Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Британия, играющая роль ведомого в отношениях с США, сейчас сама призывает Америку усилить противостояние с Россией, пишет NYT. Поддержка Киева — привлекательная стратегия для Лондона, который не нашел места на глобальной арене и пытается создать себе имидж мирового лидера с небольшими издержками, считают эксперты.
Марк Лэндлер (Mark Landler)
Британия, часто играющая роль ведомого и следующая за США в вопросах обороны, на сей раз призывает союзника твердо стоять на своем, не уступая Владимиру Путину. Это обусловлено страхами по поводу того, что Россия представляет угрозу существованию Европы.
Когда британский министр иностранных дел и бывший премьер-министр Дэвид Кэмерон в прошлом месяце прибыл с визитом в Вашингтон, он нашел время, чтобы поговорить о поддержке Украины с крайне правой республиканкой из Джорджии, членом палаты представителей Марджори Тейлор Грин (Marjorie Taylor Greene), которая громко и решительно выступает против дальнейшей помощи этой стране.
На прошлой неделе еще один экс-премьер, Борис Джонсон, заявил, что если в Белый дом снова изберут Дональда Трампа, это не так уж и плохо, коль скоро Трамп согласится помогать Киеву. "Я просто не могу поверить, что Трамп бросит украинцев на произвол судьбы", — написал Джонсон в своей статье в Daily Mail, которая похожа на его личный призыв к этому кандидату.
Если "особые отношения" между Британией и Соединенными Штатами в последнее время приобрели характер "особых увещеваний", то это из-за того, что Лондон, непоколебимо поддерживающий Украину, считает необходимым приободрять союзника, для которого помощь этой оказавшейся в трудном положении стране превратилась в политическую полосу препятствий.
Британские дипломаты рассказывают, что Кэмерон и прочие высокопоставленные руководители считают своим приоритетом уговаривать республиканцев, которые враждебно относятся к дальнейшему предоставлению помощи. Британия признает, что по причинам исторического и географического характера Америка помогает Киеву не столь "инстинктивно", как она. Об этом рассказал один высокопоставленный дипломат, согласившийся на разговор на условии соблюдения анонимности из-за деликатности обсуждаемого вопроса.
В отличие от США, где Украина увязла с споре с республиканцами из-за политики президента Байдена в вопросах охраны границы и сталкивается с неприязненным отношением Трампа, Британия с самого начала вооруженного конфликта поддерживает Киев решительно, неизменно и без узкопартийной предвзятости.
Даже в год выборов, когда правительство консерваторов и его оппоненты из Лейбористской партии спорят почти по любому поводу, между ними нет никаких разногласий в вопросе Украины, который стал для Лондона самым серьезным внешнеполитическим вызовом.
Когда премьер-министр Риши Сунак объявил недавно о выделении дополнительной помощи для Украины в размере 2,5 миллиарда фунтов стерлингов (3,2 миллиарда долларов), лидер лейбористов Кир Стармер (Keir Starmer) тут же поддержал его. Британия, занимающая третье место по объемам поставок оружия на Украину после США и Германии, стала в 2024 году первой крупной страной, пообещавшей ей дополнительную помощь.
"Мама, тут как в тюрьме". У украинской беженки в Британии отняли ребенка. Таких случаев в Европе уже сотниЗападные соцслужбы отнимают детей у украинских беженок, сообщает "Страна". Так, в Британии полиция забрала дочь Виктории Щелко, потому что она отказалась жить в предоставленном лондонскими властями клоповнике. И это не единичный случай — примеров подобного беззакония в Европе уже сотни.
10.01.202400
"Все наши политические партии едины в поддержке Украины, борющейся с действиями Путина", — сказал Стармер. Посещая перед Рождеством размещенные в Эстонии вблизи российской границы британские войска, он предупредил о проблемах, которые усиливаются, "когда политика в отношении Путина смягчается".
Такое политическое единодушие является отражением британского общественного мнения. 68% населения выступает за предоставление Украине военной помощи, а 53% говорит, что помощь должна поступать туда "столько, сколько потребуется". Это данные июльского социологического опроса, проведенного некоммерческой организацией British Foreign Policy Group.
Многие британцы считают, что вооруженный конфликт на Украине, находящейся от них всего в трех часах полета, происходит почти у них на пороге. Их поддержка отражает уверенность в том, что победа России создаст серьезную угрозу безопасности Европы и Британии. Обращаясь в этом месяце к депутатам украинского парламента, Сунак назвал военную помощь "инвестицией в нашу коллективную безопасность", а потом сказал: "Если Путин победит на Украине, он на этом не остановится".
Командующий британской армией генерал Патрик Сандерс выступил в среду с речью и предупредил, что сегодняшние британцы — это "предвоенное поколение", которое может быть призвано в ряды вооруженных сил для противодействия военной угрозе Европе со стороны обнаглевшей России. После этого канцелярия премьера была вынуждена выступить с разъяснением, что генерал Сандерс не готовит население к воинскому призыву в мирное время.
Британия уже не в первый раз пытается успокоить и придать устойчивость колеблющимся Соединенным Штатам в периоды международных конфликтов. В 1990 году, когда президент Джордж Буш-старший никак не мог сформировать в ООН коалицию для противодействия Ираку после его нападения на Кувейт, Маргарет Тэтчер сказала ему: "Помни, Джордж, сейчас не время колебаться".
В других случаях Британия с готовностью играет роль американского ведомого. В понедельник она вместе с США нанесла вторую серию авиаударов по хуситам в Йемене, сделав это спустя всего несколько часов после телефонного разговора Сунака с Байденом. Два руководителя согласились с тем, что необходимо противодействовать попыткам хуситов блокировать торговое судоходство на международных морских путях.
Заместитель генерального директора лондонского аналитического центра Королевский институт оборонных исследований Малколм Чалмерс (Malcolm Chalmers) заявил, что британо-американское взаимодействие в Йемене, а также настойчивые призывы Лондона к Вашингтону в отношении Украины стали отражением динамики взаимного влияния, которая на протяжении десятилетий является характерной чертой этих трансатлантических взаимоотношений.
"Люди иногда неверно характеризуют британскую политику в сфере безопасности, называя Лондон пуделем Вашингтона, — сказал Чалмерс. — Соединенное Королевство высоко ценит свои отношения с США, но это не значит, что мы не станем оказывать давление на Америку, если почувствуем, что она на неверном пути".
Разница в позициях союзников в отношении Украины особенно велика. Отчасти это вызвано тем, что обе страны вступают в избирательный цикл, когда политика легко может стать заложницей предвыборных дебатов. Популисты из эпохи Брексита, такие как Найджел Фарадж (Nigel Farage), до сих пор неугомонно шляются на политических задворках. Фарадж, ставший союзником Трампа и разделяющий его дружественные взгляды на Владимира Путина, поддерживает новую партию под названием "Реформировать Соединённое Королевство", которая выступает против иммиграции и может отнять часть голосов у тори.
Однако у консерваторов, в отличие от американских республиканцев, нет "пропутинского крыла", о чем рассказал заслуженный профессор Королевского колледжа в Лондоне Лоуренс Фридман (Lawrence Freedman), занимающийся военными исследованиями. По его словам, если какой-то британский лидер и мог бы пойти на компромисс и договоренность с Россией, то это, вероятнее всего, предыдущий лидер лейбористов Джереми Корбин (Jeremy Corbyn).
Ведь это он как-то заявил, что хотел бы распустить НАТО. Комментарии такого рода привели к тому, что лейбористов стали обвинять в отсутствии патриотизма. Стармер настойчиво пытается искоренить такую отвратительную репутацию, а также антисемитизм, которым одно время заразились ультраправые лейбористы.
А вы поддержите призыв к британской общественности сражаться против России? ВысказывайтесьБританцев предупредили, что им может снова грозить призыв на воинскую службу, если Лондон вступит в войну с Москвой, пишет TheMirror. Газета обратилась к читателям с вопросом, готовы ли они к этому. Откликнувшиеся желанием воевать не горят.
25.01.202400
Исправление подмоченной репутации — это еще одна причина, почему Украина не вызывает никаких споров. На выборах в Британии главное место, скорее всего, займут экономические проблемы, а не вопросы национальной безопасности. Однако аналитики говорят, что Стармеру нужно обезопасить лейбористов от обвинений в недостатке патриотизма. Безопасность — это один из немногих вопросов, в которых избиратели, согласно данным социологических исследований, все еще больше доверяют консерваторам, чем лейбористам.
"В истории лейбористов есть одна отличительная черта. Это их глубокий патриотизм", — сказал бывший руководитель аппарата лейбористского премьер-министра Тони Блэра Джонатан Пауэлл (Jonathan Powell). Хорошо известно, что Блэр на всем протяжении войны в Ираке был заодно с президентом Джорджем Бушем. "Однако у лейбористов есть проблема, — продолжил он. — Они не могут снова убедить людей в своем патриотизме".
Пауэлл отметил, что традиционные оплоты лейбористов, в том числе бывший округ Блэра на севере Англии, издавна являются благодатной почвой для набора в армию. Но в 2019 году, воспользовавшись обещанием Джонсона "добиться осуществления Брексита", консерваторы переманили к себе немало избирателей из этих мест.
В статье, опубликованной прошлой осенью в поддерживающей тори Daily Telegraph, теневой министр обороны лейбористов Джон Хили (John Healey) и теневой министр иностранных дел Дэвид Лэмми (David Lammy) заявили, что британские силы ядерного сдерживания и членство Британии в НАТО — это наследие лейбористского правительства Клемента Этли (Clement Attlee), правившего страной после Второй мировой войны.
Законодатели-лейбористы последовательно обвиняли правительства консерваторов в том, что они обескровили британские вооруженные силы своими бюджетными сокращениями, навязанными в рамках политики жесткой экономии. "За последние 13 лет, — написали Лэмми и Хили, — нашу армию сократили до таких размеров, какой она не была со времен Наполеона".
Безусловно, поддержка Украины Британией в значительной мере объясняется ее культурной идентичностью и национальным самосознанием, которые сильнее партийной политики. Как сказал Пауэлл, "у нас сложилось представление о себе как об отважной нации, которая вкалывает и бьется изо всех сил".
Британия заняла жесткую антироссийскую позицию с тех пор, как Уинстон Черчилль после Второй мировой войны предупредил о появлении "железного занавеса". Сомнения в российских намерения усилились в 2018 году, когда Москву обвинили в отравлении нервно-паралитическим веществом бывшего российского разведчика и его дочери в английском городе Солсбери. Британия заявила, что операцию провела военная разведка России, и выдворила российских дипломатов.
Но премьер-министры от Консервативной партии один за другим приходят к выводу, что поддержка Украины — это весьма привлекательная стратегия для Британии, которая после Брексита никак не может найти свое место на международной арене. Теперь ей не нужно отправлять за рубеж свои войска и даже брать на себя финансовые обязательства дольше, чем на текущий год. Поэтому Британия может создать себе имидж мирового лидера с относительно небольшими издержками.
"Реализация такой политики не станет большим пятном на британской репутации, — сказал профессор Фридман. — А если ты первопроходец, которым Британия становилась не раз, да еще и с гарантиями безопасности, то тебе это ставят в заслугу, и ты получаешь кредит доверия".
Марк Лэндлер (Mark Landler) — шеф лондонского бюро New York Times, освещающий события в Соединенном Королевстве, а также внешнюю политику США в Европе, Азии и на Ближнем Востоке. В журналистике Лэндлер проработал более 30 лет.