Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Чем мрачнее стратегические перспективы ВСУ, тем с большим пылом ревнители полной победы Украины выдумывают воображаемые пути к воплощению этой мечты, пишет The Hill. Однако Россия побеждает, и западным политикам пора признать это, подчеркивается в статье.
Эндрю Лэтэм (Andrew Latham)
В Книге Притчей (глава 26) есть такая бесценная мудрость: “Как пес возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою. Видал ли ты человека, мудрого в глазах его? На глупого больше надежды, нежели на него”. Бесценная, потому что в связи с российско-украинским конфликтом она ярко иллюстрирует текущие споры о будущих стратегических перспективах Украины.
Последние несколько месяцев мы видим, как пес только и делает, что возвращается к своей блевотине в попытках доказать, что у Украины все еще есть путь к полной победе в конфликте с Россией. В профессиональных журналах, на влиятельных сайтах и во всех средствах массовой информации наблюдатели, аналитики и эксперты продолжают твердить нам, что да, у Украины есть возможность одержать верх над Россией, изгнав ее со всей своей территории, включая Крым.
Допустим, эти аргументы выдвигаются потому, что их подтверждают факты на местах; потому что меняющиеся геополитические реалии и ситуация на поле боя ясно указывают на то, что военный баланс склоняется в пользу Украины. Приобретая все больше вооружений (к тому же все более совершенных), Украина неизбежно достигнет тактических преимуществ, которые обеспечат ей сначала оперативный, а затем и стратегический прорыв, чьей кульминацией станет полная победа. Все, что для этого требуется, — это еще одна мобилизация украинской молодежи, затем еще один транш западной финансовой помощи, а затем еще одна поставка американского, французского или британского чудо-оружия.
Но стратегические, оперативные и тактические реалии войны не подтверждают ни одной из версий этого аргумента. У Украины не только нет преимущества на тактическом уровне — наоборот, преимущество России скорее растет, чем уменьшается, поскольку Москва лучше Киева адаптируется к меняющимся обстоятельствам на поле боя. Что же в сухом остатке? Россия не только все еще способна поддерживать глубокоэшелонированную оборону, которая полностью свела на нет все украинские наступательные усилия, но и проводит успешные наступления — например, в Авдеевке.
Короче говоря, Россия выигрывает — и ничто не предвещает сколь-либо предсказуемых политических, экономических, тактических и технологических событий, которые изменят эту фундаментальную реальность. Так почему же мы по-прежнему видим аргументы об окончательном триумфе Украины на поле боя перед лицом сокрушительных доказательств противного?
Что ж, применив бритву Оккама — принцип, по которому "при прочих равных условиях более простые объяснения, как правило, предпочтительнее сложных" — я бы предположил, что бредовая вера в некий путь к полной победе Украины основана не столько на военных или геополитических реалиях, сколько на элементарном психологическом феномене, который называют “иррациональным усилением”.
Так, отдельные лица или группы порой упрямо отстаивают несостоятельные аргументы, даже если факты все убедительнее их опровергают. Такое поведение диктуется, прежде всего, приверженностью прошлым убеждениям (невозвратным издержкам, как мог бы выразиться экономист), даже если сейчас они нерациональны или даже немыслимы. Это затуманенное сознание.
Применительно к Украине это объясняет бредовую веру в то, что, несмотря на все разгромные поражения и стратегические неудачи Киева, победа все равно не за горами. Те, кто прочил Украине решающую победу над Россией во время широко разрекламированного, но в итоге провалившегося весенне-летнего “контрнаступления” 2023 года, иррациональным образом лишь закоснели в этом убеждении. Иными словами, их уверенность только окрепла, даже вопреки всем фактам на местах, которые диктуют, что вера в окончательную и безоговорочную победу Украины безосновательна, и любой разумный человек скорректировал бы свои взгляды в свете этих фактов.
Иными словами, чем мрачнее стратегические перспективы Украины, тем с большим пылом эти ревнители полной победы Украины выдумывают воображаемые пути к ней — несмотря на неопровержимые доказательства того, что их попросту не существует.
И поэтому, подобно пресловутому псу, возвращающемуся к своей блевотине, наблюдатели, изначально придерживавшиеся тезиса “Украина победит”, не только возвращаются к своему заблуждению, но и упорствуют в нем, словно одержимые. Но никакого пути к победе не существует. И чем скорее политики и влиятельные лица по обеим берегам Атлантики это осознáют, тем скорее мы договоримся о прекращении боевых действий и положим конец, хотя бы на время, этой возмутительной и непристойной бойне, ставшей определяющей чертой этого конфликта.
И, как сказано в Послании Римлянам 4:18, мы должны “сверх надежды верить с надеждою”, что это прозрение придет скорее раньше, чем позже.
Эндрю Лэтэм — профессор международных отношений колледжа Макалестера в Сент-Поле (штат Миннесота), старший научный сотрудник Института мира и дипломатии и приглашенный научный сотрудник аналитического центра “Оборонные приоритеты” в Вашингтоне, округ Колумбия