Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Десять конфликтов на Ближнем Востоке грозят перерасти в одну большую войну, пишет The New Yorker. Отчаянные попытки США приструнить хуситов оборачиваются лишь еще большим сплочением "Оси сопротивления". Ни военные корабли, ни дипломатия Вашингтону уже не помогут.
На следующий день после нападений под руководством Соединенных Штатов на десятки военных объектов хуситов в Йемене, 12 января, президент Байден ответил на несколько громких вопросов во время предвыборной остановки в кафе Nowhere в Эммаусе, штат Пенсильвания. “У вас есть послание для Ирана?” — спросил репортер, пока Байден ждал смузи. “Я уже передал послание Ирану, — ответил он. — Они знают, что им не следует ничего делать”. Тегеран, добавил он, не хочет войны с Соединенными Штатами. Затем Байдена спросили, отдаст ли он приказ о новых ударах, если повстанцы-хуситы, которых Иран много лет вооружал, обучал и финансировал, не прекратят атаки с применением БПЛА и ракет против коммерческих и военных судов в Красном море — на стратегическом торговом маршруте, связывающем Азию с Европой. “Мы обязательно ответим хуситам, если они продолжат свое возмутительное поведение”, — ответил он.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Тем не менее удары по хуситам вряд ли снизят градус конфронтации в Красном море — или общую напряженность на Ближнем Востоке. В пятницу Международная кризисная группа (International Crisis Group, ICG) предупредила, что “военный ответ на нападения хуситов может иметь символическое значение для западных стран и ограничить определенные возможности хуситов, но его общее воздействие носит ограниченный характер. Ситуация может даже ухудшиться”. Йеменские повстанцы “пользуются народной поддержкой”, чтобы встать на сторону ХАМАС в войне с Израилем и получить односторонние рычаги влияния на международную торговлю, заключили в ICG. Почти 15% мировой морской торговли проходит через Красное море и Суэцкий канал. Атаки хуситов, участившиеся с 19 ноября, уже затронули почти 50 стран, сказал президент Байден в заявлении об ответных мерах США.
Американские и британские силы запустили 150 ракет и бомб, поразив 60 военных объектов на территории Йемена. Однако, по сообщениям, подавляющее большинство военных объектов хуситов по-прежнему боеспособны. Как и ХАМАС, они “чувствуют себя вправе добиваться своего приемлемой ценой”, — заявили в ICG. Оба ополчения втягивают мир в свои конфликты и раздувают их причины. Хуситы обстреляли военный корабль США в Красном море 14 января, а 15-го и 16-го — принадлежащие Соединенным Штатам контейнеровозы, а Вашингтон осуществил запланированные пуски еще по четырем объектам.
Эскалация и связанные с ней факторы опасности отражают слияние кризисов на Ближнем Востоке. В настоящее время к одной точке направляются десять конфликтов между различными соперниками на различных аренах. Несмотря на все недавние предупреждения ученых мужей о расширении военных действий, траектория наметилась уже давно. И хотя в распоряжении Соединенных Штатов были все эти военные корабли, войска и дипломаты, размещенные на Ближнем Востоке за последние сто дней, они не добились практически ничего, если не считать собственной уязвимости. “Соединенные Штаты кажутся оторванными от региональных реалий, что, возможно, было намеренным подходом для обеспечения вывода войск, — сказал директор программы по Ближнему Востоку и Северной Африке в Европейском совете по международным отношениям Джулиен Барнс-Дейси (Julien Barnes-Dacey). — Но теперь, когда Вашингтон втянут в войну Израиля с ХАМАС, он выглядит довольно растерянным”. Набирающий обороты наступательный порыв “практически лишает Соединенные Штаты возможности в одностороннем порядке навязывать региону собственную волю”.
Стечение конфликтов ошеломляет. Израиль воюет на четырех ярко выраженных фронтах. На южной границе ему противостоит ХАМАС после нападения 7 октября, в результате которого погибло 1200 человек. Тем временем с северной границы с Ливаном в знак солидарности с палестинцами около семисот нападений предприняла "Хезболла". Две группировки боевиков (одна суннитская, другая шиитская) преследуют общие стратегические цели, имея при этом различные внутренние планы. По данным американской разведки, ХАМАС не сотрудничал с "Хезболлой" в наступлении — до сих пор в борьбе против Израиля они действовали автономно друг от друга.
Кроме того, у Израиль до сих пор нет мирного договора с 16 арабскими правительствами. Недавний прогресс в реализации соглашений Авраама, призванных положить конец 76-летнему арабо-израильскому конфликту, пришлось приостановить на неопределенный срок, несмотря на отчаянные дипломатические потуги администрации Байдена. Ключевым звеном является Саудовская Аравия. Хранитель святынь ислама считает заключение мира с Израилем на фоне войны с палестинцами нерациональным без соглашения о создании государства для братьев-арабов. Как показал декабрьский опрос Вашингтонского института ближневосточной политики, 96% саудовцев уверены, что все арабские государства должны разорвать связи с Израилем. ХАМАС поддержали 40% респондентов, тогда как в августе этот показатель едва достигал 10%.
Американская разведка предупреждает о растущей поддержке арабов и мусульман движения ХАМАС, которое в США и Европе объявили террористической группировкой. На декабрьском форуме в Дохе десятки арабов осудили тактику ХАМАС и не согласились с его идеологией, но при этом восхитились и даже завидовали его решительному сопротивлению Израилю и пренебрежению влиянием Вашингтона. “В такой борьбе в центре внимания — гражданское население, — признал в декабре министр обороны Ллойд Остин. — И если вы загоните их в объятия врага, вы замените тактическую победу стратегическим поражением”. Он отметил: “Трагедия усугубится, если по окончании этой ужасной войны израильтян и палестинцев ждет лишь еще большая неуверенность, еще большая ярость и еще большее отчаяние”.
Четвертый фронт Израиля — разыгрывающаяся в Сирии теневая война с Ираном. Израильтяне наносят сотни авиаударов по иранским вооружениям, военным объектам и силам, а также по сирийским целям. Интенсивность ударов возрастала, начиная с 7 октября. Через несколько дней после зверств ХАМАС Израиль разбомбил международные аэропорты Дамаска и Алеппо. Наибольшую тревогу вызывает ядерная программа Ирана, которая с 7 октября незаметно ускорилась после летнего замедления, как сообщают чиновники США. Источники в разведке полагают, что Тегеран как никогда близок к созданию ядерного оружия, если возникнет такое желание.
Милитаризация Красного моря: политический хаос и экономические потериМилитаризация Красного моря принесет лишь хаос и огромные экономические убытки, пишет Okaz. Йеменцы и без того страдают от голода и многочисленных кризисов. Дальнейшая эскалация будет иметь катастрофические последствия, предупреждают эксперты.
21.01.202400
Тем временем хуситы сражаются на трех направлениях. Это шиитское племенное движение возникло в 1990-х годах с целью возрождения культуры и веры. За последнее десятилетие они захватили столицу Йемена Сану и стратегические территории вдоль Красного моря. Хуситы составляют около трети из 35-милионого населения Йемена, беднейшей страны арабского мира. Их мятеж против коррумпированного суннитского правительства перерос в региональный конфликт в 2015 году, когда коалиция во главе с Саудовской Аравией с помощью американских разведданных и оружия ввела морскую блокаду и нанесла по хуситам более 25 тысяч авиаударов. По мере расширения иранской военной поддержки йеменских повстанцев конфликт все чаще представлялся опосредованной войной между Эр-Риядом и Тегераном. На фоне военных действий Израиля и ХАМАС застопорилась поддержанная ООН мирная инициатива для Йемена и Саудовской Аравии. До войны в Газе ситуация в Йемене считалась худшим гуманитарным кризисом в мире, согласно статистике Управления ООН по делам беженцев. Сотни тысяч человек погибли, более 4 миллионов были перемещены, а еще 21 миллион выживает исключительно благодаря гуманитарной помощи. Пять миллионов человек голодают, а у миллиона подозревают холеру. Тем временем экономика Йемена рушится.
Соединенные Штаты все сильнее увязают в йеменских кризисах. Какая бы партия ни находилась у власти, Америка запрещает поставки оружия хуситам из Ирана. На прошлой неделе военно-морские силы захватили направлявшееся в Йемен судно "Дау" с иранскими ракетными боеголовками, но потеряли два корабля "морских котиков". Отдельно Пентагон провел почти 400 контртеррористических операций против "Аль-Каиды"* на Аравийском полуострове, в результате которых погибло более тысячи человек. В 2002 году основополагающий лозунг хуситов звучал так: “Аллах велик, смерть Америке, смерть Израилю, проклятие иудеям, победа за исламом”. Бомбардировки Израилем сектора Газа вызвали гнев общественности после гибели более 24 тысяч палестинцев (большинство из них женщины и дети) и разрушения половины зданий Сектора Газа, в результате чего показатели голода, бездомности и нищеты взлетели до небес — и все это за каких-то сто дней.
Последние два месяца хуситы обстреливают Израиль ракетами и дронами, совершив у своих берегов 30 нападений на международные суда, включая военные корабли США. “Мы не относимся к числу тех, кто боится американской угрозы войны”, — заявил по телевидению лидер ополчения Абдул Малик аль-Хуси (Abdul Malik al-Houthi). А высокопоставленный представитель хуситов Али аль-Кахум (Ali al-Qahoum) похвастал в соцсети X: “Битва превзойдет воображение и ожидания американцев и британцев. Война начата, и американцы с англичанами пожалеют о своей агрессии и дорого за нее заплатят”.
К другим фронтам борьбы Америки относится Ирак и Сирия, где Соединенные Штаты сдерживают остатки ячеек "Исламского государства"*, халифат которого рухнул пять лет назад. Последствия войны Израиля с ХАМАС коснулись в том числе и их. С середины октября американцы 130 раз становились мишенями для БПЛА, ракет, минометов и ракетных снарядов — хотя и не со стороны ИГИЛ*. Нападения совершаются различными ополченцами из так называемой Оси сопротивления — сети, созданной Ираном и включающей ключевые движения четырех стран и отдельные ячейки в других. Они нанесли почти 80 ударов по 900 военнослужащим США в Сирии и более 50 ударов — по 2500 военнослужащим в Ираке. Десятки американцев получили ранения.
Сейчас Соединенные Штаты наносят ответный удар. В Рождество под американскими авиаударами погибло несколько членов иракской экстремистской группировки "Катаиб Хезболла" и разрушили три ее объекта. А 4 января в результате авиаудара был убит высокопоставленный командир другого иракского ополчения, Харакат ан-Нуджаба (Harakat al-Nujaba). Однако в лабиринте альянсов на Ближнем Востоке оба ополчения также входят в Силы народной мобилизации, представляющие собой совокупность шиитских ополчений под официальным командованием иракской армии, которые американские войска развернули для помощи в кампании против ИГИЛ*. Багдад назвал это убийство “вопиющим нарушением” суверенитета и безопасности. На следующий день премьер-министр Шиа ас-Судани (Shia’ al-Sudani) призвал американские войска уйти из Ирака.
И последнее, но не менее важное — это напряженность в отношениях между Вашингтоном и Тегераном, берущая начало со времен Исламской революции 1979 года и усиливавшаяся на протяжении десятилетий. США возлагают на Иран ответственность за гибель сотен своих солдат в Ливане, Ираке и Афганистане. Теперь, в войне между Израилем и ХАМАС, они противостоят друг другу, ставя под угрозу существование своих союзников и рискуя распространением конфликта на другие страны региона. В ночь на 15 января Иран выпустил ракеты вблизи консульства США в Эрбиле и используемой американскими войсками военной базы. В Корпусе стражей Исламской революции (КСИР) заявили, что целью операции был шпионский центр “Моссада” на севере Ирака, названный "центром разработки шпионских операций и планирования террористической деятельности в регионе и особенно в Иране". Госдепартамент окрестил атаки “безрассудными”. Трагическая ирония состоит в том, что Вашингтон и Тегеран оба хотят избежать дальнейшего конфликта. “Мы не стремимся к войне и не хотим расширения вооруженного конфликта, — заявил во вторник координатор по стратегическим коммуникациям Совета национальной безопасности Джон Кирби”.
Слияние нескольких войн было почти неизбежным, считает бывший посол США в Израиле и Египте Дэн Куртцер (Dan Kurtzer), участвовавший в процессе мирного урегулирования как при демократах, так и при республиканцах. Нехватка жизнеспособных идей и доктрин открывает возможности для экстремистских движений, которые заполняют вакуум. “Эти движения приобрели легитимность за счет весьма неэффективных светских движений, — сказал он. — Одной из давних тенденций является усиливающееся ощущение того, что у мусульман есть лучшие решения проблем в регионе, чем у светских немусульманских государств”.
Другим фактором является зрелость и глубина негосударственных игроков. В период с 1948 по 1973 год Израиль вел четыре войны с соседними арабскими правительствами. Однако с тех пор все его конфликты связаны с ополчениями: Организация освобождения Палестины, "Хезболла", ХАМАС, а теперь и хуситы. Ополчения "Оси сопротивления" существуют вот уже два поколения. Их бойцы получили опыт участия в боевых действиях и современное вооружение и могут самостоятельно изготавливать оружие. Если бы страны Оси обрушили свою коллективную мощь на Израиль, то получили бы если не “превосходство”, то возможность помешать противнику полноценно защищаться.
Ближневосточный кризис начинается не с "пиратства" в Красном море, а с геноцида в секторе ГазаМногие проблемы на Ближнем Востоке можно было бы решить, прекратив геноцид палестинцев, пишет Kayhan. Такую позицию озвучил глава МИД Ирана Хосейн Амир Абдоллахиян. Он рассказал, что нужно сделать, чтобы остановить кризис.
21.01.202400
Третьим фактором является провал внешней политики США. Начиная со Второй мировой войны и вплоть до 1990-х годов развертывание вооруженных сил обычно сопровождалось дипломатическими инициативами. Но ответом Соединенных Штатов на угрозы после терактов 11 сентября 2001 года стали военные действия. “Это больше, чем война в Газе и ракетные обстрелы хуситами, — сказал Куртцер. — Дипломатией пришлось пожертвовать”. В результате весь регион ассоциирует американское вмешательство с грубой силой, тогда как к дипломатии доверие падает. “Представьте, что ваша машина разваливается на части. Сначала выходит из строя карбюратор, затем вытекает масло и другие жидкости, обрываются провода. В итоге вы оказываетесь на обочине, будто в ловушке”.
В последней отчаянной попытке оказать давление на йеменских повстанцев Соединенные Штаты 17 января официально добавили “Ансар Аллах” (официальное название группировки хуситов) в черный список мировых террористов (SDGT). Также они ввели обширные санкции против ополчения, которое контролирует бо́льшую часть территории беднейшей страны Ближнего Востока. “Эти нападения соответствуют определению терроризма из учебника, — заявил советник по нацбезопасности Джейк Салливан. — Они угрожали американским командам, гражданским морякам и нашим партнерам, ставили под угрозу международную торговлю и свободу судоходства”. Санкции, которые будут предусматривать ряд исключений для гуманитарной помощи, вступят в силу не ранее чем через месяц, дав странам и неправительственным организациям время решить, что делать с уже заказанными и находящимися в пути грузами. Если хуситы прекратят атаки, то Соединенные Штаты готовы пересмотреть свое решение, заявила администрация. Но хуситы, как и другие группировки "Оси сопротивления", клянутся не останавливаться, пока война в Газе не прекратится. Пока что на это нет ни единого намека.
Автор статьи: Робин Райт (Robin Wright)
*террористическая организация, запрещена в РФ
Автор статьи: Робин Райт (Robin Wright)
*террористическая организация, запрещена в РФ