Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Судьба нынешней политической и военной элиты Украины будет зависеть от исхода конфликта между Зеленским и Залужным, пишет IL Fatto Quotidiano. Популярный генерал уже обогнал президента по рейтингу доверия. К выборам он и вовсе может стать непобедимым.
Непростые отношения между президентом Владимиром Зеленским и главнокомандующим ВСУ Валерием Залужным — лишь вершина айсберга проблем на Украине. Очевидно, что к концу второго года конфликта, как пишет Фонд Карнеги за международный мир*, "не осталось и следа от прежнего единства украинской элиты", но поиск того, "на кого можно переложить вину" идет полным ходом.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Часто создается впечатление, что все, что бы ни делал генерал Залужный, в конечном итоге раздражает украинского президента. Возникает ощущение, что генерал подрывает рейтинг своего начальника (который с начала конфликта упал на 20 процентных пунктов) больше, чем занятие русскими территорий. Со своей стороны, Зеленский все больше погружается в дела военных, вплоть до создания параллельных каналов связи с командирами в обход Залужного. История с прослушиванием комнаты, в которой должен был находиться генерал, и игры с требованием и опровержением отставки высшего военного командования со стороны некоторых депутатов от партии президента уже вышли за границы Украины. Таким образом, в условиях предстоящих следующей весной президентских выборов, все чаще происходят столкновения между теми, кто хотел бы видеть Зеленского на посту президента, и теми, кто, напротив, стремится его заменить. Возможно, на нынешнего главнокомандующего ВСУ.
Разногласия на Украине
Чтобы понять, что происходит, нужно исходить из того, что Украина больше похожа на Италию, чем на Россию: каждая проблема в стране становится политическим делом, по которому, в условиях войны или мира, миллионы журналистов, политиков, влиятельных лиц и простых граждан составляют свое мнение и хотят его выразить. И тогда они разделяются, объединяются, вступают в споры и в итоге создают перепроизводство политических дел, на которые сама политика не в состоянии найти решение. Причина кроется в том, что славянская страна достигла более высокого уровня демократической политической зрелости, чем ее северные и восточные соседи, но ведут они свои политические дела скорее как средиземноморские европейские народы, нежели прагматичные северные нации. Руководство государства не сделало ничего, чтобы уменьшить обычное перепроизводство политических дел и устранить тенденцию к расколу во власти. Один из ведущих украинских журналистов, Остап Дроздов, поднял больную тему, сказав: "В Израиле за полдня сформировали правительство национального единства, которое представляет интересы большинства, оппозиции и военных. Они отбросили внутренние разногласия, никто не провозгласил себя верховным правителем, шейхом или императором всей страны, которой теперь управляет военно-политический кабинет, а не политики, ищущие консенсуса". В такой сдержанной и трезвой атмосфере "глава государства вышел к прессе побритым, в отглаженном двубортном костюме, без всех этих театральных спецэффектов, таких как камуфляж и тактические боевые ботинки".
Политизированное общение
По словам известного эксперта по войне дронами и волонтера Юрия Касьянова, преимущество отдается политической болтовне, которая приводит всех в замешательство: "Мы любим объявлять о своих наступательных действиях и обсуждать детали военной операции в прямом эфире", но при этом везде ищем виноватых. Вспоминается случай с Ханной Маляр, заместителем министра обороны, которую уволили во время чистки коррумпированных политиков, но она не была связана со взятками и незаконными услугами. Ее выгнали за ложное сообщение об освобождении Андреевки, где все еще шли тяжелые бои. Такая небрежность к политическим аспектам освещения событий и хода конфликта была охарактеризована военными как "вредная, представляющая угрозу для жизни личного состава и наносящая ущерб боевым операциям".
Охота на виновника — на Залужного
Все тот же Касьянов жестко раскритиковал и другой аспект отношений между гражданским и военным руководством: "В Израиле идет война, их разведка действовала непродуманно, а армия была застигнута врасплох и выставлена на посмешище из-за запуска 5000 ракет по Израилю. Мы на Украине, в отличие от Израиля, знали о предстоящем военном конфликте с Россией, все предупреждали нас, но мы упрямо не готовились". Сразу приходит в голову расследование, которое сейчас ведут органы гражданского судопроизводства, действий украинских вооруженных сил, когда утром 24 февраля 2022 года российские войска быстро перешли через Крымский перешеек на материковую часть Украины. К полудню они уже были вблизи Антоновского моста на подходе к Херсону и за несколько дней захватили территорию, превышающую по площади Швейцарию. С тех пор украинское общество постоянно задается вопросом, почему это произошло, почему не были взорваны мосты через перешеек, почему оборона не была должным образом подготовлена и почему в том направлении не было выслано подкрепление. В деле фигурировали действия то одного, то другого военного, но есть мнение, что расследование придерживают, чтобы в нужный момент нанести удар по генералу Залужному. В конце концов, это тот случай, когда оценивать действия людей в форме должны были бы по компетенции военные суды, и не в последнюю очередь потому, что большая часть информации не должна раскрываться широкой публике. К сожалению, на Украине пока не развиты эти институты, а также военная полиция и судебная система. Страна вынуждена как-то решать эти проблемы, которые крутятся вокруг политики.
Политическое доминирование
Это чрезмерное увлечение политикой на Украине происходит в контексте формальной парламентско-президентской формы правления с президентом, избираемым каждые пять лет. Если внимательно прочитать Конституцию Украины, то мы увидим, что их президент имеет не больше полномочий, чем президент Италии. Иными словами, он просто исполняет эти полномочия — на данном историческом этапе — в ходе военного конфликта, который угрожает самому существованию славянской нации. У президента Украины связаны руки в том, что касается уступки части территорий для достижения мира: согласно статье 102 конституции он является "гарантом государственного суверенитета и территориальной неделимости" и согласно статье 106 отвечает за "независимость государства". То, что он вмешивается в дела генералитета, неудивительно, учитывая, что он, не сильно отличаясь от главы итальянского государства, является "главнокомандующим Вооруженными силами Украины", имея право назначать и увольнять "высшее командование ВСУ и других военных формирований". Кроме того, он отвечает за принятие решений о задействовании вооруженных сил "в случае вооруженной агрессии против Украины". Верховное командование также не может навязать ему что-либо в отношении призыва, поскольку президент отвечает за "общую или частичную мобилизацию и введение военного положения". Короче говоря, важные решения могут принимать только политики, причем есть риск, что поиск консенсуса возобладает над тактическими и стратегическими соображениями.
Россия добивается успехов на поле боя, усиливая давление на УкраинуПрогресс России в зоне спецоперации заставляет Украину задуматься о дополнительной мобилизации, пишет NYT. Чтобы компенсировать потери, Киеву придется призвать полмиллиона человек. При этом украинские власти боятся вызвать народные волнения.
23.12.202300
Очень популярный генерал
Возможно, именно для того, чтобы сбросить этот груз приказов, продиктованных политическими соображениями, Залужный дал знаменитое интервью журналу The Economist, в котором рассказал о тупиковой ситуации на фронте и необходимости военного и технологического обновления украинских войск. Его искреннее недовольство положением дел закончилось переполохом, когда он вызвал ревность государственного руководства к человеку, который для украинцев является "вторым после Бога", и чья поддержка со стороны населения близка к 90%, что почти на 25% превышает рейтинг самого Зеленского. С одной стороны, президент Украины предостерег Залужного, сказав, что "если военный человек решил заниматься политикой, то он должен идти в политику, но тогда он не сможет участвовать в военных действиях". С другой стороны, Зеленский понимает, что если Залужного отстранить от командования и пустить на политическую арену, то последний будет практически непобедим на выборах.
Самое важное досье
Секретарь Комитета по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки Верховной Рады Украины Роман Костенко подчеркнул, что проблемы, связанные с мобилизацией, вероятно, перевешивают проблемы, связанные с нехваткой боеприпасов. Это вопрос политического руководства, а не военных, хотя Залужный не упускает возможности высказать свое мнение и касается таких непопулярных вопросов, как ограничение права на перемещение с одной территории на другую. Словом, вопросов, на которых Зеленский и политики могут только обжечься и относительно которых они видят попытки генерала снизить рейтинг их популярности. От решения этих проблем будет зависеть судьба политических лидеров, генералитета и славянской страны в ближайшие месяцы.
Автор статьи: Давид Росси (David Rossi)
* организация, выполняющая функции иностранного агента.
Автор статьи: Давид Росси (David Rossi)
* организация, выполняющая функции иностранного агента.