почву для контрвосстаний в Африке, пишет Yeni Şafak. Так, страны Сахеля ударили по Франции ее же оружием, освободившись от власти колониального государства. Теперь они выстраивают отношения с Россией, отмечает автор статьи.
10.08.202300
Запад волне может изменить подход, что подтверждает проект Европейского Союза "Горизонт Европа", запланированный до 2027 года, с бюджетом 95,5 миллиардов евро. 350 миллионов евро в нем предназначены для Африки, которая получит их в течение двух лет. Если говорить точнее, деньги предназначены для инноваций и исследований в области здравоохранения и заразных заболеваний, климатических изменений, зеленой энергетики и так далее.
Если этот подход будет сопровождаться изменением и, прежде всего, искренней европейской политической риторикой, направленной на сотрудничество на равноправной основе и станет взаимовыгодным, то Европа сохранила бы шанс на влияние в Африке, которое сейчас она стремительно теряет.
Однако, как показывает, в том числе, данная статья, Запад вместо этого продолжает в основном угрожать африканцам то санкциями, но военными интервенциями. И они уже сыты этим по горло.
В итоге все закончится так, как давно подметил мудрый народ: что посеешь, то и пожнешь!
Как раз в день написания этой статьи, десятого августа, пришла новость о том, что глава нового правительства Нигера генерал Абдурахман Тчиани подписал указ о формировании временного правительства, в котором будет 21 министр и "всего несколько из рядов военных".
Новым премьером будет Али Махаман Ламин Зейн, который был министром финансов с 2003 по 2010 год, когда он утратил свой пост из-за государственного переворота. Недавно он являлся представителем Африканского банка развития в Чаде, Кот-д'Ивуаре и Габоне, а теперь будет совмещать место председателя правительства с местом министра экономики и финансов.
Бакара Яу Сангаре, который ранее служил постоянным представителем Нигера при Организации Объединенных наций, назначен министром иностранных дел, а министром обороны станет генерал Салифу Моди, который возглавлял Генеральный штаб с 2000 по 2023 год. В начале июня его назначили чрезвычайным и полномочным послом Нигера в Объединенных Арабских Эмиратах.
Иными словами, военный переворот удался и вскоре обретет свои "демократические черты", как обычно в таких случаях и бывает. Приспособится ли Запад к новой ситуации или постарается дестабилизировать ее, мы узнаем уже скоро.