Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
США стремятся к трехстороннему сотрудничеству в Азии, укрепляя связи с Японией и Южной Кореей, пишет FA. Однако это сопряжено с риском эскалации в отношениях с Россией, Китаем и Северной Кореей, которые не приветствуют расширение влияния Америки в этом регионе, отмечает автор.
Как Байдену нарастить сотрудничество с Японией и Южной Кореей
Эндрю Йео (Andrew Yeo), Мирейя Солис (Mireya Solís), Ханна Форман (Hanna Foreman)
На этой неделе президент США Джо Байден примет в Кэмп-Дэвиде премьер-министра Японии Фумио Кисиду и президента Южной Кореи Юн Сок Ёля. Саммит пройдет в решающий для отношений трех стран момент — сейчас или никогда. В последние месяцы к объединению союзников побуждают ракетные угрозы со стороны КНДР и глубокая обеспокоенность по поводу военного потенциала и намерений Китая. Но эти взаимные озабоченности существуют десятилетиями, и внутренняя политика — особенно Сеула и Токио — часто мешает трем странам успешно координировать стратегию. Однако наличие у США президента-интернационалиста, у Южной Кореи — смелого лидера с внешнеполитическими амбициями за пределами Корейского полуострова, а у Японии — премьер-министра, стремящегося укрепить активную политику в области безопасности, знаменует уникальную возможность для трехстороннего сотрудничества, которой Байден стремится воспользоваться.
Желание развивать трехсторонние отношения отражает широкий подход американского лидера к геостратегической конкуренции: наращивание мощи США путем укрепления организаций и альянсов. Американо-японо-южнокорейские отношения крепки, поскольку строятся вокруг двух высокотехнологичных союзников США, которые обладают огромным оборонным потенциалом и в совокупности размещают на своей территории сотню американских военных баз и около 80 тысяч военнослужащих. Но из-за исторического противоборства заставить Японию и Южную Корею прийти к соглашению будет непросто. Байдену нужно действовать быстро, поскольку окно возможностей не будет оставаться открытым вечно.
С чего все начиналось
Трехстороннее сотрудничество между Японией, Южной Кореей и Соединенными Штатами развивалось урывками на протяжении последних 30 лет, ускоряясь в периоды усиления северокорейских угроз и застопориваясь в моменты ухудшения отношений между Южной Кореей и Японией.
Тем не менее, три страны далеко продвинулись с середины 1990-х, когда началась координация их усилий в ответ на зарождение в КНДР ядерной программы. В 1998 году она запустила первую многоступенчатую баллистическую ракету над территорией Японии. Сегодня подобные провокации стали обычном делом, но тогда содрогнулся весь регион. В том же году Япония и Южная Корея сделали важный шаг к сглаживанию острых углов общей истории. Президент Южной Кореи Ким Дэ Чжун (Kim Dae-jung) и премьер-министр Японии Кэйдзо Обути (Keizo Obuchi) провели в Токио историческую встречу, на которой последний признал колониальную оккупацию Кореи Японией с 1910 по 1945 год и принес официальные извинения. Это ослабило напряженность и помогло Вашингтону подготовить почву для развития трехсторонних отношений, в результате чего в 1999 году прошли первые оперативные совещания в рамках Трехсторонней координационной группы по надзору.
В 2002 году Северная Корея признала факт наличия секретной программы создания ядерного оружия. Стартовавшие в следующем году шестисторонние переговоры по денуклеаризации КНДР с участием Китая и России стали одной из попыток Вашингтона укрепить трехсторонние связи. Однако историческая вражда и внутренняя политика продолжали сказываться на отношениях Южной Кореи и Японии. Президент Южной Кореи Ли Мён Бак (Lee Myung-bak) усилил напряженность, когда в 2012 году совершил противоречивый визит на ряд островов, известных как Токто в Южной Корее и Такэсима — в Японии, которые обе страны считают своими. А в 2013 году японский премьер Синдзо Абэ (Shinzo Abe) вызвал гнев Южной Кореи и Китая посещением храма, где чтят память погибших за Японию военнослужащих, включая осужденных военных преступников.
Китай хочет сохранить Россию "в состоянии золотой середины" — не слишком сильной и не слишком слабойОтношения России и Китая можно сравнить с поиском золотой середины, пишет автор статьи для CNBC. Пекин хочет, чтобы Россия одновременно была не слишком сильной и не могла бросить ему вызов — и не слишком слабой, так как в этом случае Китай окажется один на один с Западом.
16.08.202300
Несмотря на напряженность, сохранить отношения между Сеулом и Токио в тот период помогли ядерные испытания Северной Кореи и дипломатическое давление со стороны США. После третьего ядерного испытания в 2013 году президент США Барак Обама созвал саммит с участием Абэ и президента Южной Кореи Пак Кын Хе (Park Geun-hye), чтобы продемонстрировать единство перед лицом агрессивной позиции Пхеньяна. Вашингтон также призвал Сеул и Токио заняться проблемой “женщин для утешения” —эвфемизм, использовавшийся для обозначения кореянок, которые в годы Второй мировой войны насильственно зачислялись в военные бордели. Усилиями Обамы в 2015 году Пак и Абэ подписали соглашение, в котором говорилось о желании обеих сторон решить проблему “окончательно и бесповоротно”.
К сожалению, многие из этих достижений сошли на нет из-за изменения внутриполитических тенденций Южной Кореи после импичмента Пак Кын Хе в 2017 году. Его прогрессивный преемник Мун Чжэ Ин (Moon Jae-in) критически отнесся к сделке с Японией касаемо “женщин для утешения” и ликвидировал фонд, который правительства двух стран создали при японском финансировании для выплаты компенсаций жертвам и их семьям. В 2018 году Верховный суд Южной Кореи обязал несколько японских компаний выплатить компенсацию жертвам принудительного труда в Японии времен Второй мировой войны. Это вызвало серию новых карательных мер с обеих сторон, приведших к ухудшению отношений.
В 2021 году очередные провокации со стороны КНДР, включая испытание крылатой ракеты большой дальности, вновь побудили администрацию Байдена настаивать на проведении трехсторонних встреч. За год таковых было десять, хоть и без непосредственного присутствия лидеров. Но напряженность все равно не исчезла. На организованной США в ноябре того же года встрече замминистра иностранных дел Японии Такэо Мори (Mori Takeo) возражал против участия в совместной пресс-конференции с министром иностранных дел Южной Кореи Чхве Чжон Гон (Choi Jong-kun) из-за споров по поводу островов Токто/Такэсима. В результате заместитель госсекретаря США Венди Шерман (Wendy Sherman) предстала перед журналистами в гордом одиночестве. “Между Японией и Республикой Корея существуют некоторые двусторонние разногласия, которые продолжают разрешаться”, — отметила она.
Сейчас или никогда
Однако сегодня звезды сходятся на региональном и внутреннем уровнях, и администрация Байдена стремится укрепить трехстороннее сотрудничество, пока не угас наступательный порыв.
Решение Юн Сок Ёля уделять приоритетное внимание южнокорейско-японским связям, несмотря на слабую внутреннюю поддержку, вкупе с прагматичным подходом Кисиды к корейским делам, помогло стремительно восстановить отношения между Токио и Сеулом. Между тем, либеральные интернационалистские взгляды и желание Байдена укреплять альянсы и институты делают его настоящим поборником трехстороннего взаимодействия. Несколько бывших чиновников администрации Обамы, ныне работающих у Байдена, включая госсекретаря Энтони Блинкена и координатора по делам Индо-Тихоокеанского региона в Совете национальной безопасности США Курта Кэмпбелла, также обладают богатым опытом планирования и проведения трехсторонних встреч на высоком уровне. Выступивший главным заводилой активизации Кэмпбелл обладает многолетним опытом и тесными связями в Японии и Южной Корее.
Несмотря на достигнутый за прошедший год прогресс, в перспективе успех не гарантирован. Сотрудничество Юн Сок Ёля с Японией приветствовали в Вашингтоне, но не в Сеуле. Демократическая партия Кореи, которая в настоящее время контролирует Национальное собрание и является главным соперником правящей Партии народной власти, раскритиковала сделку, которую президент заключил с Японией по вопросу принудительного труда в ходе Второй мировой войны, назвав ее “самым унизительным моментом” в дипломатической истории Южной Кореи. И хотя до следующих президентских выборов еще четыре года, потеря мест на парламентских выборах в 2024-м или смена правительства могут вновь застопорить трехстороннее сотрудничество. Равно как и низкий рейтинг одобрения Кисиды и спекуляции о сроках проведения досрочных выборов, если в Японии вновь возобладает “усталость от Кореи”.
В Соединенных Штатах трехсторонние отношения поддерживали как демократические, так и республиканские администрации. Однако отказ президента США Дональда Трампа от альянсов и относительно отстраненный подход его администрации к ухудшению отношений между Японией и Южной Кореей не гарантируют высокого байденовского энтузиазма со стороны президента-республиканца. В следующем году Байден увязнет в президентской кампании и, возможно, не сможет провести очередной трехсторонний саммит до окончания срока полномочий. Поэтому крайне важно, чтобы все три лидера максимально серьезно подошли к этому моменту, прежде чем политическая ситуация снова изменится.
На повестке дня
Визит в Кэмп-Дэвид важен тем, что станет первой автономной встречей трех лидеров для обсуждения трехстороннего сотрудничества. На повестке дня, как всегда, — новые меры по усилению сдерживания Северной Кореи. Ранее в этом году стороны договорились в режиме реального времени обмениваться информацией о северокорейских ракетных испытаниях, а на этой неделе, вероятно, обсудят уже конкретные шаги.
Те, кто отчаянно пытается найти выход из тупика на Украине, надеются, что Китай развернется против России, но им не стоит обольщатьсяПредставители Запада стремятся найти признаки того, что отношения между Китаем и Россией ухудшатся, но все это лишь попытки выдать желаемое за действительное, пишет Business Insider. Правда заключается в том, что Пекин получает выгоду от этого сотрудничества и от Москвы не отвернется.
15.08.202300
Трио также может устранить потенциальные пробелы и недоразумения, связанные с планированием на случай непредвиденных ядерных происшествий, включая недавно учрежденную двустороннюю американо-южнокорейскую консультативную группу без участия Японии. С другой стороны, Южная Корея и США захотят больше узнать о будущих возможностях Японии по нанесению контрударов, о которых говорится в ее Стратегии национальной безопасности на 2022 год.
Стороны также постараются развить Пномпеньское заявление, сделанное в ноябре прошлого года. Для всех трех высоким приоритетом остается сотрудничество в области экономической безопасности, включая устойчивость цепочек поставок. Несмотря на американское одобрение направленного на снижение рисков подхода к экономическим отношениям с Китаем, есть сомнения относительно воли и способности администрации Байдена поддерживать фокус оборонительных экономических мер, да еще и в координации с союзниками. Эти сомнения будут лишь усиливаться по мере приближения выборов в США в 2024 году и возрастания соблазна бескомпромиссных решений в вопросах, касающихся Китая. Япония и Южная Корея хотят, чтобы Соединенные Штаты не забывали о данных обещаниях: придерживались принципа “маленький двор с высоким забором” (англ. small yard, high fence), переносили цепочки поставок в дружественные страны и консультировались с союзниками.
Разногласия из-за Китая неизбежны. Сеул выстраивает отношения с Пекином осторожнее Вашингтона и Токио, учитывая географическую близость и относительно бо́льшие экономические ставки. Более 40% экспорта его полупроводников идет в Китай. Корейские фирмы вроде Samsung имеют в Китае крупные производственные мощности, которые в последнее время попали под прицел американо-китайской конкуренции. Им обеспечили временное снятие американских ограничений на поставку оборудования для производства чипов, без которого заводы пришлось бы закрыть. Отличались и первые реакции Японии и Южной Кореи на введенный США экспортный контроль против Китая. Япония охотнее Южной Кореи ужесточает экспортный контроль для соответствия американским ограничениям.
Наконец, Кисида, Юн Сок Ёль и особенно Байден будут искать пути юридической организации сотрудничества. Одна из возможностей заключается в ежегодном проведении саммита лидеров трех стран или как минимум официальное оформление трехсторонних встреч советников по нацбезопасности, которые в последние три года проводились на временной основе. Также к трехстороннему сотрудничеству можно привлечь заместителей или рабочие группы по конкретным вопросам: экономическая безопасность, энергетическое сотрудничество и климат. Институционализация поможет сохранить трехстороннее сотрудничество даже перед лицом внутриполитических изменений и ухудшения японо-южнокорейских отношений.
Вижу цель, не вижу препятствий
Организация планирования и управления этими трехсторонними отношениями со стороны администрации Байдена отражает ее широкий подход к наведению порядка в Индо-Тихоокеанском регионе. Там считают, что сеть альянсов и институтов поможет расширить влияние и легитимность и поддерживать порядок, основанный на правилах, несмотря на геостратегическую конкуренцию с Китаем. Курт Кэмпбелл и советник Байдена по нацбезопасности Джейк Салливан предвосхитили этот подход на страницах Foreign Affairs в 2019 году, когда написали, что США потребуется встроить китайскую стратегию в плотную сеть отношений и организаций в Азии и по всему миру.
В то же время укрепление трехстороннего сотрудничества сопряжено с риском дальнейшей эскалации в отношениях с Северной Кореей, которая вряд ли откажется от ядерного оружия или вернется к переговорам. Такой способ создания коалиции также может спровоцировать Китай и Россию, которые критикуют усилия США по укреплению альянсов в Европе и Азии. За последние семь месяцев эти две страны провели совместные военные учения в Восточно-Китайском и Японском морях. Министр обороны России Сергей Шойгу заявил в декабре, что развертывание Россией ракетной системы береговой обороны на Парамушире, одном из островов Курильского архипелага, было отчасти ответом на американскую политику сдерживания. В конце июля Шойгу посетил Пхеньян и, вероятно, запросил боеприпасы для боевых действий на Украине. Углубляя трехсторонние связи и расширяя сферу деятельности на весь Индо-Тихоокеанский регион, Вашингтон может непреднамеренно сблизить Пекин, Москву и Пхеньян.
По этой причине Соединенным Штатам важно четко излагать цели партнерства. Сотрудничество в области безопасности и планирование на случай нештатных ситуаций не направлены на выработку обязательств по коллективной обороне, как в случае с НАТО. Этот момент будет иметь значение в плане отношения региона к более тесному трехстороннему взаимодействию, а избирателей в Японии и Южной Корее — к масштабам и темпам его наращивания.
Эндрю Йео — старший научный сотрудник и председатель корейского фонда при Брукингском институте, профессор политологии в Католическом университете Америки.
Мирейя Солис — директор Центра политических исследований стран Восточной Азии, старший научный сотрудник и завкафедрой японоведения Брукингского института.
Ханна Форман — научный сотрудник Центра политических исследований стран Восточной Азии Брукингского института.