Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Вопреки ожиданиям, доля юаня в мировых расчетах в последнее время выросла незначительно, сообщает Le Point. И все же налицо явное ослабление престижа доллара, на который тем не менее приходятся 46% мировых денежных переводов. Кто же становится сильнее?
Американскому финансовому превосходству пришел конец, говорит эссеист Том Бенуа. Нынешняя ситуация огорчает американцев, которым приходится заново привыкать к состоянию обычной страны...
Масштабный рост процентных ставок ставит под сомнение способность Америки выпускать долговые обязательства, не приближаясь к кризису платежеспособности. По сути, будущее доллара как доминантной валюты становится все более неопределенными.
Незадолго до начала 2000-х годов архитектура международной финансовой системы была значительно изменена благодаря росту рынка облигаций, крупнейшего рынка в мире, для которого доллар является базовой валютой. Это явление связано с тем, что происходящее считалось неизбежным процессом — финансиализацией экономики, которая привела к частичному пересмотру механизмов корпоративного и государственного долга.
Юань — валютный карлик
Несмотря на то, что Китай сегодня является основной страной-экспортером, а также на тот факт, что около трети мировой валюты, находящейся в настоящее время в обращении, находится в Китае, с точки зрения мировых финансов — которые зависят от курсов облигаций — юань не имеет большого веса. Последние данные SWIFT говорят нам, что доля юаня в мировых платежах увеличилась до 3,1% в июле 2023 года, но это увеличение до незаметности малозначительно. Доминирует доллар с 46% платежей, а за ним следует евро с 24%.
Отметим также, что в мировых валютных резервах в первом квартале этого года на долю доллара приходилось 59,2%, евро — 19,77%, а юаней — всего 2,58%. Внутри центральных банков даже резервы в японских иенах (5,47%) и британских фунтах стерлингов (4,85%) больше, чем в китайской валюте.
Таким образом, в экономической системе, в значительной степени регулируемой торговлей облигациями и принципом резервной валюты, Китай отстает, потому что на данный момент стоимость государственных облигаций, выпущенных западными странами и купленных китайскими компаниями или частными лицами, намного превышает стоимость китайских ценных бумаг, купленных Западом.
Юань обгоняет доллар — это сигнал об усилении финансового влияния КитаяВ последнее время китайский юань значительно усилил свои позиции, пишет CGTN. Тому есть причина, и это Россия. Именно она пошатнула статус величайшего конкурента валюты Поднебесной — доллара — и начала использовать юань в своих расчетах, подав пример странам всего мира, указывает автор статьи.
02.08.202300
Финансовое превосходство
Основная причина такого выгодного для Запада шага заключаются в том, что значительная часть импортируемого из Китая сырья оплачивается западными валютами. Так что вполне естественно, что Китай приобретает больше облигаций, выпущенных в долларах и евро, чем США или страны еврозоны покупают долговых обязательств, номинированные в юанях.
Но вот проблема для Запада: американские государственные финансы уже не такие надежные, как раньше. А ведь когда-то надежность ценных бумаг, выраженных в долларах, даже в большей степени, чем сильная экономика США, способствовала привлекательности американской валюты. Эта надежность оказалось особенно удобной после прекращения конвертации доллара в золото, объявленного правительством США 15 августа 1971 года. Со временем надежность облигаций, выпущенных в долларах, стала почти такой же крепкой основой доверия к доллару, как раньше — обеспечение американской валюты желтым металлом.
Тем не менее в США пока есть рынки, ликвидность которых составляет основу до сих пор неоспоримого финансового превосходства американцев. Но вот здесь-то и кроется проблема. Американские государственные финансы уже не так обнадеживают, как раньше, а цифровая "мягкая сила" гораздо более многополярна, чем блестящие успехи XX века, в основном достигнутые по ту сторону Атлантики.
От сверхдержавы к обычному государству
Явные неудачи в Ираке и Афганистане, ухудшение отношений с Китаем и Россией при явной потере относительного экономического веса — все эти события показывают: сверхдержавы США больше нет, американцам приходится заново привыкать к состоянию обычной державы. Некоторые появившиеся за это время "развивающиеся" страны сейчас ведут себя в отношении бывшего гегемона прямо-таки дерзко. Саудовская Аравия кронпринца Мухаммеда бен Салмана посылает сигналы Америке, позволив себе свободный транзит нефти в Китай, а ныне еще и принимая платежи в юанях. Однако это не разрыв, а скорее краткая акция неповиновения со стороны почувствовавшего силы подростка.
В конечном счете, будущее доллара во многом будет зависеть от эволюции глобальной экономической структуры. По данным Института международных финансов, мировой долг превышает 300 триллионов долларов и составляет 360% мирового ВВП. Если масса валюты в обращении продолжит развиваться вместе с огромным глобальным долгом, США, несомненно, попробуют придумать что-нибудь инновационное, чтобы сохранить свою денежную гегемонию.
Самым большим риском для американцев остается появление новой взаимозависимости между стоимостью ничем не обеспеченных денег и стоимостью экспорта. Тогда предпочтение будет отдано крупным странам-экспортерам энергии и сырья, а также юаню, представляющему собой основную валюту быстро развивающихся стран, расположенных недалеко от Китая, например, Индия и Индонезия.
Американцы в прошлом доказали, что они способны выпустить достаточное количество долговых обязательств, не ставя под сомнение свою платежеспособность, несмотря на ситуации, подорвавшие доверие к ним. Политика "количественного смягчения" позволила на время забыть как о сбоях в международном финансировании, вызванных в 2007 году большим числом "плохих" финансовых инструментов, номинированных в долларах США. Сейчас же общая неуверенность самого американского государства по поводу приемлемого для него уровня задолженности — вот что угрожает доллару.
Автор статьи: Том Бенуа (Tom Benoit)