Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Автомобили не всегда выглядели так, как сегодня — раньше их форма существенно отличалась. В видео Youtube-канала Vox рассказывается история "изогнутого" кузова, который благодаря нефтяному кризису и голливудскому кино вытеснил с рынка более строгие и прямые формы авто прошлого.
Если сравнить автомобили 1970-х и 90-х, то в дизайне их кузовов можно заметить одну существенную разницу. У первых он более прямой и угловатый, у вторых — округлый. В ряде случаев можно даже назвать год изменения. Взгляните на рекламный ролик Buick LeSabre, демонстрирующий сначала модель 1991-го года, а затем 1992-го. Видите изгибы? Посмотрим еще раз. Образец 91-го угловатый, с острыми формами; образец 92-го — гладкий и округлый.
С тех пор автомобили приобретали все более изогнутые формы. Но как именно все происходило?
Когда в 90-х производители стали выпускать автомобили в округлом кузове, концепция была уже не нова. Обтекаемый дизайн для большей аэродинамичности использовали еще в 1930-х, и одним из примеров были машины Chrysler Airflow. Однако к началу 50-60-х такие модели стали хуже продаваться, и на смену им пришли более крупные и угловатые авто. В то время наблюдался устойчивый спад цен на бензин, поэтому оптимизация топливной эффективности была серьезной проблемой.
В 70-е чуть ли не все машины американского производства имели угловатый кузов с минимумом изгибов. По сути, это была конструкция из трех ящиков: капот, салон и багажник. И такие модели прекрасно зарекомендовали себя на рынке США, в отличие от Европы, где топливо всегда продавалось дороже. В 60-х во Франции галлон бензина стоил целых ¢73.1, тогда как в Америке ценник держался на уровне ¢31. Тогда европейские дизайнеры стали экспериментировать с более аэродинамичными конструкциями, чтобы помочь автомобилям двигаться быстрее, потребляя меньше бензина. Выпуск моделей с обтекаемыми кузовами начали такие автопроизводители как Porsche, BMW, Audi, Mercedes-Benz. Американцы в конце концов решили перенять у европейцев этот дизайн с целью привлечения состоятельного интеллигентного потребителя.
На массовом рынке картина была совсем другой. В Европе первым изогнутые линии кузова для среднестатистического автолюбителя предложил дизайнер Уве Бансен (Uwe Bahnsen), а началось все с Ford Sierra образца 1982 года. В то время его кузов был наиболее обтекаемым среди машин этого класса. Однако критики только посмеялись над этим решением, в связи с чем поначалу модель продавалась не ахти как, а из-за округлости ее даже прозвали "формой для желе". Но в 1980 году один из членов европейской команды дизайнеров Ford, Джек Телнак (Jack Telnack), перешел в американскую и возглавил ее. В то время цены на бензин стремительно росли из-за конфликта на Ближнем Востоке, и Телнак с коллегами включили в процесс проектирования испытания в аэродинамической трубе. Первой моделью стала Ford Thunderbird 1983 года, а реальный прорыв произошел несколько лет спустя.
В результате появился революционный Ford Taurus 1986 года. Сейчас он выглядит не таким уж и новаторским, но в то время люди сочли стиль невероятно оригинальным. Ориентированный на массового потребителя автомобиль со скругленными формами понравился всем.
(рекламный ролик) Taurus — новый североамериканский автомобиль с уникальной формой, которая подарит незабываемые ощущения. Taurus!
В фильме "Робокоп" он сыграл роль машины будущего. Его продажи спасли, по сути, компанию Ford, которая в то время переживала не лучшие дни, и запустили моду на обтекаемые кузова. Еще популярнее они стали на фоне новых правил экономии топлива в США. Начиная с 1978 года от автопроизводителей требовали все более высоких средних коэффициентов использования топлива легковых автомобилей. По словам одного из дизайнеров Ford, аэродинамичная конструкция была куда более доступным способом повышения этой эффективности, нежели изменения под капотом. Появление и развитие компьютерного моделирования в 80-х также облегчило производителям проектирование и производство автомобилей с изогнутыми формами.
Прошло много лет, а влияние тех тенденций на современные авто очевидна. Даже те выпускаемые сегодня модели, что кажутся нам до смешного угловатыми, такие как Scion XB, на практике, если подумать — все же в значительной мере округловатые. И даже несмотря на пестрящие новыми идеями научно-фантастические фильмы, в ближайшее время ситуация вряд ли кардинально изменится.