Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Жесточайшим американским санкциям так и не удалось разрушить российскую экономику, пишет автор RS. Более того, Вашингтону придется отменить их ради заключения мирного соглашения на Украине, подчеркивается в статье.
София Ампгарян (Sophia Ampgkarian)
После окончания холодной войны США применяют экономические санкции — и в качестве меры принуждения, и как инструмент морального подавления. Как только Америка начинает навешивать ярлыки, клеймить и стыдить своих противников, то вводятся и финансово-экономические наказания.
Крупнейшие санкции в истории были введены против России в ответ на ввод сил спецназначения на Украину. Увы, этот же случай также стал ярчайшим примером того, что они не в силах достичь желаемых результатов. Вкупе с провалом украинского контрнаступления это лишь упрочило уверенность, что конфликт может закончиться тупиком или даже победой России.
К 2021 году США уже ввели более 8 000 санкций против частных лиц и компаний по всему миру. Под них попали целые экономические сектора в ряде стран. За последние два года это число выросло в геометрической прогрессии. Согласно базе данных Колумбийского университета, Управление по контролю за иностранными активами ввело всеобъемлющие санкции в отношении шести стран и трех регионов. Экспортные санкции распространяются на 19 стран, включая Белоруссию, Афганистан, Ливию, Судан и Зимбабве. В соответствии с законодательством США они запрещают любые финансовые и коммерческие отношения с определенными компаниями или физическими лицами.
Однако было установлено, что в ряде случаев американские санкции ложатся непропорциональным бременем на иностранных граждан из бедных слоев населения, препятствуют демократизации, а в наиболее серьезных случаях даже усугубляют гуманитарные кризисы, нарушая международное право.
Через несколько дней после ввода российских сил на Украину в конце февраля 2022 года президент Байден представил целую серию скоординированных с союзниками пакетов санкций против российской оружейной промышленности, экспорта технологий, иностранных активов, банков, энергетических компаний и состоятельных бизнесменов. После этого Запад полностью изолировал Россию от мирового финансового рынка. Эти шаги диктовались надеждой, что столь суровые меры не только подорвут военные возможности России, но и ослабят поддержку политических элит настолько, что технократический режим Путина рухнет.
Между тем санкции действуют уже почти два года (при этом Байден каждые два месяца принимает новые и новые меры), однако российский режим не только не пал, но и наотрез отвергает требования Запада вывести войска с Украины. Доказательством этой неприятной истины послужит увеличение расходов России на оборону относительно ВВП, которые сейчас достигают рекордно высокого уровня в 70%.
Джеймс Гэлбрейт из Института нового экономического мышления отмечает, что большинство западных исследований российской экономики сегодня начинаются с вопроса, насколько плохо ее состояние. Такой подход, ориентированный на диагностику болезни, страдает от туннельного эффекта и отвергает интеллектуальную дистанцию, необходимую, чтобы точно определить причины провала.
Нет никаких сомнений в том, что российская экономика ощутила на себе влияние санкций и ее ждет довольно мрачное будущее. Особенно пострадали авиационная и автомобильная промышленность: спад составил до 80% из-за недоступности запчастей. Крах прямых западных инвестиций в сочетании с бегством капитала и серьезной утечкой мозгов предвещает будущим поколениям россиян десятилетия экономических трудностей.
Однако это далеко не тот результат, который сулили официальные лица США. За уверениями, что российская экономика вот-вот рухнет, похоже, стоит не что иное, как необходимость успокоить собственных избирателей, страдающих от сопутствующего ущерба, — будь то дороговизна энергоносителей или падения уровня жизни.
Чаще всего среди причин провала санкций называются проблемы с их применением: их обходят сложными маршрутами через южные государства, есть лазейки в экспорте товаров двойного назначения, а также нежелание компаний полностью рвать отношения с российским рынком. Очевидно, что западные стратеги сильно недооценили готовность всего мира (в том числе западных партнеров, таких как Индия) презреть санкции и покупать российские энергоносители как ни в чем не бывало. Недавний доклад Проекта государственного надзора показал, что даже Министерство обороны США остается лояльным клиентом и стабильно покупает российскую нефть.
При этом следует отдать должное и дальновидности российского экономического планирования, смягчившего удар санкций. В самом начале конфликта правительство и Центральный банк оперативно отреагировали, ограничив свободное движение капитала и повысив процентные ставки до 20%. Всего через два месяца после начала боевых действий 90% первоначально снятых средств вернулись на российские счета.
Спустя 20 месяцев военная экономика заменила собой прежние приоритеты России в области диверсификации экспорта и технологических новшеств. ВВП страны в этом году демонстрирует устойчивый рост на уровне 2,2%. Несмотря на серьезный отток капитала, профицит текущего счета России вырос в третьем квартале этого года до 16,6 миллиардов долларов. Это отражает значительный рост внешней торговли, несмотря на западные санкции. Правда, есть вопросы к достоверности официальных цифр, особенно учитывая, что российская торговая статистика была засекречена более года и снова начала публиковаться лишь в марте 2023 года.
В соответствии с подходом “Крепость Россия” правительство недавно ввело новые меры, вынудив российских экспортеров энергии, металлов и сельскохозяйственной продукции переводить свои валютные доходы в рубли, а также ввело новые пошлины для экспортеров, не связанных с нефтью.
Вообще, антидолларовая стратегия и валютные обмены поставили Россию на путь сближения с такими странами, как Китай, Иран и Турция, некоторые из которых также не прочь ограничить финансовое влияние США. И это иллюстрирует еще одну опасность, которую таят в себе санкции: укрепляя глобальную мощь США, они, по сути, подталкивают другие страны к снижению своей экономической зависимости.
Таким образом складывается впечатление, что Западу надо переосмыслить свою санкционную политику. Все стороны конфликта понемногу начали осознавать возможность невоенного урегулирования, и западные государства также должны признать горькую правду, что санкции (и замороженный суверенный долг России) могут стать необходимой жертвой на переговорах, чтобы привести Москву к мирному соглашению.
Бесспорно, решающим здесь станет выбор времени. Пока что этот шаг немыслим для большинства американских чиновников. Если инициатива по смягчению санкций против России будет предложена преждевременно, это чревато неприятными политическими последствиями, поэтому ее следует обсуждать с Москвой сугубо конфиденциально. Санкции могут быть ослаблены лишь в рамках урегулирования, и это должно сопровождаться твердыми и прочными гарантиями, что они будут автоматически восстановлены в случае новой российской агрессии.
Провал санкций против России — эхо долгой череды аналогичных неудач против Кубы (причем в течение шестидесяти лет), Ирана, Ирака, Северной Кореи и других стран. Хотя они могут принести некоторую пользу в качестве переговорного рычага, это допустимо лишь в том случае, если США, как в случае с Россией, готовы их отменить, достигнув искомого соглашения. Более того, в вопросе санкций США склонны занимать жесткую позицию: единожды принятые Конгрессом меры редко отменяются.
США пора усвоить уроки современной истории и изменить подход к периодически полезной, но фундаментально ошибочной стратегии экономического принуждения.