Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Украинским водителями приходится днями стоять в очереди на пропускных пунктах из-за решения польских перевозчиков заблокировать границу, пишет El País. Украинцы крайне разгневаны этой акцией протеста и называют ее участников террористами и пиратами.
Польские перевозчики и фермеры при поддержке властей вынуждают украинских водителей днями стоять в жутких пробках, мотивируя это недобросовестной конкуренцией.
Участники пикета польских фермеров укрываются от холода в палатке. Здесь играет музыка, есть печь, горячая еда и напитки, а еще печенье. В прошлое воскресенье атмосфера была очень оживленной. Прошло уже четыре дня, как граница между Польшей и Украиной в районе поселка Медыка перекрыта в знак протеста против свободного движения украинского транспорта в Европейский союз. Сейчас этот блокпост обеспечивает сама полиция. Протестующие пропускают только два грузовика каждые два часа. "Блокаду сейчас обеспечивает полиция, чтобы избежать конфликтов с украинскими водителями, а еще потому, что находиться посреди дороги при такой низкой температуре некомфортно", – объяснил Миколай Тоборовиц (Mikolai Toborowicz), один из десяти фермеров, которые находились в палатке в воскресенье.
Согласно свидетельствам, собранным ElPaís, сотни грузовых автомобилей ожидают пересечения границы в Медыке в среднем шесть дней. Условия для водителей антисанитарные: нет ни туалетов, ни возможности помыться. Из горячей еды только та, которую предоставляют украинское правительство или неправительственные организации, например, World Central Kitchen, которой руководит испанский шеф-повар Хосе Андрес (José Andrés). Обочины дорог завалены мусором и испражнениями. Возможности получить медицинскую помощь тоже нет, и двое украинских водителей, страдавших от проблем с сердцем, уже умерли в кабинах своих фур, так и не дождавшись врачей.
Транспортные и фермерские организации на востоке Польши – одной из европейских стран, наиболее решительно выступающих за необходимость поддержки Украины после начала российской спецоперации, – шестого ноября согласовали блокирование четырех пограничных пропускных пунктов. Они утверждают, что не препятствуют поставкам гуманитарной помощи, перевозке скоропортящихся продуктов, топливозаправщикам или передаче военной техники. Но не всегда это так. Польский водитель из World CentralKitchen, который предпочел не называть своего имени, говорит, что колонны с гуманитарной помощью, если в них много машин, также вынуждены долго ждать. "Их пропускают только в том случае, если машин одна или две", – говорит он. Евгений Рубанко – водитель автоцистерны. С тех пор как началась блокада границы, ему приходится ждать три дня, чтобы попасть на Украину. До протестов у него на это уходило всего четыре-пять часов.
Очередной день протестов перевозчиков. Возможно расширение блокады еще на два погранпереходаПротест польских перевозчиков на границе с Украиной продолжается уже более трех недель, сообщает Polsat TV. Дальнобойщики предупреждают, что если власти и в стране, и в ЕС не отнесутся к ним самым серьезным образом, они ужесточат блокаду и перекроют еще два КПП.
30.11.202300
Участники протеста добились от польского правительства разрешения продолжать блокаду до января следующего года, более того, они уже подали прошение, чтобы продлить ее до февраля. Требования у них разнообразные, но общая идея одна: по их мнению, свободное перемещение украинского транспорта и сельскохозяйственной продукции ведет к нечестной конкуренции, поскольку теперь они имеют те же права, что и компании из ЕС, но не обязаны соблюдать установленные в блоке нормативные требования.
Протестующие отвергают распоряжение Европейской комиссии временно разрешить украинским перевозчикам работать на тех же условиях, что и компаниям из Евросоюза. Это мера помощи стране, в которой происходит крупнейший вооруженный конфликт с 1945 года. Стране, которая, к тому же, из-за угрозы со стороны российских военных кораблей может лишь минимально использовать свой основной экспортный канал – Черное море. По словам представителя Министерства инфраструктуры Украины, до конфликта на этот маршрут приходилось 80% экспорта.
Температура ниже нуля
По оценкам министерства, ущерб, нанесенный экономике Украины за более чем 20 дней блокады, уже превысил 400 миллионов евро. В заявлении от 26 ноября Киев сообщил, что на трех перекрытых дорогах находится две тысячи грузовиков. Попытки двусторонних переговоров между правительствами, включая прямой диалог между украинскими властями и протестующими, оказались безуспешными. "У нас кончилось время на обсуждение компромиссов, – заявил 24 ноября заместитель министра инфраструктуры Сергей Деркач. – Наши водители страдают при минусовой температуре из-за действий нескольких человек, заблокировавших границу с согласия местных властей. Мы неоднократно предупреждали о необходимости обеспечить их питанием, доступом к аварийным службам и пожарным, а также надлежащими санитарными условиями. Ничего из этого до сих пор нет". По мнению министерства инфраструктуры, единственное, что сейчас можно сделать – это направить на границу мониторинговую группу ЕС.
Деркач также отметил, что польское правительство нарушает соглашение, принятое Евросоюзом и направленное на то, чтобы обеспечить свободное передвижение украинских грузоперевозчиков. Президент Владимир Зеленский стремится к примирению с Польшей – военным союзником и страной, которая приняла два миллиона украинцев, вынужденных уехать в результате конфликта. "Мы должны быть рациональны в своих действиях. Мы должны дать нашим соседям время, и ситуация улучшится", – сказал президент, намекая на то, что решение будет политическим. Зеленский уверен, что возможная смена правительства в Варшаве будет способствовать урегулированию. После выборов, которые прошли в Польше в октябре, либеральный и проевропейски настроенный Дональд Туск, как ожидается, сформирует в стране коалиционное правительство после провала нынешнего премьер-министра Матеуша Моравецкого из националистической партии "Право и справедливость".
"Эти люди – террористы, они как пираты в Ливии, и самое страшное, что их мало, но они пользуются поддержкой Варшавы", – говорит Михаил Винар, водитель грузовика, перевозящего строительные материалы из Польши во Львов. Винар должен был пересечь границу в Медыке в воскресенье – он провел в пути семь дней, жил в кабине своей фуры без доступа к душу и туалету. До блокады на пересечение границы у него уходило полтора дня. По словам Винара, он понимает недовольство поляков, поскольку обеспечение условий труда в его стране обходится дешевле, чем у европейских соседей. Но как утверждает водитель, он и его соотечественники работают только на украинский импорт и экспорт.
Протестующие утверждают обратное: украинские транспортные компании осуществляют перевозки грузов между странами ЕС за втрое меньшую плату и без соблюдения европейских стандартов, таких как еженедельное время отдыха. В отчете для украинской консалтинговой компании GMK от 10 ноября Юрий Щуклин, бизнесмен и член украинской ассоциации работодателей EBA, признал, что из-за вооруженного конфликта у компаний появилось чрезмерно много машин, которые используются в ЕС. "Эти машины избыточны, они заменяют польских перевозчиков, которым к тому же приходится стоять в тех же очередях", – говорит он.
Щуклин признает, что требование поляков вернуться к системе европейских таможенных квот для украинцев на въезд в ЕС вполне логично. Однако он против того, чтобы эти квоты соответствовали тем, что были до начала вооруженного конфликта, поскольку это будет означать крах украинской экономики.
Польские дальнобойщики перекрыли границу с Украиной. ЕС больше не может игнорировать это “крестьянское восстание”Польские дальнобойщики заблокировали границу с Украиной, пишет UnHerd. Недовольство перевозчиков вызвало зерно из Незалежной, наводнившее европейские рынки. Протест поддержали также фермеры из движения “Деревня, которую предали”. Брюссель не может просто отмахнуться от происходящего, отмечается в статье.
30.11.202300
Карол – польский грузоперевозчик, который ездит на Украину уже семь лет. Он прибыл в Медыку 21 ноября и надеялся пересечь границу 26 ноября с грузом бытовой техники. Блокада затронула его так же, как и украинских дальнобойщиков, но он поддерживает протестующих. На украинской стороне таможенники отдают предпочтение соотечественникам, отмечает он.
"Мы не против украинцев"
"Мы не против украинцев, я сам два месяца принимал беженцев в своем доме, – говорит Тоборовиц, – но я должен защищать интересы нашего небольшого семейного бизнеса". По словам 28-летнего парня, рынок в его регионе наводнен украинским зерном, и цены на него упали и сейчас составляют менее 30% от тех показателей, которые регистрировались до начала конфликта. Тоборовиц подчеркивает, что поляки не могут конкурировать с украинской сельскохозяйственной промышленностью, качество которой не соответствует требованиям ЕС и которая находится в руках олигархов и крупных корпораций. "Некоторые люди на Украине делают большие деньги благодаря ЕС", – говорит он. По словам его брата Якуба, украинцы могли бы экспортировать больше через Черное море. Он скептически относится к утверждению о том, что российский флот представляет реальную угрозу.
На границе нарастает напряженность, все чаще слышны популистские заявления. Происходит это и в районе поселка Краковец. "Вы знаете, кто за всем этим стоит. Россия специально утроила эти пикеты", – говорит Роман Шумило, украинский водитель, который возит строительные материалы в Нидерланды. Шумило злится, потому что ему платят за всю поездку, а не за количество отработанных дней, поэтому из-за блокады на границе он теряет доход. По словам водителя, страдает и компания, на которую он работает, потому что продать получается меньше. Шумило, как и другие украинские перевозчики, ссылается на сообщения проправительственных СМИ о том, что лидер протестов польских перевозчиков Рафал Меклер (Rafal Mekler) является пророссийским агентом. Меклер возглавляет крайне правую партию "Конфедерация" в городе Люблин, которую обвиняют в антиукраинских настроениях и близости к российскому ультранационализму Владимира Путина.
"Украинцы уже используют свою пропаганду и самых влиятельных спикеров, чтобы очернить меня и протест, – написал Меклер в социальных сетях. – Если со мной что-то случится, все знают, кто будет виноват".
История Украины и Польши отмечена территориальными конфликтами, а также насилием. Село Краковец было ареной кровавых разборок, рассказывает американский историк Бернард Вассерштейн (Bernard Wasserstein) в своей книге "Украинское село" (издательство Galaxia Gutenberg). Когда Путин начал спецоперацию на Украине, распри, казалось, ушли в прошлое. "Поляки сменили прежнюю жестокую враждебность на добрососедские отношения и гостеприимство, – отмечает Вассерштейн. – Краковец, который так долго был военным и пограничным пунктом [...], стал местом объятий, а украинцы и поляки показали себя европейскими братьями".
Реальность оказалась сложнее. Ситуация усугубится, когда Украина начнет переговоры о вступлении в ЕС. "Поляки поступают с нами так же, как французские профсоюзы поступали с ними, и наш путь в Европу только начался, – рассказывает Шумило, сидя в кабине своего грузовика. – Но они не были в состоянии конфликта с Россией".
Автор статьи: Кристиан Сэгура (Cristian Segura)