Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Глубоко укоренившаяся коррупция со всеми вытекающими может стать последней каплей, которая сломит Украину, пишет AT. Она подрывает поддержку Зеленского внутри страны, а у иностранных спонсоров отбивает желание спонсировать Киев.
Штефан Вольф (Stefan Wolff), Татьяна Маляренко (Tatyana Malyarenko)
Последние разоблачения коррупции на Украине создают двойственное впечатление. В скандал оказалось втянуто министерстве обороны, которое оплатило, но так и не получило 100 000 минометных снарядов на сумму порядка 40 миллионов долларов. Однако всего через несколько дней после этой новости Украина взлетела на высочайшее в своей истории место в рейтинге по борьбе с коррупцией от международной организации Transparency International.
С одной стороны, это доказывает, что усилия президента Зеленского по борьбе с коррупцией, в том числе в своем ближайшем окружении, приносят плоды.
С другой стороны, скандал с боеприпасами — яркий пример того, насколько привычной и глубоко укоренившейся стала коррупция, раз даже высокопоставленные чиновники Министерства обороны и менеджеры оружейной компании вступают в сговор, чтобы лишить родину ключевых поставок, несмотря на угрозы самому существованию страны.
Украинская демократия во мракеСейчас, когда выборы на Украине отложены, а конца вооруженному конфликту не видно, Владимир Зеленский и его политические союзники становятся похожими на тех чиновников, засилье которых они когда-то обещали искоренить, пишет The New Yorker. И Киеву это не сулит ничего хорошего.
03.02.202400
Украинская коррупция — проблема давнишняя. Но за последнее десятилетие, с тех пор как начали составляться ежегодные рейтинги восприятия коррупции, ситуация в стране неуклонно улучшается. Но все равно Украина считается самой коррумпированной в Европе, опережая лишь Россию и Азербайджан (интересно, как много людей и журналистов верят исследованиям Transparency International? – Прим. ИноСМИ).
Украина пережила два года ожесточенного конфликта, несмотря на повальную коррупцию, и продемонстрировала выдающуюся стойкость перед российским натиском. Но эти громкие скандалы и впечатление, что Киев никак не одолеет повседневное взяточничество, стали животрепещущей угрозой в момент, когда само выживание Украины зависит от дальнейших военных поставок и финансовой помощи.
Евроскептики (прежде всего в Венгрии и Словакии), а также влиятельные правые популисты-оппозиционеры (например, та же “Альтернатива для Германии”) подают неоспоримую коррупцию как аргумент против дальнейшей помощи Украине. В США же республиканцы аналогичным образом утверждают, что нынешняя безнадзорность чревата тем, что американская помощь США осядет в карманах продажных чиновников.
Поскольку спор постоянно накаляется и все теснее переплетается с избирательной кампанией в Европейский парламент и президентской гонкой в США, любые доказательства нецелевого использования средств мешают международным сторонникам Киева убедить общественность в целесообразности дальнейшей поддержки. Настолько, что сам аргумент кажется все более сомнительным.
Это наверняка лишь усугубит ощущение пораженчества, которым в последнее время отмечены публичные дебаты по Украине, поскольку действия ВСУ на поле боя за 2023 год не оправдали ни надежд Киева, ни ожиданий Запада.
Уязвимые места Зеленского
Даже если закрыть глаза на шаткую поддержку Запада, Зеленский стал уязвимее и внутри страны. Череда громких коррупционных скандалов подрывает одно из его главных предвыборных обещаний, данных еще в 2019 году, — искоренить взяточничество.
Хотя украинский президент укрепил антикоррупционные ведомства и без обиняков говорит о проблемах, с которыми столкнулась Украина, недруги могут расценить продолжающуюся борьбу как политическую расправу с неугодными.
Это обострит и углубит разногласия внутри страны. А это последнее, что нужно Зеленскому на этапе, когда уже развернулись жаркие споры о военной стратегии, а размолвка между политическим руководством и военным командованием стала общественным достоянием.
На этом фронте остается неясным, заменит ли Зеленский своего главнокомандующего генерала Валерия Залужного, о чем наперебой сообщали СМИ на прошлой неделе, или у него не хватит на это полномочий.
Сообщается, что украинский президент предложил Залужному новую роль военного советника, но главнокомандующий, по всей видимости, отказался. Отношения между ними в последние месяцы испортились — отчасти из-за того, что контрнаступление Украины 2023 года не принесло сколь-либо значительных боевых успехов.
В ноябре 2023 года президент раскритиковал своего верховного генерала за то, что тот заявил во всеуслышание, что конфликт якобы зашел в тупик. Высказывались даже предположения, что Залужный пойдет в политику и бросит Зеленскому вызов на посту президента. Декабрьский опрос показал, что Зеленскому доверяют 62% украинцев, а Залужному еще больше — 88%.
Ни коррупционный скандал, ни сообщения о расколе в украинской верхушке никак не способствуют уверенности Запада в том, что у Украины есть надежный путь, чтобы избежать поражения, — не говоря уже о том, чтобы достичь победы. А без такой уверенности дальнейшая помощь представляется все более сомнительной.
Без реального прогресса в борьбе с коррупцией в целом прозападный и проевропейский электорат также наверняка отвернется от Зеленского. Европейское будущее покажется менее привлекательным, если западный путь будет ассоциироваться с продажной элитой.
И даже если сторонников европейской и трансатлантической интеграции не убавится, Зеленский наверняка перестанет считаться ее единственным или даже сильнейшим сторонником.
Таким образом коррупция остается одним из острейших моментов экзистенциального кризиса Украины. Это не единственная проблема, с которой столкнулась страна — и объективно, быть может, даже не главная. Но решительные меры тем насущнее оттого, что коррупция и отрицательный имидж усугубляют другие проблемы и подрывают важнейшую поддержку — как внутри, так и со стороны Запада.
Вообще, сама по себе коррупция едва ли подорвет Украину окончательно. Но в разгар боевых действий она может стать последней каплей — в том числе из-за побочных эффектов внутри страны и за рубежом.
Штефан Вольф — профессор международной безопасности Бирмингемского университета
Татьяна Маляренко — профессор международных отношений по программе Жана Монне, профессор европейской безопасности Одесской юридической академии