Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Для Германии закончились мирные и спокойные времена, пишет НС. Антироссийские санкции вернулись немецкой экономике бумерангом. Стало известно о печальных фактах. Германия оказалась единственной в Европе страной, которая не достигла экономического роста после пандемии. И прогноз неутешителен.
Обсуждение бюджета на предстоящий год даже в мирное и спокойное время поднимало "температуру" в Бундестаге. Разгорались политические страсти. Зачастую доходило до пересмотра и коренных изменений в государственной политике всех ведомств и областей общественной жизни. Ничто не уходило от внимания, начиная с ухода за старыми и немощными до роли и поведения официального Берлина на мировой политической арене.
Но сейчас для Германии, судя по всему, мирные и спокойные времена закончились. Во время обсуждения бюджета громче всех под стеклянным куполом Рейхстага кричали те, по мнению кого, в этом году средства, поступающие в государственную казну, будут распределяться в "чрезвычайной ситуации" и "особых обстоятельствах". Конечно, причина, прежде всего, в вооруженном конфликте на Украине. Он делал, делает и будет делать свое дело. Поскольку разорительному конфликту на востоке континента не видно ни конца, ни края, немцам трудно составлять бюджет и рассчитывать расходы Германии на этот вооруженный конфликт. Особенно нелегко сейчас что-то прогнозировать.
Главный "проектировщик" бюджета на следующий год, министр финансов и глава коалиционной партии либералов Кристиан Линднер, объявил о жестком ограничении финансирования во всех ведомствах. Планируется урезать до трех с половиной миллиардов евро каждому. Правда, за исключением Министерства обороны. Также из уст Кристиана Линднера прозвучало заветная клятва о том, что средства, предназначенные на помощь Киеву, останутся неприкасаемыми. Германия, как утверждает министр финансов, в этом "судьбоносном вопросе" (помощи Киеву) сохранит решимость и стойкость. "Это в наших интересах", — сказал Кристиан Линднер, добавив, что "там, на Украине, идет борьба за мировой порядок и свободу Европы в целом".
Бюджетные сокращения в 2024 году предложили либералы, которые всегда считали себя строгими хранителями государственной казны. Но нельзя не сказать, что меры экономии в этом году вынужденные. Истек срок, на который правительство, столкнувшись с финансовыми трудностями из-за кризиса, пандемии и проблем в энергетике, отменило запрет на рост государственного долга сверх нормы на период с 2020 по 2022 год.
Бремя больших долгов
В этот период государство "брало кредиты, как никогда прежде". Из-за этого Германия обросла огромными долгами. На открытом "Налоговом часе", где каждую минуту регистрируется уровень задолженности, публикуются астрономические цифры. Это бремя ляжет на плечи не одного поколения. Из-за инфляции и высоких ставок только по процентам с кредитов в 2022 году Германия выплатила на 35 миллиардов евро больше, чем в 2021 году.
Кристиан Линднер объясняет, что по прошествии года активного набирания долгов неминуемо возвращение к "финансовой и политической нормальности и консолидации". Поэтому необходимо жестко экономить. Министр нашел замечательный способ: сократить расходы на пенсионное обеспечение и уход за стариками. О том, чтобы поднять налоги для богатых, министр как-то не подумал, хотя именно это помогло бы быстро и успешно наполнить государственную казну. Причина в том, что маленькая партия министра Кристиана Линднера (если бы выборы проводились сейчас, его партия едва получила бы шесть процентов голосов) близка к крупному капиталу, который резко против роста налогов. Министр финансов предполагает, что в следующем году бюджет Германии составит 445 миллиардов евро, что на 30 миллиардов меньше, чем в текущем году, но на 90 миллиардов больше, чем в 2019. Тот бюджет был последним перед пандемией коронавируса.
Размер бюджета — продукт компромисса, к которому с большим трудом пришли члены правящей коалиции. В ней три члена, и у каждого свои интересы и требования. Пришлось отказаться от многих проектов, о которых сладко пели во время предвыборной кампании. Либералы в итоге, судя по всему, остались довольнее, чем двое других членов коалиции. Либералы обоснованно считают себя экономными охранителями государственной казны, а социал-демократов и особенно зеленых — транжирами.
Рекордное число обанкротившихся компаний в Германии: с января по июнь рост составил 20,5%Германия устанавливает новые антирекорды, пишет Yeni Şafak. Количество банкротств в этой стране сильно выросло. Чаще всего разоряются компании в сфере перевозок и хранения, реже – фирмы, работающие в секторе энергоснабжения.
15.09.202300
Прежде чем родился вынужденный компромисс, немецкая общественность ежедневно наблюдала жаркие споры между либералами и зелеными. Пока это продолжалось, канцлер, как дирижер неслаженного оркестра, отмалчивался. Когда дело доходило до критической точки, он отделывался пустыми призывами и беззубыми предостережениями. На критические замечания о том, что "его не видно и не слышно", Олаф Шольц отвечает, что он не был и не будет Джоном Уэйном и не пойдет против всех… В этом, кстати, одна из причин резкого падения популярности Олафа Шольца. По последним опросам института Форса, 63% опрошенных убеждены, что канцлер "демонстрирует явную слабость в управлении правительством". А неслаженная коалиция сохраняется, как брак по расчету, и боится досрочных выборов. Согласно всем опросам, три коалиционные партии сейчас не набрали бы большинство, а значит, потеряли бы власть.
Уже в октябре им предстоит серьезное испытание — региональные выборы в Баварии и Гессене. Перспективы у правящих партий на этих выборах не из лучших. Обеспокоен и Маркус Зедер, глава правительства Баварии и лидер Христианско-социального союза, партии, которая много десятилетий бессменно руководит этой землей. В интервью "Бильд ам зонтаг" Зедер обеспокоенно заявил об "угрозе демократии" в Германии.
Он требует от федерального правительства в Берлине немедленно изменить миграционную политику и учесть опасения немцев, которые боятся за безопасность Германии. По мнению Маркуса Зедера, нельзя допускать, чтобы этот вопрос в будущем решала правая "Альтернатива для Германии". Популярность этой партии постоянно растет, как и популярность "иконы" левых Сары Вагенкнехт, которая объявила о создании собственной партии. У нее есть все шансы привлечь массу сторонников. В подобной ситуации, как считает Маркус Зедер, Германия пойдет по пути "деструктивной демократии".
Чтобы смирить страсти и успокоить слишком взволнованную общественность, лидеры коалиции: Олаф Шольц (социал-демократы), Кристиан Линднер (либералы) и Роберт Хабек (зеленые) — покинули свои кабинеты, "закопали топор войны", забыли о разногласиях и встретились в идиллической тишине дворца Мезеберг. После совещаний они вышли к журналистам, натужно улыбаясь и демонстрируя полное согласие. Лидер либералов Кристиан Линднер попытался остроумно объяснить внутренние разногласия и перепалки. "Мы правительство, — сказал он, — в котором идет работа, стучат молоточки, крутятся шестеренки, и это, как вы заметили, создает шум и скрип". Канцлер попытался подхватить его шутливый тон, сказав, что правительство продолжить работать, но постарается поменьше шуметь. Роберт Хабек (зеленые) не был расположен шутить.
Острые темы
Две острые темы, которые накаляют политическую атмосферу в стране, и непосредственно связаны с рассмотрением бюджета и финансами, а как всегда, все сводится к деньгам, — это миграция и вооруженный конфликт на Украине. В спорах об этом ломаются политические копья, а политические акции "Альтернативы для Германии" растут. Эта партия выступает резко против правительственной политики как в отношении миграции, так и в отношении Украины. Позиция "Альтернативы для Германии" находит большой отклик у граждан, ее потенциальных избирателей. По данным опросов, сейчас эта партии популярнее членов правящей коалиции. Напомню, что "Альтернатива для Германии" против того, чтобы Германия лезла в огонь украинского вооруженного конфликта и неограниченно финансировала Киев, а также отправляла ему летальное оружие. По словам представителей "Альтернативы для Германии", все это сейчас делается за счет и в ущерб немецким гражданам.
При обсуждении бюджета на предстоящий год (Бундестаг примет окончательное решение в середине ноября) упоминаются только прямые немецкие финансовые вложения в украинский вооруженный конфликт, хотя есть и косвенные последствия, в том числе, для немецкой экономики и политики, и они намного больше и фатальнее.
Так, Германия отправила Киеву прямую финансовую помощи с начала вооруженного конфликта в размере 22 миллиардов евро. В эту сумму не включены расходы на содержания более миллиона украинских беженцев, а ведь, по подсчетам ОЭСР, Германия тратит на них по 11 300 евро с каждого немецкого гражданина в год.
На пути к неуправляемой Германии: как далеко продвинется "Альтернатива для Германии"Растущая популярность "Альтернативы для Германии" вызывает беспокойство у ряда немцев. Но эксперт Тибо Мюзерг не видит в этом "революции". В интервью Atlantico он отметил, что до прихода АдГ к власти еще далеко, и нет никакой вероятности того, что оно в итоге состоится.
05.09.202300
Среди такого количества украинских беженцев есть много, по оценкам около 200 тысяч, годных к военной службе мужчин, которых украинские власти считают дезертирами. Лидер депутатского клуба правящей партии "Слуга народа" в Киеве Давид Арахамия полагает, что Берлин обязан всех их вернуть на родину. Пока официально такого требования Берлин не получал, но, по сведениям "Дойче велле", немцы уже думают, как ответить украинцам в случае чего. Уж слишком деликатная это тема с юридической и политической точки зрения.
Власти не представили точного перечня косвенных последствий своей политики, касающейся украинского вооруженного конфликта, в том числе отказа в одностороннем порядке от надежных поставок дешевых российских энергоносителей и санкций против Москвы, которые вернулись немецкой экономике бумерангом. Тем не менее влиятельное издание "Шпигель" представило поразительные данные о самой сильной экономике Старого континента.
Вскрылись печальные факты. Германия, в прошлом экономический локомотив Европы, единственная в ЕС, кто не достиг экономического роста после 2019 пандемийного года. Данные неумолимы: спад прямых иностранных инвестиций – в 2022 по сравнению с 2021 на 50,6 %, спад промышленного производства – в июне 2023 по сравнению с июнем 2019 года на семь процентов, и что уж там говорить о головокружительном росте цен на энергоносители для промышленности – на 155 % в 2022 году по сравнению с 2020. Все это заставляет многие компании бежать за рубеж.
Политические последствия еще много раз напомнят о себе, но об этом я напишу в другой раз. Сейчас ясно одно: Германия и Европа попали под сильнейшее давление Соединенных Штатов Америки из-за украинского вооруженного конфликта, и ради непререкаемой солидарности с Украиной они отказались от той незначительной автономии, которой еще обладали когда-то во внешней политике.