Сумятица в Красном море — дурные вести для хрупких мировых поставок продовольствия

Bloomberg: ситуация в Красном море грозит перебоем в цепочках поставок продуктов

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Ситуация в Красном море угрожает стабильности продовольственного рынка, сообщает Bloomberg. Поскольку судам приходится следовать более длинными маршрутами, некоторые товары портятся в пути, а цены на них неизбежно растут.
Хаос в Красном море начинает мешать поставкам товаров от кофе до фруктов и угрожает ускорить продовольственную инфляцию, чье замедление принесло желанное облегчение стесненным в деньгах потребителям.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Сухогрузы с продовольствием наряду с другими торговыми судами избегают ударов хуситов в ключевой водной артерии. Вместо Красного моря они теперь огибают Африку с юга, а этот маршрут длиннее и дороже. Но в отличие от грузов газа, нефти и потребительских товаров, которые также пострадали, в случае с продуктами питания отложенные сроки доставки чреваты порчей.
Это пугает всю отрасль. Итальянские экспортеры тревожатся, что киви и цитрусовые испортятся в пути, китайский имбирь дорожает, а грузы африканского кофе задерживаются. Зерно перенаправляется из Суэцкого канала, а скотовоз, шедший на Ближний Восток, также изменил курс.
Хотя пока что эффект весьма ограничен, это живое напоминание о хрупкости снабженческих цепей в сфере продовольствия. Если же сбои усугубятся, это остановит падение цен на продукты питания, которое как раз начало экономить потребителям средства.
Обмен ударами в Красном море угрожают торговле между Европой и Азией Под угрозой импорт и экспорт агропродовольственной продукции ЕС почти на 70 миллиардов евро.

Страны

Экспорт из Европы, в миллиардах евро

Импорт в Европу, в миллиардах евро

Китай

15,8

8,81

Индия

1,4

3,67

Австралия

3,8

3,86

Индонезия

1,2

6,71

Таиланд

1,2

2,36

Малайзия

1,3

3,40

Вьетнам

1,3

3,46

Япония

8,3

0.49

“В проигрыше окажутся все”, — сказал Нитин Агравал, управляющий директор Euro Fruits, крупного экспортера индийского винограда. Обычно компания отправляет товары в Европу через Красное море, но теперь перешла на более длинный маршрут. Стоимость фрахта при этом выросло вчетверо, а время доставки — вдвое.
Это означает, что качество винограда пострадает, и большинство европейских импортеров согласились на повышенные цены на индийский виноград, что, в свою очередь, ударит по потребителям, сказал Агравал. По данным Европейской ассоциации свежих продуктов Freshfel, Европейский союз завозит из Индии примерно седьмую часть столового винограда и более 35% на пике урожая в марте-апреле.
Итальянские экспортеры, которые продают сельскохозяйственную продукцию в Азию на сумму около 4,4 миллиарда долларов, переживают, что кружные маршруты через мыс Доброй Надежды повредят свежести, а такие фрукты, как яблоки, киви и цитрусовые, подорожают, сказал президент фермерской группы Confagricoltura Массимилиано Джансанти. Аналогичные трудности грозят и мясу, а поставки буйволятины из Индии в такие регионы, как Северная Африка, уже столкнулись с задержками, отметил представитель Всеиндийской ассоциации экспортеров мяса буйволов и овец Фаузан Алави.
Это головная боль еще и для фермеров, которым придется снизить цены, чтобы компенсировать повышенные затраты на доставку.
“Нам придется продавать, даже если цены рухнут — мы ведь не можем отложить уборку полей, — посетовал Сандип Дагу Сандхан, производитель винограда из индийского штате Махараштра, где сбор урожая уже начался. — Экспортерам всегда удается покрыть свои затраты. Но если цены рухнут, потеряем, в первую очередь, мы”.
Общие тревоги
По данным Европейского комитета по связям с агропромышленным комплексом (CELCAA), проблемы с доставкой также вызывают тревогу по поводу европейского экспорта свинины, молочных продуктов и вина, а также импорта чая, специй и птицы — хотя точная степень воздействия пока не ясна. По данным аналитической компании Kpler, за последние недели курс в обход Суэцкого канала взяли зерновозы с совокупным грузом порядка 1,6 миллиона тонн. Значительная часть этих поставок направляется в Китай и Юго-Восточную Азию.
Британский продуктовый гигант Tesco предупредил, что перебои в доставке могут привести к инфляции на ряд товаров, а управляющая компания Sainsbury’s уже налаживает работу с правительством, чтобы побороться с задержками.
Свежий имбирь на рынке Нью-Спиталфилдс в восточном Лондоне с декабря подорожал более чем на треть. Мухаммед Пател из оптовой компании Amer Superfresh, которая обычно закупает товары из Китая, сказал, что поставщики повышают расходы из-за удлинившихся маршрутов.
“Задержки время от времени случаются, но такого никогда не было”, — сказал Пател.
Некоторые торговцы уже даже задерживают грузы. Британский импортер кофе Mercanta ненадолго приостановил отгрузку в Восточной Африке, ожидая разъяснений по маршруту следования. Компания в итоге дала добро на погрузку, но любые задержки в любом случае затормозят продажи в Европе. При этом поставки в Америку тоже столкнулись с ограничениями — в том числе через Панамский канал.
Грузы пойдут кружным путем, и доставка наверняка подорожает, заметил основатель и управляющий директор Mercanta Стивен Хёрст.
На Уганду и Вьетнам приходится значительная доля европейского импорта кофе, а Красное море — важнейшая артерия для этого товара.
По данным Вьетнамской ассоциации кофе и какао, обычно скоропортящиеся продукты перевозятся в контейнерах, но некоторые компании переходят для перевозки кофе на балкеры для перевозки грузов насыпью. Это может затруднить перевалку в портах и привести к стихийному урону.
С недавних пор импортеры стали гоняться за сортом робуста из Бразилии (эти зерна используются для производства растворимого кофе), нарушая сложившиеся потоки.
Еще один пример отказа покупателей — розовая соль из Пакистана. Менеджер по международной торговле в компании Shahpur Industries Маджид Махбуб Парача отметил, что его клиентская база сократилась, потому что покупатели не хотят оплачивать повышенные транспортные тарифы, а затраты на доставку контейнера в Европу подскочили вчетверо.
“Товар у нас есть, но если их не устраивают расходы на перевозку, то не можем же мы их заставить”, — заключил он.
Статья написана при участии Оньи Квинн, Пратика Парихи, Мумби Гитау, Май Нгок Чау, Бетси Джоулз, Агнешки де Соуза, Селии Бергин и Джины Тёрнер
Обсудить
Рекомендуем