Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Американские эксперты призывают передать Украине замороженные российские средства, пишет FT. Однако ценой такого шага может стать утрата международного доверия к долларовым активам. К тому же Запад лишится одного из рычагов давления на Россию, уверен автор статьи.
Лоуренс Трайб (Laurence Tribe), выдающийся американский ученый в области конституционного права, не раз попадал в газетные заголовки, когда темой его работ становились значимые юридические решения по таким вопросам, как президентская кампания Дональда Трампа и потолок госдолга США.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Теперь он снова будоражит общественность, но на этот раз по поводу Украины. Как раз в то время, когда президент Украины Владимир Зеленский просил поддержки у Генеральной Ассамблеи ООН, Трайб выступил соавтором юридического заключения на 187 страниц, призывающего западных союзников отдать Украине примерно 300 миллиардов долларов российских государственных активов, которые были заморожены в прошлом году.
На первый взгляд, это неудачная идея: Джанет Йеллен (Janet Yellen), министр финансов США, в прошлом году заявила, что передача активов была бы незаконной с точки зрения американского законодательства, а некоторые правоведы считают, что это ведет к нарушению так называемого "суверенного иммунитета". Однако в четверг Йеллен неожиданно смягчила свою позицию, выразив поддержку европейскому предложению о передаче прибыли, получаемой от российских активов — примерно 3 миллиарда долларов в год — на восстановление Украины.
Трайб призывает Йеллен пойти дальше: он настаивает на том, что американский Закон о международных чрезвычайных экономических полномочиях 1977 г. позволил бы Западу перевести все 300 миллиардов долларов на Украину. Трайб также предполагает, что существует международный прецедент и закон, поддерживающий этот шаг. Как отмечается в его докладе: "Было бы жестокой иронией отказывать Украине в необходимых ей средствах, ссылаясь на уважение к российскому "суверенитету" и "правам собственности", в то время как Россия решила пренебречь аналогичными правами украинского народа".
Этот аргумент поддерживается двухпартийной группой видных американских деятелей, таких как республиканец Роберт Зеллик (Robert Zoellick), бывший президент Всемирного банка, и демократ Лоуренс Саммерс (Lawrence Summers), бывший министр финансов США. Последний сообщил на этой неделе во время беседы с Бенном Стейлом (Benn Steil), экономистом Совета по международным отношениям, что этому уже "существует множество прецедентов".
Неудивительно, что украинское правительство согласно с этим и ищет творческие пути преодоления технических и юридических препятствий. Например, во время визита в Киев в прошлом месяце я услышал от Ростислава Шурмы, заместителя руководителя аппарата Зеленского, предложение провести секьюритизацию, то есть использовать эти активы для выпуска облигаций на восстановление Украины или же воспользоваться российскими активами в качестве капитала, компенсирующего убытки по сделкам, для снижения риска международных инвестиций на Украину. "Нам нужны эти деньги сейчас", — добавил Шурма, отметив, что секьюритизация, как они полагают, будет более эффективной для помощи Украине, чем простой перевод средств.
Хорошая ли это идея? Я, как и многие, испытываю сомнения. Я лично горячо поддерживаю Украину в ее борьбе (в том числе потому, что сам испытал на себе жестокость российского империализма, когда жил в Советском Союзе). Таким образом, у меня есть весомые моральные аргументы в пользу использования российских активов для Украины.
Где Украина будет брать деньгиБюджет Украины на 2024 год установит рекорд дефицита, а все "невоенные расходы" Киева будут финансировать западные партнеры, сообщает "Экономическая правда". В условиях отсутствия статистики макроэкономический прогноз решили не составлять, но планируют, что госдолг перевалит отметку в 104% ВВП.
24.09.202300
Кроме того, есть существенные политические и экономические причины воспользоваться замороженными активами России: по последним оценкам, восстановление Украины будет стоить не менее 400 миллиардов долларов, и западные налогоплательщики могут взбунтоваться, если их попросят взять это на себя. Сегодняшние политические трения в Польше вокруг экспорта украинского зерна являются предвестниками потенциальной негативной реакции избирателей.
Но я вижу и практические недостатки этого шага. Одна из проблем, как сказал мне на этой неделе Стейл, заключается в том, что передача активов может в дальнейшем подорвать веру международного сообщества в надежность долларовых активов. Другая проблема состоит в том, что это может сократить рычаги влияния Запада на Россию. "Нам необходимо сохранить резервы в качестве разменной монеты, чтобы подготовиться к тому моменту, когда в России появится новый режим, представители которого будут готовы сесть за стол переговоров", — добавил Стейл.
Третья проблема заключается в том, что этот шаг может вызвать судебные разбирательства, особенно если учесть, что в прошлом Йеллен высказывала мнение, что это будет незаконно (хотя, похоже, она от этого отказалась). Кроме того, существует проблема трансатлантического лидерства: как отмечается в заключении Трайба, две трети капитала объемом 300 миллиардов долларов находятся в Европе, а не в Америке. И в связи с этим Евросоюз, кажется, испытывает еще большую боязнь и неуверенность, чем Казначейство США, отчасти из-за раздробленности европейских правовых и политических структур. Если бы США приходилось действовать в одиночку, это могло бы вызвать раскол в западной коалиции.
Однако Трайб не считает, что раскол неизбежен. Наоборот, по его мнению, если бы Вашингтон изменил курс, то Европе было бы гораздо легче следовать за лидером, тем более что Канада уже взяла на себя инициативу в этом направлении, создав правовую базу для передачи активов.
Возможно, так оно и есть. Однако Брюссель не любит брать пример с Вашингтона. Поэтому я подозреваю, что наиболее практичный и этичный путь вперед состоит в том, чтобы делать маленькие шаги. Передача Украине прибыли, полученной от замороженных российских активов, является разумным шагом, и европейские законодатели уже дали понять, что могут пойти на это. Канада также могла бы начать пилотный проект по секьюритизации замороженных активов, которые она контролирует, чтобы подтолкнуть к этому других.
Обе эти стратегии позволят выждать и лучше подготовиться к будущим переговорам. Но это также дает понять, что на действия России не станут смотреть сквозь пальцы. Такая стратегия может оказать жизненно важную помощь Украине и доказать западным налогоплательщикам, что им не придется нести бремя поддержки Киева в одиночку.
Так что в этом смысле заявление Йеллен можно только приветствовать. Нет, оно не столь амбициозно, как хотелось бы Трайбу, и уж тем более не так привлекает внимание, как подарок в виде ракет дальнего радиуса действия. Действия Запада постепенно становятся все более впечатляющими и энергичными в области предоставления военной помощи Украине, теперь необходимо сделать то же самое в финансовой сфере.
Автор статьи: Джиллиан Тетт (Gillian Tett)
Автор статьи: Джиллиан Тетт (Gillian Tett)