Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В потоке украинских беженцев преобладают женщины, что создает невиданные проблемы для интеграции, пишет TNI. Но ни прием, оказанный украинкам на Западе, ни полученный ими беспрецедентный уровень доступа к рынку труда не гарантируют их адаптации. При этом большинство возвращаться не собирается.
Найла Раш (Nayla Rush)
С началом полномасштабного конфликта в прошлом году в страны Европы и за ее пределы бежали миллионы украинцев. Однако эту группу отличает от других потоков беженцев необычное соотношение полов: большинство прибывших составляют женщины. Президент Владимир Зеленский запретил мужчинам в возрасте от восемнадцати до шестидесяти лет покидать страну, чтобы они были готовы к призыву на воинскую службу. В результате доля женщин среди взрослых украинских беженцев приближается к 70% в большинстве принимающих стран.
Это идет вразрез с прежним опытом: так, в ходе миграционного кризиса в Европе в 2015–2017 годах женщины составляли лишь 30% всех просителей убежища. По другим данным от Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), в 2022 году из всех получивших помощь в рамках организации женщины составили чуть менее половины.
В контексте Украины мы можем говорить о "феминизации" беженцев. Термин "феминизация" отражает не столько увеличение доли или количества женщин-мигрантов, сколько появление новой, типично женской разновидности миграции начиная с 1980-х: женщины переезжают за границу самостоятельно в поисках работы (а не следуют за мужьями) и становятся основными добытчиками для своих семей.
Украинки, бежавшие без мужей, столкнулись с новыми обязанностями. Им приходится не только справляться самим и искать работу, но и заботиться о спутниках-иждивенцах (в основном это дети и пожилые, причем в некоторых случаях еще и с особыми запросами и потребностями), одновременно поддерживая финансово родственников и членов семьи, оставшихся на родине. Подчас эти проблемы становятся непреодолимыми: некоторые в итоге возвращаются, променяв безопасность на чужбине на привычный уклад дома. По данным Международной организации по миграции, 10% всех украинских беженцев, покинувших страну после начала боевых действий в феврале 2022 года, вернулись домой.
Однако ни прием, оказанный украинкам в Европе и США, ни полученный ими беспрецедентный уровень доступа к рынку труда еще не гарантируют их экономической интеграции. Успеху этих программ грозят помешать такие проблемы как распад семьи, отсутствие адекватного и доступного ухода за детьми, социальная изоляция, разрыв между образованием и фактическим трудоустройством, избыток квалификации или, наоборот, ее отсутствие, непризнание дипломов и ученых степеней в принимающих странах и так далее.
Покинувшие страну украинцы получили немедленный доступ к рынкам труда в Европе и США. Чтобы не допустить перегрузки привычной системы предоставления убежища и оперативно защитить права новоприбывших, Европейская комиссия решила предоставить гражданам Украины статус “временной защиты”, который подразумевает вид на жительство, трудоустройство, жилье, социальное обеспечение, медицинское обслуживание, образование и так далее. По другую сторону Атлантики правительство США запустило программу под названием “Объединяемся ради Украины”, по которой украинцы получили право приехать в США вне рамок обычной программы переселения на первоначальный срок в два года. Украинцы, прибывшие в США по “гуманитарному коридору”, также имеют право на трудоустройство и номер социального страхования, а также на федеральную помощь и льготы по переселению беженцев. Те же льготы доступны по статусу “временной защиты”, который недавно был предоставлен многим другим украинцам на территории США.
Это интересная параллель. И Европейский союз, и правительство США предложили быстрые и эффективные способы защиты граждан Украины вне рамок привычной системы. Это красноречиво свидетельствует о том, что нынешняя система приема беженцев устарела.
Оксфордские профессора Александр Беттс и Пол Коллиер много писали о том, что нынешняя система “сломана”, и призывали ее реформировать, чтобы сделать пригодной для XXI века. В своей книге “Убежище: переосмысление миграционной политики в меняющемся мире” они объясняют, насколько важно предоставить беженцам возможности для процветания (работу, обучение и так далее), а не рассматривать их как иждивенцев и нахлебников, целиком зависящих от гуманитарной помощи. Предоставление трудоустройства и вновь приобретенные навыки могут расширить возможности беженцев, когда они вернутся домой, чтобы восстановить свою страну, — а эту перспективу крайне поощряет украинское правительство, предоставляя предприятиям гранты для создания рабочих мест и восстановления рабочей силы. Зеленский недавно заявил: “Если люди не вернутся, у нас не будет сильной экономики”. Его правительство делает ставку на привлекательные возможности трудоустройства, которые будут действовать как магнит и стимулировать доходы.
Хотя многие именно так и поступили, похоже, что большинство украинцев о возвращении не думают. Мысль, что “все украинцы хотят вернуться домой”, не подтверждается данными исследований и опросов. По данным голландского Института Клингендал, даже до начала полномасштабных боевых действий каждый четвертый взрослый житель Украины мечтал об эмиграции. Самым желанным направлением оказался ЕС, но в этот список попали и другие страны — в частности, США и Канада. Более того, исследования моделей репатриации учат нас, что “в действительности именно женщины и дети имеют самую низкую вероятность возвращения, особенно если конфликт затягивается, а дети “пускают корни” в школе на новом месте”. А демографический состав украинских беженцев именно таков.
Украинский кризис затягивается, и назрел переход от антикризисных и краткосрочных мер к долгосрочной политике и поддержке. С прицелом на это правительство США выдвинуло новую государственно-частную инициативу и подписало меморандум о взаимопонимании c “Партнерством для беженцев” в поддержку трудоустройства и экономической интеграции. В партнерство входит более 300 транснациональных компаний, поддерживающих беженцев посредством найма, обучения и наставничества. Цель этого партнерства — мобилизация американских и международных предприятий и корпораций на трудоустройство беженцев (в том числе украинцев) в США и других принимающих странах. Это также подчеркивает общую ответственность — краеугольный камень Глобального договора ООН о беженцах.
Со временем интеграционные возможности Европы могут иссякнуть — это касается рынков труда, образования, жилья и много другого. Помимо тех, кто решит вернуться домой, многие украинцы захотят мигрировать дальше в поисках лучшей доли или же воссоединиться с членами семьи, разбросанными по всему миру, — мы знаем, что диаспоры стимулируют дальнейшую миграцию. Поскольку на территории США уже находятся сотни тысяч украинцев (как старожилов, так и вновь прибывших), все больше и больше украинцев захотят к ним присоединиться. По состоянию на 2019 год в США проживало около 355 000 украинских иммигрантов, и как минимум 300 000 украинских беженцев прибыли сюда за последние полтора года.
Важно вовремя предложить ключевые меры, которые помогут беженцам справиться с ситуацией. В силу “феминизации” потока украинских беженцев необходимо будет реализовать дополнительные инициативы для обеспечения социальной и экономической интеграции данной конкретной группы. Назрел целый ряд вопросов. Приносит ли плоды запущенный администрацией Байдена Меморандум о взаимопонимании? Нацелен ли он конкретно на украинских женщин, которым в одиночку приходится решать целый ряд проблем? Снабдит ли международное сообщество их новыми навыками, которые позволят им по возвращении восстановить страну? Чтобы добиться успеха, будь то в принимающих странах или дома, этим женщинам понадобится нечто большее, чем просто открытые границы и рынки труда.