Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
ВСУ нужно больше солдат, но мало кто из украинцев хочет сейчас идти в армию, пишет El País. Более того, даже те, кто уже служит, мечтают дезертировать. Происходит это из-за усталости войск и провала наступления, из-за которого упал боевой дух.
Правительство и вооруженные силы приводят в действие план по призыву тысяч мужчин, которые уклонялись от службы в армии. Тем, кто откажется, грозит тюремное заключение.
Украинцы, которые добровольно встали на защиту родины, уже истощены или ранены, некоторые из них погибли. А многие из тех, кто должен прийти им на смену, предпочитают этого не делать. Украинское общество переживает переломный момент – вторую волну призыва в армию для борьбы с Россией. ВСУ и гражданские власти страны активизировали усилия по набору мужчин в возрасте от 27 до 60 лет и даже грозят им тюремным заключением в случае отказа. Перед правительством стоит двойная задача: выставить на поле боя новые силы и справить с отсутствие мотивации у части населения, которая не хочет идти в армию.
Кирилл Бабий – украинский артиллерист, служащий в Артемовске (Бахмуте), на одном из самых кровопролитных направлении боевых действий. Он родом из Крыма, полуострова, незаконно аннексированного Россией в 2014 году (на Западе до сих пор отказываются признавать решение крымчан воссоединиться с Россией – прим. ИноСМИ). С тех пор он проживает в Харькове. Он знает, что такое потерять свой дом. Когда в феврале 2022 года русские начали полномасштабную военную операцию на Украине, он не раздумывал и пошел добровольцем. За последний год около полумиллиона мужчин и 62 тысячи женщин поступили точно также. Бабий 20 ноября опубликовал в Instagram* текст, который оказал большое влияние на мнение жителей Украины. Он объявил, что в феврале 2024 года, через два года после начала конфликта, уйдет из армии. Бабий предполагает, что его посадят в тюрьму за дезертирство, но считает систему призыва несправедливой.
"Месяц назад я задал себе вопрос: а что, если конфликт продлится пять лет? И я заплакал. Сейчас два часа ночи. Я не хочу оставаться здесь еще на три года. Я морально истощен. Отпуск не поможет", – вот что написал Бабий. Об этом же корреспонденту El País рассказывали и другие украинские военнослужащие: "Отпуска, когда он бывает [в среднем это может быть две недели в год], недостаточно, чтобы отключиться. Мозг продолжает думать о конфликте". Текст Бабия как нельзя лучше отражает мнение многих его товарищей: "Это неправильно, что у тех из нас, кто добровольно мобилизовался и защищал свою страну, такие же плохие перспективы [на будущее]. Собственно, поэтому и существует резерв мобилизованных". "Вот почему я пишу это, чтобы произошли изменения, изменения, которые превратят армию из тюрьмы в хорошо организованный институт для защиты страны в долгосрочном военном конфликте", – заключил военный.
Заморозить сейчас конфликт? Русские офицеры знают системы НАТО и умеют воевать. Они просто получат время на восстановлениеЛюбое соглашение на Украине обернется победой Москвы и повлечет за собой последствия, заявил HN эксперт по обороне Эндрю Михта. На самом деле, сейчас россияне сражаются с Западом, а ему просто нечего им противопоставить. Да и никакой четкой стратегии у него нет.
05.12.202300
Протест Бабия – не единичный случай. Президент Владимир Зеленский подтвердил в своем видеообращении в прошлую пятницу, что его правительство будет внедрять новую систему мобилизации, а также демобилизации войск, которые сражаются уже почти два года.
За последний месяц специальный корреспондент El País посетил несколько городов на западе и востоке Украины, от Львова до Херсона, от Николаева до Днепра, от Киева до Запорожья. Он поговорил с десятком молодых людей, которые представляют разные слои населения, и все эти интервью завершились одним и тем же выводом: они не хотят идти в армию. Администратор гостиницы Станислав из Львова, города, украинский национализм наиболее силен, сожалеет, что так много людей с востока продолжают говорить по-русски. На вопрос, готов ли он пойти в армию, он отвечает отказом. "Зачем столько погибших? Чтобы продвинуться всего на 20 километров вперед? Это бессмысленно", – говорит он.
Станислав имел в виду тот минимальный прогресс, которого армия достигла в ходе масштабного контрнаступления, начавшегося в июне прошлого года на Запорожском направлении. Первые три месяца операции, с июня по август, закончились наибольшими потерями среди украинских войск. ВСУ не предоставляют данных о потерях личного состава, однако американские военные источники сообщили The New York Times в августе, что с начала конфликта 120 тысяч солдат были ранены, а 70 тысяч убиты. Данных о возможных потерях за последние три месяца нет.
Большинство населения Украины продолжает поддерживать военные действия, направленные на то, чтобы остановить российское наступление. Об этом свидетельствуют опросы, проведенные, например, американским центром Gallup в октябре прошлого года. По результатам опроса, 60 % украинцев "выступают за продолжение борьбы до победы". А под победой 91% опрошенных подразумевают вытеснение российских войск со всей территории страны. В том же опросе, опубликованном Gallup в октябре 2022 года, большинство выступали за продолжение боевых действий – 70 %.
Украинский генштаб держит в секрете количество людей, призванных в армию, а также количество необходимых замен, но военные источники на Запорожском направлении в октябре сообщили нашему изданию, что требуется 200 тысяч новых солдат.
Гостиница, в которой работает Станислав, находится на проспекте Свободы в центре Львова. По выходным, до наступления комендантского часа [полночь], бары и рюмочные в этом районе заполнены молодыми людьми, которые хотят отдохнуть. В ноябре Станислав стал свидетелем того, как военный патруль силой увез группу молодых людей. За последние два месяца количество видеороликов с подобными ситуациями увеличилось. Эти ролики, снятые на мобильный телефон, облетели социальные сети, а теперь часто появляются в статьях, разоблачающих случаи злоупотребления властью.
Армия не имеет права заставить принять повестку. Это может сделать гражданская администрация. Призывные пункты могут отправлять повестки по почте, вручать их лично на улицах или дома. Каждый человек может расписаться в получении повестки. Если гражданин неоднократно отказывается явиться на призывной пункт – зарегистрироваться, сообщить о своем положении и причинах, по которым он не подлежит призыву, пройти медицинское обследование или вступить в армию, – против него возбуждается судебное дело, которое может повлечь за собой штраф или лишение свободы на срок от двух до пяти лет.
С осени этого года на дорогах усилились военные патрули, которые и занимаются вербовкой. Алексей Данилов, секретарь Совета национальной безопасности, 27 ноября подтвердил The Guardian, новости о новой программе призыва. План предполагает привлечение двух крупных рекрутинговых компаний для более точного определения того, каких граждан можно призвать в армию с учетом их образования или профессии. По словам Данилова, это даст новобранцам больше уверенности в том, что они будут выполнять обязанности в соответствии со своими умениями.
Конец "добровольной мобилизации"
Ежедневная газета "Правда" опубликовала первого ноября сообщение о том, что время "добровольной мобилизации" должно подойти к концу. Украинская газета взяла интервью у военного священника Андрея Зелинского, который отрицает разделение между нормальной жизнью в городах, расположенных вдали от линии соприкосновения, таких как Киев, и зонами боевых действий. "На Украине сегодня существует альтернативная реальность, альтернатива боли, ранениям, смерти. И это главная угроза для сопротивления врагу", – заявил он.
Но в украинской столице не все так хорошо, тревога есть и тут. Ростиславу 28 лет, и с сентября прошлого года он всегда выходит на улицы в военных ботинках, куртке и с рюкзаком. Он не военный, но считает, что так к нему не будут приставать на улице представители военкомата. Ирине 30 лет, она работает бухгалтером в одной из компаний. Она ищет партнера через приложение для знакомств Tinder. Мужчина, с которым она познакомилась в октябре, живет в восточном пригороде Киева. Она предложила ему встретиться в кафе в центре города, но он отказался и признался, что не покидает свой район, потому что не хочет ездить на общественном транспорте, потому что его может задержать патруль. Издание "Телеграф" в статье от 27 ноября предупредили, что многие мужчины стараются реже выходить на улицу, чтобы избежать мобилизации.
Генерал Коморницкий: украинское контрнаступление – это отправка солдат на смертьПольский генерал Леон Коморницкий в интервью Do Rzeczy назвал украинское контрнаступление военным преступлением. Солдат отправляли на верную смерть. Киев руководствовался оторванными от реальности оценками противника, которые генерировали многочисленные "эксперты".
05.12.202300
Понять, что происходит в головах многих украинцев, можно на примере Александра – это вымышленное имя 27-летнего жителя Запорожья, который предпочитает оставаться неизвестным. В 25 километрах от его города располагается фронт. Александр страдает от депрессии: у него нет постоянной работы, поэтому рано или поздно его призовут. Зарплата в армии высока по сравнению со средней по стране: от 750 до 2 500 евро в месяц, в зависимости от риска и ответственности. Но в кругу его друзей есть военные, и все они советуют ему сделать все возможное, чтобы избежать этого: "У меня есть два отличных друга. Один служил в спецназе, а два месяца назад его демобилизовали, потому что его мать заболела, и он должен заботиться о ней. Первое, что он мне сказал, – это то, что в армии полный бардак, и он не собирается возвращаться. Другой мой друг этой осенью заплатил 5,5 тысяч долларов проводнику, который два часа вел его по лесам до словацкой границы. Он уехал из страны, потому что он не хотел сражаться". Мужчинам от 18 до 65 лет запрещено покидать страну, из-за военного положения.
Двоюродный брат Александра находится в розыске за то, что не встал на учет в местном военкомате – все мужчины до наступления пенсионного возраста должны регистрироваться. В последнюю неделю ноября представитель военкомата пришел к его матери, чтобы вручить очередную повестку, пока ее сын скрывается в Киеве. Сообщением, которое трогает больше всего, поделился в Instagram* его хороший друг Богдан, медик пехотного взвода из 12 человек – все они получили ранение или погибли. Богдан признался, что его цель – написать книгу, чтобы убедить таких же, как он, не идти в армию. Его сообщение было удалено, и он уже несколько недель не проявляет активности в этой социальной сети. "В мае я с оптимизмом смотрел на исход конфликта, – объясняет Александр. – Тогда я мог бы пойти в армию, но никаких подвижек не произошло, и теперь это все равно что идти сражаться в конфликте, которому нет конца, это все равно что отбывать наказание годами, не зная, когда я смогу снова стать свободным".
Автор статьи: Кристиан Сэгура (Cristian Segura)
*деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.