Что же такое “Форум оборонной промышленности” под эгидой Зеленского?

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Совместное производство оружия на Украине нельзя оставлять на откуп подрядчикам, пишет RS. Руководить проектом должен Пентагон, ведь заработок – это единственное, к чему стремятся компании, уверяет автор статьи.
Джулия Гледхилл (Julia Gledhill)
Западные производители оружия готовятся развернуть производство на Украине. Это ставит вопрос о том, как правительство США намерено контролировать усилия компаний по созданию там производственных мощностей для выпуска оружия. Крайне важно, чтобы правительство высказало свое мнение как можно раньше, учитывая, что американские подрядчики уже взяли на себя обязательства по совместному производству оружия с Украиной.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
В прошлом месяце 252 компании из более 30 стран собрались в Киеве на Международный форум оборонной промышленности. Президент Владимир Зеленский объявил о создании нового Альянса оборонной промышленности с целью защитить Украину и “любую страну мира от агрессии”. Предполагается, что альянс поможет Украине локализовать производство оружия для борьбы с Россией.
На данный момент в альянс вошли как минимум 59 компаний из 23 стран, включая Францию, Великобританию, Германию и Швецию. По словам министра иностранных дел Украины Дмитрия Кулебы, подрядчики взяли на себя “конкретные обязательства по созданию необходимого вооружения” в партнерстве с украинскими оборонными предприятиями.
Подробностей об участии американских компаний мало, но механизм, похоже, уже завертелся: сообщается, что всего за неделю до форума три ассоциации оборонной промышленности США подписали соглашения о сотрудничестве с правительством Украины. Это позволит привлечь свыше 2 000 американских военных подрядчиков.
Наращивание оружейного производства на Украине, несомненно, укрепит способность ВСУ противостоять российскому натиску и одновременно ослабит нажим на западные производственные линии. Это особенно привлекательная перспектива для США сейчас, когда они поддерживают два продолжающихся конфликта. Но Пентагон не может оставить разработку механизма совместного производства на откуп военным подрядчикам.
Те, в свою очередь, последовательно продвигают увеличение расходов на национальную безопасность. Параллельно подрядчики взвинчивают цены Пентагону и всячески преуменьшают свое финансовое благосостояние, чтобы потуже набить карманы акционеров. Доверять им прокладывать путь к следующему этапу американской поддержки Украины — промышленному сотрудничеству — нельзя. Руководить совместным производством, разъяснять политику передачи военных технологий и производства за рубежом и обеспечивать эффективность и рентабельность совместного производства предстоит Пентагону.
Пентагон открыто поощряет “перенос производства в дружественные страны” и “совместную с партнерами разработку, производство и обеспечение”, чтобы ускорить производство оружия и снизить нагрузку на промышленную базу США. Газета The Wall Street Journal сообщила, что министерство даже смягчает правила обмена военными технологиями и облегчает выдачу разрешений на производство в союзных странах, таких как Польша и Германия. Ключевой вопрос заключается в том, насколько такие смягченные правила применимы к стране, находящейся в состоянии войны.
Пентагон наверняка приложит руку к созданию львиной доли совместных предприятий с украинскими производителями, но в этом могут участвовать и Госдепартамент, и Министерство торговли, если при этом ожидается передача определенного оружия или технологий. Министерству торговли особенно не хватает прозрачности при экспорте некоторых видов вооружений, включая огнестрельное оружие, артиллерию и боеприпасы (в которых Украина отчаянно нуждается). Таким образом логистика совместного производства напрямую скажется на прозрачности инвестиций оборонной промышленности США в экономику Украины. Поэтому вопрос, какие последствия это возымеет для национальной безопасности, требует дальнейшего изучения.
С начала конфликта на Украине основная часть американской помощи в сфере безопасности этой стране осуществлялась за счет пакетов дополнительных расходов с подробной документацией. С точки зрения материально-технического обеспечения Министерство обороны и Госдепартамент направляли помощь Украине через соответствующие решения президента, Инициативу содействия безопасности Украины и программу иностранного военного финансирования. Основную часть помощи составили именно решения президента, при этом 44 программам передачи военного имущества Украине из запасов министерства обороны США способствовал госсекретарь (в координации с Министерством обороны).
С самого начала российской спецоперации администрация подробно документирует как масштабы, так и характер военной помощи Украине. Это крайне желательный контраст с обескураживающей тенденцией к непрозрачности в торговле оружием. Однако республиканцы в Палате представителей относятся к увеличению помощи Украине все враждебнее, да и общественная поддержка тоже снижается. По этой причине запрос администрации Байдена о дополнительной помощи Украине может оказаться последним вплоть до выборов 2024 года.
Тем не менее Байден заявил, что США будут поддерживать Украину “столько, сколько потребуется”, взяв на себя обязательство “крепить оборонительный потенциал Украины в долгосрочной перспективе, в том числе посредством партнерства с украинской оборонно-промышленной базой”. В сентябре Байден объявил, что правительство США вскоре проведет конференцию с участием лидеров оборонных ведомств, крупных компаний и правительств США и Украины, чтобы “изучить варианты создания совместных предприятий и запуска совместного производства”.
Эти партнерства могут стать важным каналом поддержки Украины со стороны США, поскольку как политическая воля к дальнейшим поставкам оружия, так и запасы Пентагона сокращаются. Поскольку Пентагон готовит свою первую Национальную оборонно-промышленную стратегию, ему следует уделить первоочередное внимание выработке критериев и защитных мер для совместного производства, чтобы обеспечить как максимальную эффективность помощи Украине, так и защиту от потенциальных должностных преступлений со стороны подрядчиков.
Джулия Гледхилл — аналитик Центра оборонной информации при Проекте государственного надзора. Бывший помощник по внешней политике в Комитете друзей по национальному законодательству
Обсудить
Рекомендуем