Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Если неконтролируемый приток украинского зерна повторится, это станет концом польского сельского хозяйства, заявил в интервью Do Rzeczy экс-глава Минсельхоза Польши Ян Ардановский. Нарратив о том, что экспорт зерна с Украины помогает ее народу, – манипуляция. Выигрывают международные концерны.
Интервью с председателем Совета по сельскому хозяйству и сельским районам при президенте Польши, бывшим министром сельского хозяйства Яном Кшиштофом Ардановским (Jan Krzysztof Ardanowski).
Do Rzeczy: Какие последствия для нашего сельского хозяйства и внутриполитической ситуации в Польше перед выборами будет иметь отмена с 15 сентября запрета ЕС на ввоз к нам украинского зерна?
Ян Ардановский: Я не могу себе даже представить, что нам придется еще раз пережить все то, что мы переживали в течение полутора лет из-за украинского зерна. Это была очевидная ошибка, на исправление которой теперь приходится тратить миллиарды злотых из бюджета для поддержки фермеров. Эти деньги по большей части еще не поступили на их счета, но в том, что они там окажутся, сомнений нет. Однако порой эта поддержка вызывает вопросы, поскольку воспринимается как попытка купить избирателей. Я хочу еще раз успокоить фермеров – эти деньги они обязательно получат. Возможно, с задержкой, потому что для Агентства по реструктуризации и модернизации сельского хозяйства это существенная сумма, которую оно не может просто так вытащить из кошелька.
Однако проблема заключается не только в компенсации потерь, понесенных сельхозпроизводителями. Мы испытываем огромные сложности в связи с неконтролируемым притоком украинского зерна в Польшу. Если бы сейчас ситуация повторилась, то в случае закрытия "черноморского коридора", учитывая увеличение масштаба проблемы, это стало бы концом польского сельского хозяйства. Многие фермы бы разорились.
Поэтому у польских властей нет выхода. Если бы они дали согласие на очередное заваливание нашего рынка украинским или импортным зерном, как того хотят украинцы, при этом с не вполне контролируемым транзитом, это был бы смертный приговор польскому сельскому хозяйству. В этом нужно отдавать себе отчет. Этого нельзя допустить, даже имея наилучшие намерения по отношению к украинцам и желание им помочь. Мы не можем допустить уничтожения польского сельского хозяйства.
– Мы в обиходе используем термин "украинское зерно", но он весьма условно отражает отношения собственности в аграрном секторе Украины. Мы называем зерно украинским, поскольку оно производится на Украине, однако его владельцами являются прежде всего международные корпорации.
– Совершенно верно. Нарратив о том, что экспорт зерна с Украины якобы помогает украинскому народу, является абсолютной манипуляцией. На этом зерне набивают мошну международные концерны со смешанным капиталом со всего мира, включая российский. Украинские политики, которые изменили риторику в отношении Польши и начали ставить нам очень радикальные условия, в значительной степени выступают в интересах транснациональных корпораций, торгующих зерном в глобальном масштабе. Корпораций, обладающих огромными возможностями лоббирования как в среде украинских политиков, так и в кругах политиков и чиновников в Брюсселе. Украинцы не скрывают, что хотят выйти на рынок Евросоюза.
США ведут переговоры о развитии экспортных маршрутов для украинского зернаВашингтон ведет переговоры с Анкарой, Киевом и его соседями о расширении альтернативных маршрутов для экспорта украинского зерна, пишет WSJ. Однако это только временное решение, поскольку заменить черноморские порты не получится, отмечается в статье.
16.08.202300
– Какое значение для открытия границ Евросоюза для продовольствия из Украины имеет реализуемая Брюсселем идеология зеленой трансформации? Не решили ли ее апологеты, что сельское хозяйство в странах ЕС является препятствием для реализации утопии, которую они продвигают? Если Евросоюз хочет достичь нулевого уровня выбросов, ему придется прекратить производство продуктов питания и начать ввозить их из третьих стран. Украина идеально вписывается в этот сценарий…
– Безумная политика Европейского союза, приоритет идеологии экологизма над здравым смыслом грозят потерей продовольственной безопасности, которую может обеспечить только собственное сельское хозяйство. Страны, зависящие от импорта, не являются независимыми в области продовольственного обеспечения. В долгосрочной перспективе есть только один способ обеспечения продовольственной безопасности – собственное производство в странах ЕС и в Польше, в частности. Только эффективно работающие фермерские хозяйства с отлаженными производственными планами, интегрированные в хорошо функционирующий рынок, во всю пищевую цепочку, обеспечивают продовольственную безопасность. Только они, а не импортные поставки.
Идеология, которой так увлеклись нынешние левые элиты Европейского союза, предполагает, что ЕС ограничит собственное сельскохозяйственное производство, потому что оно якобы вредит климату, будто бы фермерские хозяйства выбрасывают в атмосферу вредные газы, которые представляет экологическую опасность, хотя на самом деле это не соответствует действительности. Политики ЕС утверждают, что благодаря предлагаемым ограничениям наша "экологическая совесть" будет чиста, потому что мы будем лучше защищать животных и всю природу. Но в то же время мы будем привозить продукты питания из третьих стран – я имею в виду аграрные страны Меркосурского соглашения – Аргентину, Бразилию, Парагвай и Уругвай, а также Новую Зеландию и Австралию, соглашение с которой готовится, ну и, конечно же, нашего ближайшего соседа – Украину, которая в случае отсутствия продовольствия на рынке ЕС, вызванного воплощением в жизнь заветов доминирующей в Брюсселе "органической религии", будет охотно поставлять нам еду. Это ненормальная идеология, прекрасно вписывающаяся в интересы глобальных корпораций, работающих на Украине, которые эксплуатируют там миллионы гектаров земель и крепко связаны с украинским истеблишментом. Это происходит на наших глазах.
– Итак, мы находимся в очень уязвимом положении: с одной стороны, силы, за которыми стоят корпорации, использующие украинские черноземы, требуют открыть беспрепятственный доступ к продовольственному рынку ЕС продукции с Украины, с другой – мы имеем дело с безумным экологизмом ЕС, который Украина использует в своих целях. Ставка в этой игре имеет без преувеличения стратегическое значение. Это продовольственная безопасность Польши, без которой не может быть реального суверенитета.
– Вы дали очень верное определение. Мы действительно находимся в уязвимом положении. Мы не можем рассчитывать на Европейский Союз, который вполне отчетливо демонстрирует, какое направление политики в отношении сельского хозяйства он избрал. Меня удивляет поведение комиссара Войцеховского. Такое впечатление, что он либо согласен с такой политикой, либо ему нечего сказать. Нужно понимать, что если ЕС уступит давлению доминирующих в украинском аграрном секторе корпораций, то это ударит в первую очередь по аграрным странам, находящимся недалеко от Украины, то есть по нам. Тем более что польское сельское хозяйство имеет особый характер, его основа – это семейные фермы.
– Вам известны настроения в деревне. Вы не скрывали своего критического отношения к политике "Права и справедливости" (ПиС) в области сельского хозяйства. И все же вы приняли предложение лидера партии Качиньского и будете на выборах баллотироваться по спискам ПиС. Чем вызвано такое решение?
– Я не испытываю никакого удовлетворения от того, что мои предсказания действительно сбываются. Возможно, это связано с тем, что я обладаю некоторыми знаниями в области сельского хозяйства. Однако не нужно быть пророком, чтобы понимать, какое влияние на насыщенный отечественным зерном рынок будет оказывать приток зерна с Украины. Я анализирую ситуацию и вижу со стороны ПиС какие-то попытки исправить последствия этих неудачных решений. Эти попытки помочь фермерам порой довольно хаотичны, но все же они предпринимаются. Повторю еще раз: власти должны сосредоточиться на укреплении экономического положения занимающихся сельским хозяйством субъектов, а не на дополнительных субсидиях. Но, как бы там ни было, ПиС думает о деревне и хочет ей помочь, а когда я смотрю на оппозицию, я не вижу в ее рядах ни идеи, как поддержать фермеров, ни даже желания это сделать.
Экспорт украинского зерна через Эстонию маловероятен из-за высоких затратЭстония не сможет оказать помощь Украине в экспорте зерна, сообщает ERR. Высокая стоимость доставки делает это маловероятным, и в результате объемы вывоза сельхозпродукции из Незалежной сократятся на тридцать процентов.
08.08.202300
– На что рассчитывает Туск, поместив лидера движения "Агруния" Михала Колодзейчака (Michał Kołodziejczak) в избирательные списки "Гражданской коалиции"?
– Колодзейчак – игрушка в руках Туска. "Платформа" не имеет никакого представления о польском сельском хозяйстве и в то же время посредством европейской партии, в состав которой она входит, вписывается в доминирующую в ЕС тенденцию уничтожения европейского сельского хозяйства. Эта политика вызывает протесты фермеров по всей Европе, а не только в Польше. Они чувствуют угрозу. Никаких толковых предложений для польской деревни я от "Платформы" не ожидаю. Именно "Гражданская платформа", впутав в это дело председателя Польской крестьянской партии (ПКП) В. Косиняка-Камыша (Władysław Kosiniak-Kamysz), увеличила пенсионный возраст для фермеров, в том числе для женщин, на целых 12 лет. Это показывает уровень и направление их мышления. Возникает вопрос: что человек, претендующий на роль лидера польской деревни, делает в такой партии? Повторюсь – Колодзейчак – игрушка в руках Туска.
Инициатором и даже, можно сказать, творцом карьеры Михаила Колодзейчака является Артур Балазс (Artur Balazs), который ранее стремился устроить альянс "Агрунии" с ПКП в рамках "Третьего пути", чего в итоге не получилось. Балазс, который несомненно является опытным политиком, который точно знает, что говорит и делает, недвусмысленно признается в интервью, что поддерживает политику Европейского союза, оспариваемую ПиС. То есть, логически рассуждая, он по сути поддерживает антифермерскую и антипольскую политику. Балазс также заявил, что его цель – отстранение ПиС от власти и поэтому он рад союзу Туска с Колодзейчаком. Михаил Колодзейчак, вероятно, войдет в состав Сейма, но поверьте мне – один депутат в парламенте ничего не значит. Я пытался понять Колодзейчака. Я не был по отношению к нему слишком критичен. Его выходки я списывал на счет юношеской восторженности и пылкого темперамента. Я связывал с ним определенные надежды, думал, что, может быть, это какой-то новый представитель молодых фермеров, который, помимо критики всех и вся, сгенерирует какие-то новые идеи. К сожалению, меня постигло разочарование. Я не знаю, что его коллеги из "Агрунии", которые смотрели на него, как на икону, теперь обо всем этом думают. Вероятно, вокруг Колодзейчака есть какая-то узкая группа людей, которые рассчитывают после выборов получить определенные бонусы, но, зная Туска, который обманул и уничтожил уже многих политиков, думаю, такая судьба будет ждать и тех, кто ему поверил сейчас.
Автор: Рышард Громадзский (Ryszard Gromadzki)