Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В последние годы Москва заложила основу для усиления военного и дипломатического влияния на Ближнем Востоке, пишет UnHerd. Отказ Нетаньяху от диалога с ХАМАС позволил другим державам взять в руки переговоры по заложникам. Россия воспользовалась этим шансом.
Кэтрин Бэйфорд (Katherine Bayford)
Неудачи Нетаньяху позволили соперничающим государствам вмешаться.
В конце недели высокопоставленные представители ХАМАС прибыли в Москву на встречу с замглавой российского МИДа Михаилом Богдановым. Россия пригласила их, в первую очередь, чтобы освободить своих заложников, но при этом старается восстановить былой геополитический престиж.
Эти встречи — следствие катастрофического подхода Биньямина Нетаньяху к захвату заложников в ходе рейда ХАМАС на Израиль 7 октября. Родственники 220 израильтян, взятых в плен в сектор Газа, дружно негодуют на израильского премьера и его правительство. Нетаньяху промедлил целую неделю, и это симптом ошибочных политических инстинктов.
За день до этого глава Совета национальной безопасности Израиля Цахи Анегби заявил, что Израиль не намерен "вести переговоры с врагом, которого поклялся стереть с лица земли". Нетаньяху попытался внушить этим семьям — мощной политической силе, с которой необходимо считаться, — что это не его собственная точка зрения. Отчаявшиеся родственники ранее требовали, чтобы правительство рассмотрело все возможные варианты освобождения заложников — вплоть до того, чтобы обратиться к лидерам арабских государств, других стран и даже самого ХАМАС.
Израиль вести переговоры с ХАМАС явно не желает, но при этом не хочет и того, чтобы на него давили иностранные государства. Однако чрезмерное внимание Нетаньяху к краткосрочным результатам привело к государственному параличу, который лишь усилил иностранные державы, критикующие Израиль. Образовался вакуум для других стран, стремящихся подключиться к переговорам о заложниках. Одна из них — как раз Россия.
Если лидеры вроде Джо Байдена и Риши Сунака возглавили западные государства и продемонстрировали решительную поддержку Израиля, то Россия вмешалась в ситуацию относительно поздно. Владимир Путин позвонил крупным лидерам региона лишь на вторую неделю конфликта. На этой неделе Богданов встретился с руководством ХАМАС в Катаре, после чего его делегация получила приглашение в Москву.
Своим вмешательством Россия пытается представить себя влиятельным посредником в регионе после серии затруднений с Украиной, Казахстаном и Китаем — Москва привыкла считать эти три государства слабее, лояльнее и дружелюбнее, чем они есть на самом деле.
По сообщениям российских информационных агентств, ХАМАС в эти выходные пообещал найти и освободить восьмерых российско-израильских заложников. Есть ясные причины, почему Москва попытается воспользоваться дипломатическими каналами, чтобы освободить своих граждан, но в остальном у России мало инструментов, чтобы повлиять на исход войны. Но ее цель, прежде всего, заключается в том, чтобы развеять созданный Западом образ государства-изгоя, изолированного и осажденного.
Россия никогда не называла ХАМАС террористической группировкой и принимала у себя его прошлых лидеров. Россия, как заявил Путин на недавней встрече с религиозными деятелями, "не понаслышке знает" о последствиях международного терроризма. Тем не менее он подчеркнул, что "борьба с терроризмом не может вестись по пресловутому принципу коллективной ответственности, когда гибнут старики, женщины, дети, целые семьи, сотни тысяч людей остаются без крова, еды, воды, электричества и медицинской помощи".
В последние годы Россия закладывает основу для того, чтобы усилить военное и дипломатическое влияния на Ближнем Востоке. Неспроста Валерий Гергиев дирижировал оркестром Мариинского театра на руинах Пальмиры после освобождения города от ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация. – Прим. ИноСМИ) в 2016 году. Поскольку Нетаньяху позволил другим державам взять в свои руки переговоры по заложникам, Путин надеется, что эти шаги принесут плоды и позволят восстановить международное влияние.