Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Перед Израилем стоят сложные задачи, поэтому операция "Железные мечи" будет масштабной, но медленной, рассказал Lidovky чешский дипломат Цирил Бумбалек. Он назвал одну неожиданную причину, по которой ХАМАС решился на авантюру, напав на Израиль.
После вторжения отрядов из Газы Израиль оказался в состоянии войны. Об этом заявил премьер-министр Биньямин Нетаньяху. Заместитель посла Чешской Республики в Тель-Авиве Цирил Бумбалек рассказал Lidovky, какие задачи стоят перед израильскими силами безопасности. Они не только стараются освободить заложников, забрать останки погибших, но и предотвратить террористические удары группировок, которые проникли на территорию Израиля.
Lidovky: Что происходило в воскресенье в Тель-Авиве?
Цирил Бумбалек: Это был бы обычный рабочий день после праздников. В городе стало бы многолюдно, магазины открылись бы, появилось бы много транспорта. Но в это воскресенье все пошло не так. На улицах изредка появлялись автомобили, и школы стояли закрытыми. Многим пришлось остаться дома, чтобы сидеть с детьми. Закрылись и некоторые магазины, сервисы. Люди предпочли остаться дома. Они ждут сигала, когда все закончится. Армия и полиция продолжают зачищать территории близ Газы от бандформирований.
— Располагают ли местные жители достаточной информацией о происходящем?
— Информация поступает обрывочная. События разворачиваются в сельских районах близ города Сдерот. Там шли бои с субботы на воскресенье. При этом не до конца было понятно, уничтожены ли боевики. Они постоянно перегруппировываются, и ситуация остается неоднозначной. Они скрывались в отдельных домах, и зачистка ведется весьма осторожно.
Сейчас многие боятся, что террористов, которые пересекли границу с оружием и военной техникой, незаметно сопровождали и другие боевики. Они могут нападать на израильских граждан. Они попытались проникнуть в Израиль, по всей видимости, в гражданской одежде.
— Чего израильтяне боятся больше всего?
— Что эти замаскированные боевики незаметно проберутся дальше, вглубь израильской территории, и что в ближайшие часы или дни попытаются совершить крупный террористический акт. Поэтому израильтяне пытаются контролировать подступы к населенным пунктам.
В воскресенье уничтожили два автомобиля с террористами, которые попытались пробраться к городам Ашдод и Ашкелон. Это два крупных города близ Сектора Газы. Они хотели проникнуть в город и застрелить кого-нибудь, может, в супермаркете или в других местах большого скопления людей.
Поэтому в стране делается все, чтобы это предотвратить. Нападение остановлено, но отомстить будет непросто. Потребуется время.
— Часть заложников освободили еще в выходные, но еще более сотни человек остаются в плену. Некоторых даже вывезли в Газу. Известно ли что-то об их судьбе?
— Известно о ста похищенных. Достаточно много. Среди них есть и гражданские, и военные, и пока до конца не понятно, кого больше. Некоторых похитили или даже убили, а потом похитили их тела. Для боевиков важно удерживать, в том числе, тела убитых. Раньше несколько раз получалось обменять палестинских заключенных на останки мертвых израильтян.
Поэтому неясно, сколько человек остались в плену в живых, а сколько были убиты. На кадрах видно, что среди заложников есть дети и женщины, а также несколько иностранцев. Близ Газы, где есть фермы, работает много тайцев. Боевики якобы похитили десять тайских рабочих (Похищены и украинцы, и американцы. — Прим. авт.).
Потрясенный Израиль вынужден вернуться к своей вечной дилеммеСокрушительный удар ХАМАС по территории Израиля — следствие решений Нетаньяху, пишет NYT. Глава государства осознанно пренебрег вопросом Палестины и привел сектор Газа в ярость. Теперь политик стоит перед тяжелой дилеммой, созданной им самим.
09.10.202300
— Будет ли расти число погибших?
— Число растет по мере поступления информации. В воскресенье погибших было 600. Суббота и ночь на воскресенье выдались сложными, потому что пострадавшие области пришлось сначала зачистить и взять под контроль. У израильской армии большие возможности, но и ей непросто обезвредить боевиков за пару часов и вернуть жизнь в нормальное русло.
— Убиты сотни израильтян. Палестинцы прорывались в Израиль на парапланах. Они использовали экскаватор, чтобы сломать защитные ограждения, а затем прорывались на мотоциклах. Кроме того, они запустили несколько тысяч ракет. Скорее всего, это тщательно подготовленная операция. Как долго ХАМАС готовился к нападению?
— Трудно предположить. В Газе ХАМАС и "Исламский джихад"* постоянно планируют какую-нибудь операцию. Но у израильтян нет доступа к оперативному планированию, и поэтому трудно говорить, какого рода операции они планируют, крупные или мелкие.
Известно, что у них есть ракетный арсенал. Все знали, что у них есть заводы по производству ракет, и что в Газу подвозят сырье, но раскрыть намерения не удалось.
Газа — относительно небольшой регион, за которым постоянно следят с дронов, но члены ХАМАС, по-видимому, очень хорошо подготовлены. Возможно, его боевиков тренировали даже где-то за рубежом.
— Внешне происходящее напоминает 11 сентября для израильских спецслужб, которые не сумели раскрыть такую масштабную операцию. Израильтяне дают такую же оценку?
— Возможно. Но параллели всегда неточны. Многие говорят о втором "Судном дне" (Октябрьская война 1973 года. — Прим. авт.), когда израильтяне тоже не были готовы к войне. Когда закончится первая фаза, во время которой все сплотились и поддержали правительство (в выходные отменили оппозиционные демонстрации), придет время для дискуссии специалистов. Возможно, созовут разные комиссии по расследованию.
— Кто-нибудь уже наказан за вероятную недооценку опасности?
— Нет, поскольку сейчас все понимают: сначала нужно покончить с ХАМАС, провести активную операцию. Когда ее цель будет достигнута, можно начинать обсуждения. Наказывать не призывает даже оппозиция. Напротив, она заявила о готовности временно вступить в правительство Биньямина Нетаньяху, желая тем самым продемонстрировать, что страна едина, что все споры вокруг выборной и судебной реформы отошли на второй план и что решается самая острая проблема.
— Как объяснить сцены, когда террористы якобы нападают на спящих солдат у границы? Разве защитные ограждения на границе с Газой охранялась недостаточно хорошо? А как им удалось похитить генерала? Вскрылись серьезные проблемы в аппарате безопасности Израиля?
— Тут нужно разбираться. Сейчас трудно что-то сказать с уверенностью. Какой бы большой ни была армия, она не может присутствовать везде. Есть мнение, что причина еще и в том, что достаточно долго тяжелой оставалась ситуация на западном берегу Иордана. Поэтому часть сил перебросили на западный берег. Считалось, что армия нужнее там. Ведь в Газе уже давно все было спокойно, и поэтому военное присутствие у ее границ сократили.
ХАМАС перешел Рубикон. Что теперь?Независимо от исхода событий в секторе Газа ХАМАС объявит о своей победе, пишет Arab News. Однако на самом деле ему не хватит сил противостоять израильской армии, поддерживаемой США. Поэтому стратегия Палестины сыграет на руку Нетаньяху, который теперь будет выглядеть спасителем в глазах народа, считает автор статьи.
10.10.202300
У израильтян есть разные подразделения, которыми они по-разному распоряжаются. Некоторые более элитные, а другие менее. Решение о том, куда отправить то или иное подразделение, принимает Генеральный штаб. Правильное ли решение он принял, будут разбираться. Кроме того, общественность потребует от силовых структур высказаться и все объяснить.
Пусть они скажут, в чем была ошибка, ведь до сих пор в Израиле считалось, что народ может положиться на свои великолепно работающие силовые структуры. Теперь многие граждане в этом засомневались. Потребуется восстановить полную веру в то, что система, несмотря на политические разногласия, работает. Это вопрос элементарного доверия к государству и общественного договора в Израиле.
— Возможно, неподготовленность объясняется политической нестабильностью в Израиле?
— Такое предположение тоже можно услышать, но так считает только часть политического лагеря. От другого мы слышим, что представители силовых структур работают без оглядки на правительство.
— На каких задачах при подавлении противника сейчас сосредоточена армия?
— Еще в субботу израильская армия начала операцию "Железные мечи". Ее цель — уничтожить силы ХАМАС и "Исламского джихада"*. Что это означает на практике, пока не совсем ясно, поскольку подробности военной операции не оглашаются. Понятно, что операция масштабная и потребует времени. Конечно, она не закончится за выходные или за несколько последующих дней. Свою роль играет большое количество пленных.
Позднее также станет понятно, изменится ли также стратегия в отношении Газы и военного присутствия на ее территории, чтобы подобное нападение не повторилось.
— На сколько, по-вашему, затянется этот конфликт?
— Операция может включать несколько фаз. Первая может продолжаться несколько недель. До сих пор израильская армия присутствовала по периметру Газы и следила за ней со стороны. Но эта модель, как оказалось, не работает. Возможно, власти придут к решению тем или иным образом вернуться в Газу, например, создав временные коридоры безопасности внутри Газы.
— Как проходит эвакуация израильтян в зоне 80 километров от Газы?
— В субботу в Израиле объявлено чрезвычайное положение, а это значит, что расширились полномочия армии. Сначала режим действовал в пределах 80 километров от Газы, а потом распространился на всю территорию Израиля. На практике никаких изменений нет. Просто если солдаты придут куда-то, где им нужно провести операцию, они могут приказать местным жителям немедленно собираться и освобождать территорию. На текущую жизнь страны это никак не влияет. Рядовое решение, принятое для облегчения военных операций.
Жители областей, прилегающих к Газе в пределах десяти — пятнадцати километров, сами уезжают. Они боятся там оставаться. Большие города близ Газы эвакуировать не планируют. Но, конечно, увеличили число блокпостов, чтобы контролировать сообщение между Газой и Израилем. (…)
— В воскресенье Израиль подвергся минометному обстрелу из Ливана. Насколько израильтяне боятся нападения с нескольких сторон?
— Да, в Израиле боятся открытия второго фронта. Хезболлу считают более сильным противником, чем ХАМАС или "Исламский джихад"* в Газе. Израильтяне, которые открыли ответный огонь, дали понять, что не хотят эскалации конфликта, но будут реагировать на любую попытку провокации. Сегодня пока нет признаков, что Хезболла хочет открыть фронт на севере. Скорее это была одна из множества провокаций, которые случались в регионе и в прошлом.
— Как вы оцениваете этот конфликт в свете текущих дипломатических переговоров между Израилем и Саудовской Аравией?
— Ясно, что одной из причин, подтолкнувших ХАМАС и "Исламский джихад"* на эту авантюру, было желание отвлечь внимание. Они хотят, чтобы отношения между Израилем и Саудовской Аравией нормализовались с учетом пожеланий палестинцев, но пока этого не происходит. Радикальных палестинцев это не устраивает. Им казалось, что это единственный способ показать, что с ними нужно разговаривать. У них ощущение, что с ними никто всерьез не считается. Речь не только об Израиле, но и об арабских партнерах.
Теперь они решили показать всем, что с ними нужно считаться. Хотя их действия весьма контрпродуктивны, трудно понять, что происходит в голове стратегов ХАМАС и "Исламского джихада"*.
* запрещенная на территории России террористическая организация, прим. ред.
Автор: Мартин Схабу (Martin Shabu)