Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Наступление ВСУ не достигло своих целей, но Зеленский держится так, будто уверен в победе, пишет Die Welt. Очередной попыткой убедить Запад в потенциале Киева стало желание производить собственное оружие. Но пока с украинских конвейеров не сошло ни одного патрона, отмечается в статье.
Грегор Швунг (Gregor Schwung), Ибрахим Набер (Ibrahim Naber)
Украинское наступление не достигло своих целей. Президент и его ближайшее окружение, тем не менее, держатся так, как будто они абсолютно уверены в победе. Однако даже некоторые высокопоставленные военные открыто выражают свое разочарование и признают неудачи. Самые разные люди задумываются над самыми разными вещами, на обсуждение которых еще несколько недель тому назад лежало строгое табу.
На земле, испещренной черными воронкам, образовавшимися от разрывов снарядов, между сгоревшими танками лежат тела и куски тел военнослужащих. Это восток Украины, поле боя, снятое в режиме реального времени украинским беспилотником в минувшую среду днем в Донецкой области.
Репортер WELT AM SONNTAG наблюдает, как движутся изображения на экране командного пункта украинской армии, расположенного в подземном помещении под Авдеевкой. Российские войска наступают здесь уже несколько недель и пытаются взять небольшой город в кольцо.
На украинских военнослужащих сейчас оказывается колоссальное давление – и не только в Авдеевке, но вообще везде. Контрнаступление не принесло тех успехов, которые от него так ожидали, а грядущая зима и вовсе сделает возможность какого бы ни было прорыва маловероятной. Президент Украины Владимир Зеленский продолжает клясться всему миру, что успехи существенные и победа не за горами.
Однако насколько это реалистичный взгляд на вещи? Даже высшее военное руководство в Киеве терзают сомнения. Говорят о том, что боевые действия затянулись и зашли в тупик. А западные союзники всерьез задаются вопросом: имеет ли Украина еще хоть какие-то шансы занять все территории?
Зеленский и сам посеял семена сомнений. Когда в сентябре он отправился в США с визитом, его глазам предстал совсем другой Вашингтон – не тот, что принимал его в прошлом году. Хотя Джо Байден по-прежнему тверд в своем намерении поддерживать Зеленского, его руки связаны.
В минувшую среду Конгресс принял проект переходного бюджета – и в него не была включены никакие траты на дополнительную поддержку Киева. Представители Республиканской партии заблокировали продление финансовой помощи.
"Без американской поддержки мы проиграем в этом конфликте", — вполне однозначно заявил Зеленский в интервью журналу Time. Президент рассказал, что он совершенно изможден после 20 месяцев боевых столкновений, и подчеркнул: "Нет никого, кто верил бы в нашу победу так, как верю я".
"Поставки вооружений на Украину опаздывают. Продвижений на фронте зимой я не жду", — говорит чешский полковникЗимой никаких изменений на поле боя не будет, высказал свое мнение iROZHLAS полковник Зденек Петраш. На Западе уже не ждут от Украины явных подвижек на фронте, но все еще рассуждают о подготовке к новым операциям, хотя помощи выделяют недостаточно.
23.11.202300
"Позиционная борьба на истощение"
Спустя всего несколько дней после этих слов Зеленского главнокомандующий украинскими вооруженными силами Валерий Залужный в статье для британского журнала Economist дал куда гораздо более трезвое описание ситуации. По его словам, уже не получится организовать никакого "стремительного и красивого прорыва" — но вместо этого дело принимает вид позиционной борьбы на истощение, которая может затянуться на долгие годы.
Это давление на армию, причиной которого выступает абсолютная вера президента Зеленского в победу, только усиливается из-за высказываний руководителя Главного управления разведки Украины Кирилла Буданова. Конфликт будет долгим и затяжным, заявил он украинскому журналу NV, он сведется в итоге к эпизодическим обстрелам при неподвижной в целом линии фронта.
Зеленский публично резко отверг и раскритиковал точку зрения своих военных. Он не считает, что текущую ситуацию можно назвать патовой — так заявил он в интервью американской телекомпании NBC. Глава Офиса президента Андрей Ермак также опроверг мнение о том, что конфликт неизбежно затянется: "Следующий год будет решающим", — сказал он во время выступления в Вашингтоне.
Один из ближайших советников Зеленского, Михаил Подоляк, объяснил WELT AM SONNTAG в обстоятельном разговоре, состоявшемся в Киеве, что военные цели Украины не претерпели изменений. Не стоит подвергать сомнению тот факт, что ВСУ твердо намерены отвоевать территории, сейчас находящиеся под контролем России. "Уверенность в том, что Россия обладает какими-то особенно огромными запасами военных ресурсов для ведения бесконечных боевых действий — это большое заблуждение", — заявил он.
Главнокомандующий представил план победы
Политическое руководство в Киеве возмущено критическими высказываниями военных. В правительственных коридорах никто не отрицает, что контрнаступление прошло не так, как хотелось бы. Но если Украина хочет получить еще один шанс весной, западные партнеры должны поверить в силы Киева. За закрытыми дверями официальные лица говорят, что все должны выступить единым фронтом.
Наконец Залужный предложил также многоступенчатый план, который способен помочь Украине одержать победу. Эта инициатива, впрочем, прошла практически незаметной в публичном поле. В опубликованном тексте главнокомандующий изложил свое видение того, как Украина должна завоевать господство в воздухе с помощью беспилотников, а также как возможно целенаправленно перерезать пути снабжения российских войск, что позволит ВСУ перейти от позиционной борьбы к маневренной.
Тот факт, что основную повестку захватили мрачные прогнозы насчет текущей ситуации, является фатальным для Киева. Если и без того набирающая на Западе обороты усталость от боевых действий будет усугублена убеждением, что Украина сама уже не верит в победу, это придаст энергии всем тем, кто настаивает на необходимости начать переговоры между Киевом и Москвой.
На публике главы западных государств и правительств постоянно подчеркивают, что решение о переговорах остается за Киевом. Но в закулисье союзники, вероятно, уже прощупывают почву на предмет того, готова ли Украина пойти на жертвы. Об этом недавно сообщила телекомпания NBC со ссылкой на источники в американских силовых структурах.
Министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис написал в понедельник на своей странице в соцсети X (бывший Twitter), что поступают "позорные предложения" о прекращении огня. Он не сообщил подробностей, но предостерег всех внешних игроков от вмешательства в это дело.
"У нас уже были переговоры в 2014 году. И что мы получили в итоге? Большое кровопролитие, — заявил советник президента Подоляк. — Если мы снова будем вести переговоры, то получим еще большее".
Украина хочет самостоятельно производить оружие
Сомнения в перспективах успеха ВСУ окажут крайне негативное влияние и на мотивацию стран Запада продолжать поставлять вооружения на Украину. Только во вторник министр обороны Германии Борис Писториус был вынужден признать, что поставленная ЕС задача по поставке миллиона артиллерийских снарядов к марту следующего года не может быть выполнена. Причина — нехватка производственных мощностей.
Для Киева это не стало сюрпризом. Уже несколько месяцев назад руководство Украины признало, что необходимо снизить зависимость от поставок вооружений. Как сообщает новостной портал Bloomberg, Россия отвела 40% своего государственного бюджета на оборонный сектор. Для победы в борьбе на истощение Украине необходимы боеприпасы, беспилотники и ракеты, "желательно собственного производства", пишет Залужный в своем стратегическом документе.
"Если собрать производственные оружейные мощности со всего мира, то их не хватит на эти масштабы", — заявил POLITICO министр по вопросам критической инфраструктуры Александр Камышин. Следовательно, Украина должна наращивать собственные — в том числе и для того, чтобы быть готовой к прогнозируемому растяжению противостояния с Россией во времени.
Именно это — сфера ответственности Камышина. Этого 39-летнего мужчину считают гением импровизации. В самом начале российской спецоперации ему как начальнику железной дороги предстояло решить грандиозную задачу. Миллионы людей хотели бежать по железной дороге, одновременно нужно было перевозить тысячи военных грузов, а иностранные (западные) гости должны были благополучно добраться до Киева.
Камышин сделал железную дорогу центральным элементом военной логистики. А пассажирские поезда, несмотря на ракетные обстрелы, по пунктуальности были не хуже "Немецкой железной дороги", а подчас и превосходили ее. Когда он занял пост министра, украинское оборонное производство находилось на последнем издыхании.
В 100 государственных и частично государственных предприятиях и 500 частных компаниях, где занято в общей сложности около 300 тысяч человек, с конвейера не сошло ни одного патрона, не говоря уже о бронетехнике. Спустя полгода ситуация коренным образом изменилась.
Герман Сметанин не так давно стал во главе государственного оборонного предприятия "Укроборонпром", с которым немецкая компания Rheinmetall начала сотрудничать. "Наш первый приоритет — производство боеприпасов, второй — беспилотников, третий — бронетехники", — рассказал он в интервью "Украинской правде".
Объемы производства как бронетехники, так и боеприпасов существенно выросли. Однако в настоящее время предприятие сосредоточило свое внимание на создании оружия, которое сейчас Украина не может производить самостоятельно. К нему относятся, например, ракеты дальнего действия. Это связано с тем, что поставки с Запада ограничены. "Люди работают, они все мотивированы", — объясняет Сметанин. Похоже, что не только президент не теряет надежды.