Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Обратный эффект от наложенных на Россию санкций нанес смертельный удар по ядру европейской экономики — промышленности, пишет "Жэньминь жибао". В результате регион оказался в тупике. Он не может ни ужесточить введенные ограничения, ни скинуть "удавку со своей шеи", и надежд на улучшение почти нет.
С момента начала украинского конфликта Европа, следуя за Соединенными Штатами, ввела несколько раундов жестких санкций против России. Недавно ряд зарубежных СМИ сообщили, что обратный эффект от этих ограничений привел к высокой инфляции на Старом континенте и продолжающемуся давлению на его экономику. Среди европейцев растет беспокойство по поводу проблем, которые санкции создают для них самих.
Трудноразрешимая дилемма
Согласно сообщению агентства "Россия сегодня", депутат немецкого бундестага Уве Шульц заявил, что из-за воздействия антироссийских санкций крупнейшая экономика Евросоюза сталкивается с экономическим спадом и деиндустриализацией. В заявлении на сайте своей партии Шульц отметил, что ограничения в отношении Москвы сильно ударили по Германии. Он предупредил, что санкции и экономические меры, введенные правящей коалицией ФРГ, ведут страну прямиком к потере промышленности. Об этом свидетельствуют "неутешительные экономические перспективы [страны] на 2023 год", а также "низкие результаты автомобильной отрасли, которые продолжают приводить к снижению объемов производства в обрабатывающей индустрии". Штефан Вольф, президент Союза работодателей металлургической и электротехнической промышленности Германии, также считает, что немецкая экономика утратила конкурентоспособность и, по его оценке, впадет в рецессию во второй половине этого года.
Российская военная операция на Украине наносит все больше вреда европейскому бизнесуЕвропейский бизнес столкнулся с серьезными проблемами с начала спецоперации России на Украине и введения санкций. Потери превысили сто миллиардов евро, но реальную стоимость убытков, понесенных из-за ухода с российского рынка, подсчитать невозможно, сообщает FT.
09.08.202300
Предварительные данные, опубликованные Евростатом 31 июля, показали, что рост ВВП Германии во втором квартале этого года оказался нулевым по сравнению с предыдущим. Это ниже ожиданий рынка в 0,1%. Согласно последнему прогнозу Международного валютного фонда, в 2023 году экономика государства сократится на 0,3%.
Многие европейские компании также сталкиваются с негативным влиянием западных санкций, наложенных на Москву. Британская газета Financial Times недавно провела опрос о состоянии 600 крупных предприятий континента, и результаты показали, что 176 из них сократили активы и в общей сложности потеряли более 100 миллиардов евро из-за сокращения, продажи или закрытия своего бизнеса в России. Эта цифра не включает ущерб, вызванный косвенными факторами, такими как рост цен на энергоносители и увеличение производственных затрат из-за украинского конфликта.
Согласно статистике, до начала вооруженных действий в России вели деятельность более 1,8 тысячи крупных европейских компаний, и более половины из них до сих пор продолжают работу. Аналитики отмечают: из-за того, что ЕС обрушил на Москву санкции, многие предприятия Старого континента столкнулись с трудноразрешимой дилеммой. С одной стороны, уход из России окажет прямое негативное влияние на их собственный бизнес, с другой — пребывание в стране сопряжено с растущими политическими и экономическими рисками.
С самого начала конфликта на Украине в феврале 2022 года европейские державы вслед за Вашингтоном ввели несколько раундов санкций против Москвы. В мае британское правительство объявило о расширении карательных мер, распространив их на пошлины на импорт драгоценных металлов, добытых в России, и наложив запрет на экспорт некоторых местных товаров. В июне ЕС согласовал 11-й раунд санкций против Москвы, добавив ограничения, направленные на пресечение обхода существующих санкций. Кремль ответил сокращением поставок топлива и введением торговых расчетов в рублях.
"Антироссийские санкции оказывают на европейские державы неодинаковое воздействие, больше всего пострадали две группы государств: первая — это те, кто сильно зависит от Москвы в области энергетики, такие как Венгрия и другие страны Центральной и Восточной Европы; вторая — это экономики, в промышленной структуре которых преобладают обрабатывающие или энергоемкие отрасли, например, Германия, Италия и другие европейские производители", — пояснил Янь Шаохуа, младший научный сотрудник Исследовательского центра отношений Китая и ЕС Института международных исследований Фуданьского университета.
Смертельный удар
"В последние годы экономика еврозоны медленно восстанавливалась от последствий кризиса суверенного долга. С началом украинского конфликта этот процесс был нарушен. Таково самое существенное проявление воздействия антироссийских санкций на континентальные державы, которое усиливает опасения по поводу деиндустриализации в ЕС", — заявил Чжан Цзянь, вице-президент и научный сотрудник Китайской академии современных международных отношений. Он отметил, что европейские страны, такие как Германия и Италия, обладали относительными преимуществами в области высокотехнологичного производства, и важной основой их превосходства был дешевый природный газ из России. На сегодняшний день цена, которую государства региона заплатили за наложенные на Москву ограничения, — это потеря доступных по стоимости энергоресурсов, что вынудило правительства закупать более дорогие энергоносители у других стран. Из-за этого многие промышленные компании ЕС, особенно энергоемкие предприятия, столкнулись с увеличением производственных издержек, и им пришлось сократить или остановить производство либо переместить производственную линию.
Согласно Индексу менеджеров по закупкам (PMI), опубликованному S&P Global, в июле производственный PMI в еврозоне упал до 42,7 — это самый низкий показатель с момента начала эпидемии нового коронавируса. Германия, крупная страна-производитель, продемонстрировала плохие результаты: ее PMI в обрабатывающей промышленности в июле упал до 38,8.
В отчете Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН отмечается, что удорожание энергоносителей ослабило конкурентоспособность отраслей с высоким энергопотреблением в ЕС, что привело к потере доли рынка.
Доклад об экономическом состоянии Германии, опубликованный Торгово-промышленной палатой страны этим летом, показал, что колебания цен на энергию и сырье являются самыми большими рисками, с которыми сталкиваются немецкие предприятия, и 80% энергоемких компаний назвали их угрозой номер один. В отчете кредитного агентства Creditreform говорится, что из-за чрезмерных издержек количество немецких фирм, подавших заявление о банкротстве в первой половине 2023 года, увеличилось на 16,2% в годовом исчислении. Кроме того, многие предприятия планируют или уже начали переводить свой бизнес в страны с относительно дешевой электроэнергией. Например, десятки компаний, включая Lufthansa и Siemens, рассматривают возможность расширения производства и увеличения капиталовложений в Соединенные Штаты.
"Европейская экономика, пострадав от эпидемии нового коронавируса, столкнулась с новыми вызовами, такими как высокий уровень инфляции, рост безработицы и разрыв цепочек поставок, а санкции против Москвы усугубили эти проблемы. С точки зрения производства наложенные ограничения привели к постепенной взаимной „отвязке“ российской и европейской энергетик. В краткосрочной перспективе державам ЕС трудно найти подходящие альтернативы, чтобы восполнить потерю дешевой энергии. Все это привело к резкому увеличению себестоимости производства. С точки зрения потребления дефицит энергии вызвал стремительное удорожание энергоносителей, что неизбежно повлияло на стоимость сырьевых товаров в государствах региона, тем самым подстегнуло инфляцию и повысило стоимость жизни населения", — сказал Янь Шаохуа.
Некоторые аналитики подчеркивают, что Россия была важнейшим экспортером высококачественного производственного сырья в Европу. В инновационной обрабатывающей промышленности много звеньев, и поставки — самое важное и комплексное из всех. Любое препятствие в производственном сегменте означает разрыв производственной цепочки и каналов экспорта, что наносит смертельный удар по всей отрасли. Хотя в процессе введения санкций Старый континент изо всех сил старался избегать областей, которые могли бы "затянуть удавку на его шее", из-за последовательных контрмер Москвы высокотехнологичная обрабатывающая индустрия ЕС все же увязла в болоте, из которого трудно выбраться.
Беда не приходит одна
Agence France-Presse сообщило, что с момента начала конфликта на Украине Евросоюз ввел беспрецедентные санкции в отношении России, однако многие дипломаты региона признают, что исчерпали почти все соответствующие средства.
"В настоящее время у Европы осталось мало возможностей для дальнейшего ужесточения санкций против Москвы. При этом в краткосрочной перспективе ограничения сохранятся, хотя ЕС не хватает пространства для маневра. Учитывая это, назревает следующий вопрос: как региону справиться с последствиями санкций, которые ударили по нему же? После вспышки энергетического кризиса в прошлом году Старый Свет непрестанно искал решения. Евросоюз ввел ряд мер: с одной стороны, он принялся подбирать альтернативных поставщиков энергии, способных заменить Россию, а с другой — принял Европейский индустриальный зеленый курс (The Green Deal Industrial Plan) для ускорения трансформации энергетики и зеленого развития". Янь Шаохуа считает, что по мере постепенного воплощения в жизнь этой политики энергетическое давление, с которым столкнулись страны еврозоны в этом году, может ослабнуть по сравнению с прошлым годом, но это не решит проблему кардинально.
Битва за Европу. Китай осваивает немецкие технологические рынки, а Берлин уже выбрал ошибочный метод борьбыКитай наносит серьезный удар по немецкой экономике в рамках прямой конкуренции на рынке ЕС, пишет Advance. Проблемы у Берлина накапливаются, но он не хочет сотрудничать с Пекином. В итоге Германии придется полностью разорвать связи с Китаем, как это было с Россией, или за нее это сделает "кое-кто другой".
22.08.202300
Леонард Бирнбаум, генеральный директор немецкого энергетического концерна E.ON, отметил, что Евросоюз трансформировал свою энергетическую структуру и сократил импорт российских энергоносителей из-за конфликта между Москвой и Киевом. По его мнению, эта тенденция будет сохраняться, поэтому энергетический кризис на Старом континенте далек от завершения. "В долгосрочной перспективе ожидается рост цен на газ, возможно, в два-три раза по сравнению с текущими, поскольку у нас больше нет доступа к дешевой энергии из российских трубопроводов", — заявил Бирнбаум.
Предварительные данные, опубликованные Евростатом 31 июля, показали, что после нулевого роста в первом квартале этого года экономика еврозоны выросла на 0,3% во втором квартале. Аналитики отмечают, что, хотя она и возобновила развитие, риск стагнации никуда не исчез из-за таких факторов, как высокая инфляция, вялый глобальный спрос и ужесточение денежно-кредитной политики. Крупнейшие державы ЕС, Германия и Италия, по-прежнему страдают больше всего, поскольку спрос на товары сокращается из-за расширения производственных секторов.
"В обозримом будущем Европе будет очень трудно улучшить свое экономическое положение. Во-первых, потому что ситуация с энергетической безопасностью в регионе принципиально не исправилась, к тому же местные промышленные производители потеряли российский рынок, конкурентоспособность же европейских продуктов продолжит падать. Во-вторых, Соединенные Штаты приняли акт о снижении инфляции и закон о чипах и науке, чтобы привлечь больше компаний ЕС к инвестициям в США, что еще хуже влияет на рост экономики Старого континента". Согласно анализу Чжан Цзяня, так как Германия — "локомотив" Европы, она обладает достаточным экономическим весом, особенно тесна ее интеграция с соседними странами. Если антироссийские санкции действуют даже на Берлин и если Германии не удастся принять эффективные меры для улучшения своего положения, в ближайшие три-пять лет экономики прилегающих к ней государств и даже всей еврозоны тоже столкнутся с еще более значительными вызовами, а общий экономический курс ЕС и политическая и социальная стабильность региона сильно пострадают.
Некоторые аналитики подчеркивают, что высокотехнологичное производство является ядром реальной экономики Европы и одним из основных двигателей экономического роста континента. Если державы региона не смогут преодолеть препятствия в производственной цепочке и каналах поставок, в будущем им будет трудно сохранить лидирующие позиции в высокотехнологичной обрабатывающей промышленности. К тому времени ЕС придется столкнуться не только с вопросом экономического спада, но и с трудностями в достижении "стратегической автономии".
Автор: Янь Юй (严瑜)