Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
После начала боевых действий Польша зарекомендовала себя одной из самых ярых сторонниц Украины, приютив у себя свыше миллиона беженцев. Но отношение общественности резко меняется: чем ближе выборы 15 октября, тем сильнее накаляются антиукраинские страсти.
Пол Уолди (Paul Waldie)
Юлия Пузыревская приехала в Польшу с восточной Украины десять лет назад, и никогда не стеснялась говорить по-украински во всеуслышание — до недавнего времени.
34-летняя Пузыревская открыла свое дело, а в прошлом году вскоре после начала российской спецоперации основала в Лодзи благотворительную организацию под названием "Поддержим Украину все вместе". Поначалу люди со всего города приезжали с пожертвованиями и охотно пускали к себе пожить украинских беженцев. Но за последние несколько месяцев эта поддержка ослабла. Более того, в некоторых кругах она сменилась открытой враждебностью к украинцам.
"Раньше у меня никогда не возникало проблем, но теперь мне неловко заговаривать на улице по-украински", — посетовала она. Мы общаемся с ней в небольшом отделении благотворительной организации на углу здания Ассоциации молодых христиан. В прошлом году ее пригласили на празднование Дня независимости Польши, но в этом году она участвовать не планирует, опасаясь недружественного приема: "Я боюсь, потому что настроения меняются".
После начала боевых действий Польша зарекомендовала себя одной из самых ярых сторонниц Украины, приютив у себя свыше миллиона беженцев. Но отношение общественности резко меняется: чем ближе выборы 15 октября, тем сильнее накаляются антиукраинские страсти.
Опрос вашингтонского исследовательского центра Пью показал, что поддержка украинцев среди поляков упала с 80% в 2022 году до 52%. Этот сдвиг в общественном мнении не мог не сказаться на мучительной избирательной кампании, в которой ухудшение отношений с Украиной стало стержневым вопросом.
Крайне правая партия "Конфедерация свободы и независимости" пообещала избирателям, что сократит все финансовые льготы украинским беженцам и урежет соседу военную и гуманитарную помощь.
"Нам пора беспокоиться о собственной стране, а не об Украине, — сказал Кароль Ковальски, 33-летний айтишник из Варшавы, который голосует за Конфедерацию. — Мы и так дали им слишком много".
33-летней матери двоих детей Эльжбете Дылян надоело, что украинцы сразу же получают социальные льготы, включая государственную пенсию, ради которой полякам приходится работать всю жизнь. "Мы гордимся тем, что помогаем им, — сказала Дылян, которая тоже голосует за Конфедерацию. — Но считаем, что наше правительство совершило большую ошибку".
По опросам, Конфедерация набирает лишь около 10% голосов, но если на выборах развернется напряженная борьба с равными результатами, именно эти голоса могут стать решающими для правящей коалиции.
Партия власти "Право и справедливость", еще недавно горячо поддерживавшая Украину в Евросоюзе и НАТО, умерила масштабы помощи и пообещала прекратить социальные льготы для беженцев в марте. "Давайте не забывать, что эти правила носят временный характер и истекают в начале следующего года", — заявил представитель "Права и справедливости" Петр Мюллер.
В своей предвыборной кампании Партия делает упор на стабильность и национальную безопасность, включая защиту от "российской агрессии" в том числе и за пределами Украины.
Во вторник партия ощутила мощный удар, когда в отставку подала дюжина высокопоставленных офицеров, включая главу оперативного командования. Причины ухода не назывались, но польские СМИ сообщили, что в высшем руководстве назрела напряженность из-за оперативных решений и политизации вооруженных сил со стороны "Права и справедливости".
Кроме того, отношения двух стран заметно ухудшил спор между Польшей и Украиной из-за поставок зерна.
Польские фермеры пришли в ярость из-за огромных поставок украинского зерна, которое поступает в страну целыми составами и грузовиками,— из-за российских обстрелов черноморских портов Киев ищет альтернативные маршруты сбыта своей сельскохозяйственной продукции. Зерно предназначено для стран Африки и Ближнего Востока, но из-за транспортных заторов и "бутылочных горлышек" значительная его часть скопилась на элеваторах в Польше, сильно сбив местные цены.
В ответ правительство запретило импорт украинского зерна и продуктов питания, сделав исключение лишь для транзита. Киев, в свою очередь, ответил иском во Всемирную торговую организацию.
Напряженность обострилась в прошлом месяце, когда президент Владимир Зеленский заявил на Генеральной Ассамблее ООН, что "тревожно видеть, как некоторые в Европе, включая наших друзей, разыгрывают в политическом театре солидарность, а сами превращают зерно в триллер". "Может показаться, что они отыгрывают свою роль, но на самом деле они помогают подготовить почву для интересов Москвы", — добавил Зеленский.
Его комментарии всколыхнули в Польше волну гнева. Премьер-министр Матеуш Моравецкий упрекнул Зеленского в оскорблении поляков и намекнул, что Польша прекратит поставлять Киеву оружие. Президент Анджей Дуда, которого поддерживает "Право и справедливость", пошел еще дальше и заявил: "Украина ведет себя как утопающий: цепляется за все, что сможет. Тонущий человек вообще чрезвычайно опасен, он может утянуть за собой на глубину".
Даниэль Шелиговский, старший научный сотрудник украинской программы Польского института международных отношений, высказался о предвыборной риторике отрезвляюще, заверив, что отношения между двумя странами остаются крепкими. Предвыборная шумиха никак не отменяет того, что у Польши и Украины "прочная основа", сказал он. "Единственная перемена может заключаться в том, что Польша будет поддерживать Украину менее активно", — заключил он.