Растущий интерес ЕС к Центральной Азии: проект Евросоюза "Глобальный портал"

Anadolu: в Евросоюзе решили создать коридор в Азию, чтобы уязвить Россию

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Евросоюз планирует создать короткий путь в Центральную Азию через "Глобальный портал", сообщает Anadolu. Проект обещает большую выгоду для Турции и "всего тюркского мира". Однако очевидно и то, что его главной целью является попытка уязвить Россию.
Заявления Евросоюза в последнее время указывают на то, что на укрепление сотрудничества между странами Центральной Азии и Европы планируется направить значительные инвестиции.

Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Государства Центральной Азии расположены на перекрестке стран, у которых в целом проблемные отношения с западным миром, таких как Россия, Китай и Иран. Регион, который исторически служил важным маршрутом торговли между Востоком и Западом, обладает огромным экономическим потенциалом благодаря своим энергетическим ресурсам и стратегическому сырью. В настоящее время на европейские страны приходится около 42% прямых инвестиций в центральноазиатские республики. Евросоюз является вторым по величине торговым партнером региона.
Помимо ЕС, к важным торговым партнерам и инвесторам в Центральной Азии относятся Россия, Китай и Турция. Однако российско-украинский конфликт способствует большему сближению стран Центральной Азии с Турцией и Европой. Из-за колоссальной численности населения, рабочей силы и экономической гегемонии соседнего Китая в отношениях с ним также требуется уравновешенный политический подход.
В то время как Турция развивает сотрудничество с тюркскими республиками, с которыми ее связывают исторические и культурные узы, через Организацию тюркских государств, Европа отвечает на китайский проект "Один пояс — один путь", охватывающий в том числе страны Центральной Азии, проектом "Глобальный портал". Кстати, напомним, что проект Организации тюркских государств и Турции "Транскаспийский средний коридор Восток — Запад" вместе с Зангезурским коридором станет еще короче. С открытием железной дороги Баку — Тбилиси — Карс в 2017 году между Центральной Азией и Европой была создана непрерывная железнодорожная линия ("Железный шелковый путь"). Когда к удару, нанесенному глобальной цепочке поставок эпидемией COVID-19, добавился российско-украинский конфликт, а также геополитические риски и войны на Ближнем Востоке, как на суше, так и на море разразились "коридорные" войны.

Проект Евросоюза "Глобальный портал"

Проект Евросоюза "Глобальный портал", представленный в декабре 2021 года, сразу после эпидемии COVID-19, направлен на содействие решению глобальных проблем во многих сферах, начиная от укрепления цепочек поставок и заканчивая защитой окружающей среды, в соответствии с интересами третьих стран, сотрудничающих с ЕС, и в целях восстановления мировой экономики. В этом контексте для поддержки как государственных, так и частных инвестиций в инфраструктуру в таких областях, как энергетика, логистика, технологии, цифровая инфраструктура, НИОКР, образование и здравоохранение, был выделен бюджет в размере 300 миллиардов евро, и проекты планируется завершить до конца 2027 года.
Вице-председатель Еврокомиссии Валдис Домбровскис (ValdisDombrovskis) и Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель (JosepBorrell) на открытии инвестиционного форума "Глобальный портал ЕС — Центральная Азия", состоявшегося в Брюсселе в конце января с участием таких центральноазиатских государств, как Узбекистан, Казахстан, Киргизия, Туркмения, Таджикистан, а также официальных лиц ЕС, заявили, что этому коридору придается большое значение. Оба чиновника отметили, что Центральная Азия имеет жизненно важное значение для Европы с точки зрения борьбы с растущей геополитической напряженностью и глобальной фрагментацией. При этом в качестве конкретного шага по улучшению отношений с регионом подготовлен пакет инвестиций на сумму десять миллиардов евро для создания конкурентоспособного, устойчивого, эффективного и короткого коридора, который соединит Центральную Азию и Европу, обеспечив транзит грузов в течение максимум 15 дней. Тот факт, что между строк сквозило желание сотрудничать с Центральной Азией в том числе и с целью повысить эффективность антироссийских санкций, создает впечатление, что за этим проектом стоят и Соединенные Штаты. Ведь отношения США с Центральной Азией также по-прежнему очень слабы по сравнению с отношениями между Россией и Китаем.

Значение проекта для Турции и тюркского мира

Проект Евросоюза "Глобальный портал" предполагает значительные инвестиции в инфраструктуру и цифровые технологии для автомагистралей, железных дорог, портов, аэропортов, логистики, пунктов пропуска через границу. Проект направлен на усиление роли ЕС как глобального транспортного узла вместе с другими проектами путем создания быстрой и бесперебойной цепочки поставок между Востоком и Западом. Как и китайская инициатива "Один пояс — один путь", проект "Глобальный портал" может сделать ЕС более влиятельным геополитическим игроком и стать хорошей альтернативой китайскому решению, которым также обеспокоены и в Вашингтоне. Европа, желающая таким образом повысить свое влияние в Центральной Азии, планирует одним выстрелом убить нескольких зайцев.
"Глобальный портал" прекрасно соотносится с проектом Организации тюркских государств "Транскаспийский средний коридор Восток — Запад". Хотя политические отношения Турции с ЕС в последние годы складывались не совсем удачно, торговля между ними находятся на довольно высоком уровне. Поэтому европейский проект, который можно расценивать как взаимовыгодный, способен предоставить Турции хорошие условия внешнего финансирования и инвестиционные возможности.
Ясный взгляд Ас-Судани на страну: "Ирак прежде всего"Премьер Ирака Ас-Судани готовится к визиту в Белый дом, пишет саудовская Arab News. Его амбиции воплощаются в доктрине “Ирак прежде всего”, направленной на восстановление иракского суверенитета на фоне внешнего давления и внутренних разногласий.
С открытием Зангезурского коридора, который позволит создать непрерывную наземную связь Турции с Центральной Азией и тюркским миром, Турция и тюркские республики также смогут извлечь выгоду от европейского проекта. В частности, сейчас так называемый "Железный шелковый путь" обеспечивает перевозку грузов в Европу максимум за 15 дней. Турция, будучи естественным мостом между Азией и Европой в силу своего географического положения и культуры, благодаря Среднему коридору, который будет гораздо стабильнее и короче Северного и Южного коридоров, может стать торговым мостом между тюркским миром и Европой.
В период санкций против России государства Центральной Азии смогут легко выходить в Европу по стабильному маршруту через Каспийское море, Азербайджан и Турцию. По мере того как центр мировой экономики смещается в Азию, а логистические затраты увеличиваются, европейский проект может предложить выгодную альтернативу как Турции, так и всему тюркскому миру. Турция уже занимает положение важного узла в силу нефте- и газопроводов по направлению Восток — Запад. Еще одним преимуществом новых маршрутов станет вклад, который они внесут в развитие отношений Турции с Евросоюзом. По какому коридору пройдут новые "дороги шелка и специй"? Поживем — увидим.

Автор статьи: Дженгиз Томар (Cengiz Tomar)
Обсудить
Рекомендуем