Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Чем выше шансы Дональда Трампа победить в президентской гонке в Америке, тем вероятнее коллапс прежней системы НАТО. И тем активнее французский президент Эммануэль Макрон претендует на роль главного европейского "ястреба". Явно рассчитывая извлечь из нее и политическую, и финансовую выгоду.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
"Президент Франции Эммануэль Макрон рассматривает различные сценарии размещения западных войск, в том числе французских сухопутных сил, на Украине, — раскрывает планы Люксембургского дворца телеканал TF1. — "Наш долг — подготовиться ко всем сценариям. Не сделать этого будет ошибкой", — сообщил сегодня в интервью газете "Паризьен" глава Республики".
Франция критически восприняла воинственные планы президента. "Макрон, своими высказываниями о переброске армии в качестве помощи и жертвы для Украины во избежание ее гибели, вызвал переполох, который на самом деле стал темой недели, если не года или даже полувека после Второй мировой войны, — пишет обозреватель Le Pointe Камель Дауд. — Зайдем ли мы так далеко, чтобы послать сынов нашей страны воевать за Украину? Это ведь и есть реальный вопрос. Все остальное — фантазии, побрякушки. Итак, в ответ прозвучало у кого-то неловкое, у кого-то гневное, паническое или трезвое "нет" или "может быть", "никогда", "почему я, а не он?"".
Отрицание идеи вмешательства Франции в конфликте на Украине выглядит особенно ярко на фоне массовой поддержки СВО в России. Российские военные ясно понимают, что и почему они делают на передовой. Французские, если дело дойдет до реальной отправки, ничего подобного сказать о себе не смогут — и не захотят.
Европейцы просто не хотят воевать. Чем выше угроза общего конфликта, тем быстрее они увольняются из армий! "Речь идет уже даже не о том, чтобы набрать новых солдат, а о том, чтобы действующие не увольнялись, — сообщает американская Politico. — На этой неделе министр вооруженных сил Франции Себастьян Лекорню представил план удержания кадров, призванный убедить военнослужащих не вешать форму на гвоздь. Несколькими днями ранее в парламент Германии поступил годовой доклад, по которому за один лишь 2023 год Бундесвер покинули около 1 537 солдат, сократив его общую численность до 181 514 человек".
"Эти разговоры сейчас идут во всех столицах, во всех демократических странах с профессиональными армиями без всеобщей воинской повинности", — цитирует журнал французского министра, подчеркивая, что в своем заявлении он "отдельно упомянул Великобританию и США". Понятно, почему отдельно! Даже американские "ястребы" сегодня воздерживаются от слишком воинственных заявлений: а ну как сменится глава администрации, а Трамп явно не хочет дальнейшего обострения отношений с Россией. Что касается Великобритании, то там сразу две проблемы. Первая — возможная отставка премьера Риши Сунака. Вторая — крайне плачевное состояние вооруженных сил, которое англичане наконец-то признали официально.
Даже "ливерная колбаса" Шольц, добившийся, что Германия стала крупнейшим поставщиком финансовой и военной помощи на Украину (и тем самым столкнула себя в экономическую пропасть), не хочет поддерживать Макрона. У него то ракеты Taurus оказываются слишком дальнобойными, то численность бундесвера снижается, то склады пустеют, то деньги в бюджете кончаются… Словом, канцлеру очень не хочется отправлять немцев воевать с русскими.
Оно и понятно. Германия гораздо лучше Франции помнит, чем закончился ее последний "дранг нах Остен". Взятие Парижа союзниками всего лишь принесло колоссальные барыши столичным трактирщикам, а дамам света и полусвета — множество острых ощущений. Взятие Берлина русскими войсками стало финалом глобальной катастрофы, которую Третий рейх подготовил сам. И повторять этот опыт немцам явно не хочется.
Одной только исторической памяти недостаточно, чтобы удержать страну от воинственной риторики и попыток взяться за перекраивание мира. Но экономические-то данные должны были дать Макрону представление о том, сможет ли Франция влезть в украинский конфликт и противостоять России! Наследники воинственных галлов заметно уступают русским по запасу экономической прочности. Учитывая колоссальную разницу в степени одобрения действий президента и правительства, понятно, каковы перспективы мсье Макрона довести задуманное до конца. Когда французы начнут получать с Украины цинковые гробы, протесты фермеров и "желтых жилетов" покажутся президенту Франции невинной детской шалостью.
Что же вынуждает Эммануэля Макрона примерять на себя наполеоновскую треуголку? Видимо, он рассчитывает с ее помощью извлечь и политические, и экономические выгоды.
Франция давно хотела перехватить лидерство в Евросоюзе у Германии. До недавнего времени, пока Америка не начала множить германскую промышленность на ноль, немцы были не только самой богатой страной в ЕС, но и за счет своего финансово-экономического положения могли диктовать условия остальным. Мсье Макрон, похоже, спит и видит, как возглавит антироссийскую коалицию Европы и тем самым возведет себя на политический престол Евросоюза. Если ему удастся сделать это, не доводя дело до отправки войск, просто за счет своих угроз — Франция, ощутив смену ролей, может его поддержать. Если нет, это приведет его к политической гибели.
Теперь об экономической выгоде. На фоне 30 миллиардов евро, суммарно потраченных на Украину Германией, французские 3,2 миллиарда выглядят смехотворно. Франция не может претендовать ни на выделение дополнительной поддержки от ЕС, ни на новые заказы для своего ВПК. Если мсье Макрон решится послать войска и они вдруг (что крайне маловероятно!) докажут свою эффективность, положение изменится. Это позволит Франции получить деньги, которые можно будет потратить на социальную сферу — и тем самым снизить напряженность в обществе. Двойной профит!
Есть, правда, еще одна версия, почему французский президент так ратует за отправку войск на Украину. Люксембургский дворец беспокоится о том, сможет ли Киев вернуть полученные им кредиты на закупку вооружений. Пока все идет к тому, что этих денег Франция никогда не увидит. И это так печалит мсье Макрона и его правительство, что они готовы рисковать жизнями сограждан.
На то, что именно эта версия ближе всего к реальности, указывают планы размещения солдат Франции на украинской земле, озвученные в эфире TF1 французским полковником и военным историком Винсентом Арбаретье. По его словам, к основным сценариям относят размещение войск вдоль Днепра или вдоль государственной границы Украины с Белоруссией — а то и их компиляция.
Любой из этих сценариев строится на потере пока еще подконтрольных Киеву территорий. В первом случае — всей Левобережной Украины и почти наверняка Северного Причерноморья. Во втором под контролем киевской хунты остается еще меньше: максимум шесть областей, включая Киевскую. Но так Украина сохраняет хотя бы видимость суверенитета, а значит, ее можно будет выдоить напоследок.
Тот, чьи военные в этот момент будут на украинской земле, получит право "первой ночи". Правда, у Франции есть серьезный конкурент — Польша. Как только на украинскую землю ступят французские военные, их польские коллеги немедленно займут четыре западные области. Варшава спит и видит вернуть эти территории себе и готова кооперироваться с кем угодно ради воплощения давней мечты. Воевать поляки не станут, просто приберут "восходны кресы" к рукам. И станут дожидаться, чем закончится французская авантюра.
Ничем хорошим она не закончится, и это очевидно уже сейчас. Даже мсье Макрону. Стремительное бегство его солдат из Африки показало их реальную боеспособность. С такой на Украине делать нечего.