Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Папа римский Франциск намерен перевернуть католический мир, пишет Le Figaro. Он подготовил большой план реформ, которые изменят управление церковью, в процессе показав впечатляющие политические навыки. Прогрессивные решения понтифика вызвали бурную реакцию и у служителей, и у мирян, отмечает автор.
Папа намерен кардинально изменить управление католическим учреждением, чего не приемлют многие миряне и священники.
В день Успения Пресвятой Богородицы, 15 августа, католический мир отмечает один из величайших праздников в году. Все еще воодушевленная обнадеживающим успехом Всемирного Дня молодежи в Португалии, Церковь, однако, пребывает в замешательстве по поводу предложений папы, которые тот намерен озвучить после каникул. Сладостное летнее утешение Лиссабонского форума может обернуться настоящим осенним шоком.
Незадолго до Всемирного дня молодежи Папа взаправду подтвердил решительными действиями свою готовность реформировать Церковь любой ценой и в трех направлениях. Во-первых, сделать механизм управления более демократичным и децентрализованным. Во-вторых, католическое богословское мировоззрение должно быть не консервативным, а прогрессивным, в соответствии с эволюцией современного общества. И в третьих, папа намерен сократить до минимума число кардиналов, выступающих против его взглядов на Церковь, которые будут участвовать в выборах его преемника.
Большое изменение в календаре праздничных дат. Предстоятели Церкви приняли решениеВ Польской греко-католической церкви принято решение праздновать Рождество Христово и Богоявление по григорианскому календарю, пишет Fakt. Изменение дат постоянных церковных праздников поляки объяснили желанием "быть подальше от Москвы".
09.02.202300
Таким образом, 20 июня он опубликовал смелый "рабочий документ" (instrumentum laboris), который послужит руководством для предстоящего Синода, посвященного реформе управления Церковью. Грядущая встреча в Ватикане соберет 300 епископов и экспертов-мирян на двух сессиях: одна в октябре 2023 года, а вторая еще год спустя. 7 июля Ватикан обнародовал окончательный список участников Синода, избранных большинством голосов за их позиции в поддержку реформы.
Среди них Франциск хотел, например, назвать Джеймса Мартина (James Martin), американского иезуита, лидера по защите интересов ЛГБТК+. Этот религиозный деятель олицетворяет символ. Он очень активен и во время встречи будет отстаивать благословение однополых пар, одну из реформ, публично запрошенных Синодом.
"Необратимые" решения папы
Среди других обсуждаемых реформ — управление Церковью, которое больше не будет находиться исключительно в руках священников и епископов. Миряне будут привлечены таким более демократичным и менее иерархическим методом. Кроме того, Рим больше не будет центром власти, которая, в зависимости от обстоятельств, должна передаваться на местном или континентальном уровне. Что касается женщин, то они смогут получить новые обязанности а затем, в один прекрасный день, и статус дьякона, соответствующее ходатайство уже было подано. Наконец, будет обсуждаться и священническое безбрачие, эта дискуссия нужна, чтобы открыть доступ к сану — почему бы и нет? — женатым мужчинам.
1 июля Франциск принял еще одно важное решение. Он назначил своего друга и духовного сына, 61-летнего епископа Виктора Мануэля Фернандеса, на ключевую должность префекта Дикастерия доктрины веры (старейшая из шестнадцати Дикастерий Римской курии, в ведении которой находится наблюдение за ортодоксальностью и чистотой вероучения и морали, — Прим. ИноСМИ). С середины сентября этот аргентинец, богословский наставник понтификата Франциска, будет руководить всемирной католической Церковью, как это делал на том же посту кардинал Ратцингер во время правления Иоанна Павла II, — за исключением того, что Фернандес выступает как теологический противник Ратцингера.
Последним летним решением 10 июля папа назначил 21 нового кардинала, чтобы на этот раз обеспечить себе большинство на выборах: теперь 72% голосующих кардиналов моложе 80 лет были отобраны Франциском. Большинство, необходимое для избрания папы, составляет 66 %. Если Иоанн Павел II произвел девять назначений кардиналов за 25 лет правления, стремясь к равновесию настроений, то Франциск сделал столько же всего за десять лет понтификата. Все назначенные кардиналы, за очень редким исключением, поддерживают политику понтифика.
Все наблюдатели сходятся во мнении об "ускорении" этого этапа понтификата. Речь идет о том, чтобы сделать решения папы "необратимыми". Это прилагательное часто звучит из его уст, говорят многие его близкие. Но если три ветви власти — управление, богословская линия, избрание папы — перейдут в другие руки через шесть месяцев после смерти Бенедикта XVI, эта эволюция приведет к предполагаемому удушению консервативного влияния в пользу прогрессивного блока.
Говоря об этом "наступлении", американский иезуитский священник Томас Риз (Thomas Reese) подтвердил то, что он недавно написал в газете National Catholic Reporter: "У организации может быть замечательная политика, но если люди, ответственные за ее проведение, не занимают руководящие посты, то эта политика потерпит неудачу". С начала своего правления в 2013 году Франциск демонстрирует многообещающие политические навыки для церковного деятеля. Правда, его сотрудники сообщают, что он ничего не оставляет на волю случая: стратегическое видение, выбор людей, дистанцирование от оппонентов, тщательный контроль за подчиненными, — все для реального достижения цели.
Но у столь стремительного демарша есть одно последствие: Церковь давно не была до такой степени расколота. Неудивительно, что рабочий документ предстоящего Синода вызвал восторг у реформистов и ужас у консервативных католиков. Он спровоцировал беспрецедентные разногласия среди умеренных священников и многих епископов. Многие обеспокоены авторитарным желанием Франциска провести реформу, которую они считают случайной и непонятной.
Потребность в инаковости
Новое недоверие умеренных священников носит глобальный характер. Объективной свидетельницей этих потрясений является католическая Церковь в США, где разногласия, в том числе с этим понтификатом, и глубокая озабоченность Синодом не скрываются под маской, как во Франции. Это и заставило 15 июня монсеньора Кристофа Пьера (Christophe Pierre), француза, апостольского нунция в Вашингтоне (назначенного папой кардиналом 10 июля), встать на защиту "Синода о синодальности".
Ему пришлось выступить с целым заявлением перед довольно равнодушными американскими епископами на собрании в Орландо. "Чтобы преодолеть поляризацию, мы должны научиться слушать друг друга, работать вместе, идти cum Petro и sub Petro ("вместе с Петром и под Петром", то есть в сотрудничестве с преемником Петра папой и выполняя его распоряжения, — Прим. ИноСМИ). Что касается синодальности, мы должны доверять ей уже сейчас! Она не является ни новой программой, ни уловкой для маскировки плана по изменеию доктрины Церкви", — заявил представитель папы.
Епископы Франции подводят свою церковь к "большому взрыву"Во Франции идет подготовка к Синоду епископов в Ватикане, который должен состояться в октябре 2023 года в Риме и привести к важным реформам в церкви, сообщает Figaro. Как и в других странах Запада, важная тема в этой внутрикатолической дискуссии — отношение к сексуальным меньшинствам.
17.06.202200
Перед возвращением [папы] из отпуска, которое обещает быть беспокойным, скептицизм царит во французской Церкви, как среди мирян, так и среди священников. Многие, особенно среди священнослужителей, высказывают критику в условиях анонимности из-за страха возмездия, хоть синодальный дух и требует считаться с противоположными мнениями и уважать противоречивые дебаты.
Поль Зеллич (Paule Zellitch), теолог, президент католической конференции франкоязычных крещеных (CCBF), заявляет о "10 тысячах приверженцев и сочувствующих". Эта организация высоко оценивает синодальный проект, даже если считает латинский текст слишком "средним". По ее словам, "вопрос прост, Церковь должна адаптироваться и двигаться вперед вместе со всеми. Иначе мир будет продвигаться вперед без Церкви! Разве Иисус был не со всем миром?" Она предупреждает: "Епископам нужна инаковость, даже если они этого не хотят. Нигде больше нет руководителя, который решает все, с этим покончено!"
Гийом Удан (Guillaume Houdan), постоянный диакон Руанской епархии, также чувствует себя очень комфортно в Синоде. Этот 51-летний семьянин, однако, признает, что в предварительном глобальном опросе, результатом которого стал спорный рабочий документ, мало участвовали молодые люди. Он говорит о разделении католиков, а также "части духовенства", — несмотря на то, что, по его словам, в подготовительном документе поднят вопрос, который "многим необходимо решить, то есть место женщин в Церкви" и необходимость найти им более подходящих священников. Эта тема, вероятно, станет "главной" из всех обсуждаемых в Синоде. Но дискуссия обещает быть напряженной. <...>
Филипп, мирянин, преданный своему приходу и работающий с молодежью, говорит: "Молодые люди испытывают настоящую нежность к пожилому и уставшему папе, но они сожалеют о его выступлениях, напоминающих лозунги". Филипп уверен, что "по сути, молодое поколение больше не понимает папу, которого часто считают демагогом. Желая угодить миру, понтифик отказывается разговаривать с собственным народом. Он либерален по отношению к другим, нравоучителен по отношению к своим. Что касается более преданных молодых людей, они считают, что папа слишком много говорит. Его больше не воспринимают всерьез, его клерикальный новояз уже никого не трогает".
По мнению Филиппа, "люди считают, что консультации для подготовки предварительного документа были предвзятыми. В приходах известны те, кто отвечал на вопросы Синода. Они старше 70 лет, их дети не ходят в церковь, их внуков не крестили. Эти „бумеры“ использовали старые рецепты! В этом Синоде есть что-то банальное по сравнению с глубокими ожиданиями молодого поколения".
Автор: Жан-Мари Генуа (Jean-Marie Guénois)