Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
На этой неделе продолжились слушания по делу фигуристки Камиллы Валиевой, и Süddeutsche Zeitung уделяет разбирательству в Лозаннском суде много внимания. Автор статьи не склонен трактовать противоречивые факты в пользу спортсменки. Он высчитывает, как могли бы взлететь за ее счет сборные США и Германии.
Камилла Валиева не поехала в Лозанну. И местные жители в ближайшие недели едва ли увидят, как по набережной Женевского озера прогуливается не только она, но и её дедушка-сердечник, из стакана с остатками лекарства которого она нечаянно отпила что-то запрещенное в декабре 2021 года (по её собственным уверениям). И именно там, в штаб-квартире Спортивного арбитражного суда CAS (Court of Arbitration for Sports), после длившейся несколько месяцев проволочки, рассматривается дело об использовании допинга, превратившее состязания по фигурному катанию на Олимпийских играх 2022 в настоящий фарс.
Первые слушания прошли в Спортивном арбитражном суде в Лозанне 26-28 сентября, оставшиеся заседания перенесены на 9-10 декабря.
Назначено несколько дней слушаний. Камилла Валиева, которой на данный момент 17 лет, будет подключена по видеосвязи. Экспертизе и верификации подвергнутся различные версии случившегося – в том числе заключение Российского антидопингового агентства РУСАДА, которое признало допинговое нарушение со стороны Валиевой, однако не нашло тем не менее в нём "её вины или халатности". (Валиева, судя по всему, из-за случайности сдала положительную допинг-пробу 25 декабря 2021 года, в день произвольной программы чемпионата России. Но стало известно об этом только 8 февраля 2022 года - на следующий день после окончания командного турнира Олимпиады, где сборная России с Валиевой в составе одержала победу, а команда США заняла второе место - Прим. ИноСМИ.)
Именно это оправдательное решение будет рассматриваться в декабре суде CAS. Возражают против него Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) и Международный союз конькобежцев (МСК). Они требуют ответа лишь на один вопрос: если виновата не Валиева, то кто тогда?
Российским расследователям не удалось выявить тех, кто мог бы нести ответственность за попадание допинга в организм тогда ещё пятнадцатилетней спортсменки. Таких людей не нашлось ни в ее ближнем, ни в более широком окружении. Напротив: тренер Этери Тутберидзе, которая вымуштровала Валиеву, была награждена орденом из рук Владимира Путина.
Про прошествии более пятисот дней после Олимпиады в Пекине от CAS стоит ожидать, по-видимому, недюжинного детективного таланта, чтобы прояснить все детали этого дела. Кто дал Валиевой, еще ребенку, запрещенный сердечный препарат триметазидин? Почему, согласно материалам дела, в пробах были обнаружены разрешенные вещества гипоксен и L-карнитин? Кто ответственен за употребление допинга несовершеннолетней?
И требовать ответов должны не только ВАДА и Международный союз конькобежцев. Члены национальной сборной США уже девятнадцать месяцев так до конца и не понимают – они олимпийские чемпионы или все же нет? В Пекине они уже были готовы ехать на церемонию награждения серебряными медалями– и вдруг церемонию отменили, когда стало известно, что в пробах Валиевой обнаружили триметазидин. В те дни она была первой скрипкой блестящего оркестра российской сборной, занявшей первое место, но так и не получившей золотую медаль.
Члены сборной США тщетно пытались добиться от CAS разрешения участвовать в следственном процессе как наблюдатели; не только по той причине, что итоговое решение, по их словам, несет огромную значимость для их спортивной карьеры; но также потому, что после умолчаний с российской стороны возникла нужда в прозрачности происходящего. Запрос американцев был отклонен, слушания проходят за закрытыми дверями. Лишь время покажет, кому суд этим своим запретом оказал любезность, а кого обидел.
Несомненно одно – оставившие глубокие порезы не только на льду последствия этой многолетней драмы тянутся очень далеко. Они затрагивают самые отдаленные от сути дела области – например, систему оценок и рейтингов в немецкой спортивной отрасли. Немецкая национальная сборная по фигурному катанию, например, могла бы сохранить за собой восьмое место на Олимпиаде, если бы ситуация с Валиевой разрешилась быстро и российские золотые медали были бы аннулированы. В немецкой системе оценивания добавилось бы всего несколько очков за выступление – если говорить точнее, два. А ведь эти два очка могут стать решающими в вопросе спортивной карьеры и денег для многих людей.
В деле Валиевой уже совершено очень много несправедливостей (посмотрите на страдания западных команд), которые полностью исправить теперь не получится.