Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Ближний Восток превратился в адскую военную зону по вине Вашингтона, пишет SCMP. Именно политика США по нормализации отношений между Израилем и Саудовской Аравией подтолкнула ХАМАС к действиям из страха, что интересы палестинцев вновь будут принесены в жертву, считает автор.
Терри Су
Просчет США заключался в том, что они стремились нормализовать отношения между Саудовской Аравией и Израилем, чтобы противостоять геополитическим шагам Пекина в регионе. Но это заставило ХАМАС перейти к отчаянным действиям. По мере распространения глобальной озабоченности и роста внутренней оппозиции США может ждать встряска до самого основания.
Прошло уже больше недели с тех пор, как ХАМАС начал внезапные атаки на Израиль из сектора Газа, которые были столь же успешны в военном отношении, сколь и ужасны в гуманитарном.
Мало кто ожидал подобного, в том числе и советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан. За восемь дней до нападения Салливан перечислил позитивные события на Ближнем Востоке, которые позволили Америке сосредоточиться на других регионах, и сказал: "Сегодня в ближневосточном регионе спокойнее, чем за последние два десятилетия".
Нападения ХАМАС разрушили эту радужную картину. Парадоксально, но именно по вине Вашингтона "спокойный" Ближний Восток вдруг превратился в адскую военную зону. Последняя инициатива Америки по нормализации отношений между Израилем и Саудовской Аравией подтолкнула ХАМАС к отчаянным действиям из страха, что интересы палестинцев вновь будут принесены в жертву и, возможно, на этот раз окончательно.
Еще в сентябре 2020 года администрация Дональда Трампа выступила посредником в подписании Авраамских соглашений, в результате которых Объединенные Арабские Эмираты, а также Бахрейн и Марокко нормализовали отношения с Израилем. Этому предшествовало признание Израиля Египтом и Иорданией в 1979 и 1994 годах соответственно.
Любой подобный шаг со стороны Саудовской Аравии был бы гораздо более значительным, учитывая численность ее населения, площадь территории и нефтяные богатства, не говоря уже о престиже, которым она пользуется как лидер мусульман-суннитов. План Вашингтона заключался в том, что окончательная разрядка между Эр-Риядом и Тель-Авивом будет противодействовать геополитическим маневрам Пекина в регионе.
Какова была позиция президента США Байдена по поводу войны между Израилем и Газой?Байден посетил Израиль и встретился с Нетаньяху, пишет сайт Al Jazeera. Он заявил, что Тель-Авив не имеет отношения к подрыву больницы в Газе. Фактически США дали союзнику зеленый свет на то, чтобы и дальше нападать на Палестину всеми доступными способами, отмечает автор статьи.
19.10.202300
Однако американская схема нормализации саудовско-израильских отношений потерпела катастрофическое фиаско.
После того, как в марте Пекин проделал дипломатический трюк на Ближнем Востоке, выступив посредником ирано-саудовского сближения, Вашингтон был обеспокоен существенным проникновением Китая в регион, традиционно считающимся его задним двором. Отсюда и необходимость вытеснить КНР.
По логике вещей, если бы Вашингтон предпринял что-то крупное на Ближнем Востоке, то одним выстрелом убил бы сразу нескольких зайцев.
Во-первых, это позволило бы укрепить отношения с Эр-Риядом, которые в последние годы дали трещину, и закрепить обязательства Саудовской Аравии по увеличению добычи нефти для облегчения проблемы внутренней инфляции в Америке, тем самым поддержав стратегию Вашингтона по усилению своей экономики в ходе "антирисковой" войны с Пекином.
Во-вторых, инициатива "Экономический коридор Индия — Ближний Восток — Европа", подписанная в Нью-Дели в ходе саммита G20, получила бы дальнейшее развитие в качестве ответа на китайскую инициативу "Пояс и путь" — концепцию глобальных связей, которая уже давно не дает покоя США и их союзникам.
И в-третьих, грандиозное сближение Эр-Рияда и Тель-Авива настолько существенно и символически укрепило бы позиции Израиля в сфере безопасности, что президент Джо Байден, несомненно, оказался бы в выигрыше, получив дополнительную поддержку своей предвыборной кампании со стороны израильского лобби.
Разумеется, все это утратило свою актуальность в связи с началом ХАМАС операции "Наводнение Аль-Акса" и ее последствиями. Из-за унижения Израиля Саудовская Аравия, по сообщениям, отказалась от сотрудничества с ним и свернула переговоры по нормализации ситуации, а затем вновь заявила о своей поддержке прав палестинцев. В то же время в США и странах-союзниках достопримечательности Нью-Йорка, Берлина и Парижа были подсвечены синим и белым цветами в поддержку Израиля.
Теперь, когда премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху собрал чрезвычайный военный кабинет из трех человек и поклялся, что "каждый член ХАМАС умрет", а к берегам Леванта направлены два американских авианосца, и госсекретарь США Энтони Блинкен отправился на Ближний Восток, поклявшись защищать Израиль "до тех пор, пока существует Америка", кажется неизбежным, что ХАМАС будет если не уничтожен, то, по крайней мере, ему будет нанесен сокрушительный удар, когда Израиль начнет полномасштабные действия.
Вопрос, однако, в том, действительно ли это то, что Вашингтон хотел бы видеть на Ближнем Востоке — где палестинская проблема остается такой же сложной, как и прежде, независимо от судьбы ХАМАС — в то время, как его открытое соперничество с Китаем не показывает никаких признаков того, что оно идет нужным путем, а его де-факто военная борьба с Россией на Украине затягивается.
На прошлой неделе на брифинге для прессы в Белом доме Салливан выглядел уверенно, заявив: "Соединенные Штаты способны поддержать Украину в Европе, наших партнеров в Индо-Тихоокеанском регионе и нашего близкого союзника, Израиль, в трудную минуту. И мы уверены, что у нас есть ресурсы, инструменты и возможности для того, чтобы эффективно это сделать".
Кажется очевидным, что к словам Салливана следует относиться с долей скептицизма. Например, Южная Корея, по некоторым данным, обеспокоена тем, что Северная Корея может начать нападение в стиле ХАМАС. Такую перспективу, возможно, трудно себе представить — но ведь и кровавый налет ХАМАС тоже произошел совершенно неожиданно.
На этом серьезность проблемы не заканчивается. На протяжении многих лет Вашингтон обвиняли в том, что он позволяет "Пузырю" (the Blob) — своему внешнеполитическому истеблишменту — и израильскому лобби манипулировать политикой, неустанно указывая на Москву и безоговорочно поддерживая Тель-Авив. Голоса несогласных звучали как крики с периферии политической жизни страны.
Но на прошлой неделе антиизраильские заявления прозвучали от имени примерно 30 студенческих групп Гарварда, что стало беспрецедентным событием, побудившим бывшего главу университета Лоуренса Саммерса написать в Твиттере: "За почти 50 лет работы в Гарварде я никогда не был так разочарован и отчужден, как сегодня". Появляется новая переменная, которая может усилить распространяющееся в Америке беспокойство по поводу того, что ее нация будет потрясена до самого основания.
Терри Су — президент Lulu Derivation Data Ltd, гонконгского интернет-издательства и аналитического центра, специализирующегося на геополитике.