Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Русских за их жертвенность, умение сопереживать и терпеливость на Западе считают "женственным" народом, говорит философ Светозар Поштич в интервью "Печат". Но очень скоро положительные качества русского человека, его простота и нравственность, принесут коренные изменения в мир.
Собеседник "Печати" Светозар Поштич — адъюнкт-профессор на филологическом факультете Вильнюсского университета в Литве с 2013 года. Он опубликовал такие труды, как "Бахтин и христианство" (2012), "Апология земной жизни: Монтень и поворот к себе" (2016), "Краткая история американской культуры по воспоминаниям" (2019) и "Обрушение русской культуры в 1917 — 1922 году" (2020), а также "Семь русских архетипов" (2023).
Печат: Карл Густав Юнг занимался архетипическими матрицами нашего подсознательного. Но есть архетипические матрицы и в культуре, которые вы изучали в связи с Россией. Каковы там основные культурные архетипологии?
Светозар Поштич:У Юнга эти матрицы связаны с его желанием, да и глубинной человеческой потребностью, приобщиться к опыту свойственному каждому человеку. Они также связаны с его стремлением классифицировать и систематизировать устремления и намерения человека, о внутренней жизни которого мы знаем не все. Архетипы Юнга направлены на раскрытие общего в психике, не связанного с определенной культурой. Они описывают не только образы, которые появляются в наших снах и играют определенную роль в наших жизнях, но и общие ритуалы, явления и исторические события во всех культурах, такие как инициация, зарождение мира и потоп, например. Культурная архетипология, в свою очередь, ставит целью постижение и объяснение менталитета того или иного народа, его коллективную психологию. В ее рамках изучается тип людей, который повторяется в национальной истории, мифологии, фольклоре, языке, литературе и других видах культуры. Предпринимается попытка истолковать специфические, характерные только для этого народа убеждения, ценности и общие представления. Вообще идею коллективного бессознательного, на которой основана его архетипология, Юнг приписывает Платону. Но существуют и другие архетипичные матрицы, появившиеся в ХХ веке и связанные с культурой, особенно с мифологией и фольклором. На них я основывался, когда писал эту книгу, и имею в виду, прежде всего, Владимира Проппа и Джозефа Кэмпбела.
— Давайте по порядку, поговорим о вашей книге. На первое место вы ставите фигуру жертвы как праоснову культурного горизонта России. Жарко Видович говорил, что античная трагедия была подготовкой к литургии, так как "ода во славу жертвы, которая сплотила сообщество" (вроде Антигоны). Что можно сказать о жертвенности в русском культурном образце?
— Жертвенность в русском культурном образце, прежде всего, связана с христовой жертвой на кресте ради спасения человечества. Но жертва, как известно, существовала и в языческом мире, только в другой форме, а в русской культуре есть еще и жертвенность, которая непосредственно не связана с христианством. В Русской православной церкви есть особый тип жертвования, воплощенная в так называемых страстотерпцах, особой категории христианских мучеников. В основном это были правители и престолонаследники, которые пострадали не за свою веру, а из-за чужой злобы и корыстолюбия, и они погибли, мирно предавшись воле Божьей. Вероятно, самые знаменитые из них — первые страстотерпцы, убитые в начале XI века князья Борис и Глеб, а также последний русский царь Николай II и его благочестивая семья. Известно и жертвование русских староверов после раскола в Русской церкви в середине XVII века. Огромные страдания русского и остальных народов Советского Союз во время Великой Отечественной войны за освобождение страны от нацистских оккупантов тоже можно рассматривать как жертвование жизнью с честью, то есть жертву во имя своего государства и нации.
— Нигде, как в России, нет столько святых — юродивых Христа ради, которые призывали людей смирить себя и насмехались над ложной мудростью этого мира. Это и святой Василий Блаженный, к которому прислушивался и Иван Грозный; это и святая Ксения Петербургская, и Матрона Московская. Юродивость — часть русского православного взгляда на свет. Откуда этот архетип?
— Вы правы, но стоит отметить, что юродивые — только один из типов людей и разных категорий убогих в русской истории и культуре. Феномен юродивых в России нашел благоприятную среду, вероятно, потому, что русские, похоже, меньше всех других народов стыдятся эксцентричности, глупости и временного безумия. Как писал Достоевский в "Злых духах" и в "Дневнике писателей", русского человека проще всего соблазнить "полным правом на распущенность". Многие набожные русские решили стать юродивыми, а это, быть может, величайший подвиг в христианской жизни, поскольку они как народ склонны к крайностям и идеологическому фанатизму, да и можно ли больше почитать Христа, чем жить в самоуничижении, крайней бедности и мнимом безумии? Ученик не может быть выше учителя, а слуга — своего господина. (Мт. 10:24), и если господина унизили, высмеяли, избили и наконец распяли, то его верный ученик должен принять еще худшие страдания. Юродивые поэтому видели в подобном поведении не только возможность обличать мудрствования мира, но и верный путь к спасению и вечной жизни.
— Запад часто обвиняет русских в рабском сознании, но еще нигде не бывало таких бунтарей и разбойников, жаждущих утопии, как в России. Игорь Шафаревич в "Русофобии" пишет, что англичане легко отказались от римско-католической церкви, когда Генрих VIII, чтобы снова жениться, объявил себя главой Англиканской церкви, а в России во времена царя Алексея и Петра Великого сформировалось старообрядческое движение в знак духовного протеста, и этот бунт продолжается до наших дней. Хотя дело там в мелких обрядовых расхождениях в богослужении. Во имя чего бунтует Россия?
— Вероятно, этот бунт связан с уже упомянутыми русскими особенностями, фанатизмом и склонностью к безумию, реальному или напускному, в негативном смысле. Николай Бердяев, например, причислял к характерным российским особенностям стремление к поляризации общества, мессианство и догматизм. В отличие от почти всех других северных народов, русские известны как гневливые и импульсивные, и подобное душевное состояние зачастую приводит к многодневному пьянству, буйству, бесчинству и разбою. В русской истории были периоды, такие как Гражданская война 1918 — 1921 года, когда казалось, что на русской земле разверзся ад. Русские чаще всего бунтуют во имя своих идеалов, но иногда это случается и из-за присущей им тяги к анархии и безвластью. К счастью, такое случается довольно редко.
"Для русских Родина — это святое". Читатели Le Figaro прокомментировали выборы президента РоссииВладимир Путин призвал россиян выразить свою гражданскую позицию и проголосовать на президентских выборах, сообщает Le Figaro. Читатели издания высоко оценили его слова. "Для россиян Родина — это святое, а не нечто, что можно продать американцам при посредничестве НАТО", — отметил один из комментаторов.
15.03.202400
Что касается различий между ними и англичанами, то, как я думаю, они проистекают из существенных различий в религиозных убеждениях двух народов. В Англии, пожалуй, наибольшее распространение получило еретическое учение пелагианство, и поэтому для англичан самое важное быть приятными и любезными с другими, даже если думаете вы и поступаете по отношению к ним совершенно противоположным образом. Русское православие пережило вместе с обществом все перипетии и выжило даже при правлении безбожных коммунистов, продолжавшемся многие десятилетия. Поэтому у русских после преступлений и оргий часто наступает искреннее покаяние. Виктор Шкловский был в Персии во время Октябрьского переворота и стал свидетелем русских погромов и насильственных действий в отношении местного населения. Один из их участников сказал Шкловскому, что они все-таки больше любят русских, чем англичан, которые правили там до них. "Вы бьете по голове, а те высасывают соки", — объяснил он.
— Легенда гласит, что царь Александр I, победивший Наполеона, в молодости масон и западник, после разговора со святым Серафимом Саровским инсценировал свою смерть и в качестве паломника старца Федора Кузмича отправился странствовать от одной святыне к другой в Сибири, каясь за грехи молодости. Тут мы подходим к образу странника, который отправился бродяжничать во имя духовных ценностей и который ради небесного отрекается от домашнего очага. Что значит странничество в русской культуре?
— Есть несколько факторов, которые влияют на то, с какой легкостью русские пускаются в скитания и паломничество, порой даже пожизненное, хотя, конечно, такое бывает редко. Во-первых, роль играют размеры страны и ее стремительное расширение на Восток в ХVIII и ХIХ веках. Сибирские просторы и бескрайность русских земель, простирающихся до Тихого океана, обладают некой притягательной силой. Если им что-то не по душе в родном краю, русские всегда могут собрать вещи и отправиться в какой-нибудь отдаленный край, придумав нового себя. Важно и то, что в России много святых мест, добираться до которых порой приходится по несколько недель, а то и месяцев. Когда верующие в царской России отрекались от мирского и материального, а привязка к одному месту заставляла их скучать, то они часто без размышлений отправлялись в бесконечные странствия. Посещение новых мест вносит в жизнь разнообразие и будоражит, а постоянные молитвы, как и осознанная бедность и постоянная физическая нагрузка (ходьба) вносят мир в сердце и душу.
— Один из ликов России — Россия-мать. Сама Россия — мать, и, как говорил Бердяев, есть нечто "вечно женское" в русской душе. Ученик Юнга Нойман говорил, что архетип Великой Матери обладает светлой (защитница и покровительница) и темной стороной, когда мать губит, как Медея, когда ее покинул Ясон. Каков диапазон русского понимания материнского архетипа?
— Мать — один из важнейших прообразов в русской культуре. Значение матери и крепкая связь с ней отражены во многочисленных русских пословицах. До принятия христианства, да и потом, русский крестьянин считал (сыру) Землю, которую оплодотворил небесный отец и которая кормит своими плодами, матерью так же, как современные язычники во многих частях света. Многие обряды и изречения, свидетельствующие об этом, все еще бытуют в России. После крещения Руси Богородица, Царица небесная, постепенно взяла на себя роль матери полной безусловной любви и готовности помочь в любой беде. Почитание Матери Божьей отражено в многочисленных чудотворных иконах на русской земле. Ее считают покровительницей русских земель. Идея о "вечной женственности" религиозного мыслителя Владимира Соловьева — тоже один из примеров значительной роли матери и женщины в русской культуре. Она, например, повлияла на образ "незнакомки" в творчестве величайшего поэта русского символизма Александра Блока, а также на еретическое учение богослова Сергея Булгакова о Софии, вечной мудрости, которая обрела у него роль четвертой ипостаси. Из-за своих качеств, таких как гостеприимство, жертвенность, умения сопереживать и терпеливости, русских считают "женственным" народом, в отличие от немцев, например, которые активны, строго сконцентрированы на поставленной цели и предприимчивы. Их считают воплощением мужественности. Поэтому и Россию часто называют матерью.
— Как менялась фигура мужика, русского крестьянина? Есть у него сила Антеи в современной России, или он превратился в тень, которая больше не может возродиться как целостное будущее?
— После отмены крепостного права в 1861 году русское сельское население значительно увеличилось естественным образом. Согласно одной из переписей населения, в царской России в 1897 году до 84% населения были крестьянами, и более половины из них были людьми младше 20 лет. Лишь 21% населения в стране были грамотными, и всего один процент имел образование выше среднего. Пропасть между дворянством, которое устраивало балы, концерты и выставки и говорило по-французски в Санкт-Петербурге, Москве и других городах империи, и крестьянами, которые росли в грязи и бедности, была огромной. После ускоренной урбанизации населения в ХХ веке сейчас в селах России проживает всего 19% граждан. Государственные институты пытаются оживить село, но процесс продвигается медленно и непросто.
В 70-е годы ХIХ века русский крестьянин с подозрением относился к либеральному городскому населению, так называемым народникам, которые ехали в села, чтобы "образовывать" народ. А уже во втором десятилетии ХХ века благодаря щедро финансируемой из-за рубежа коммунистической пропаганды и ощущения полной вседозволенности русский крестьянин был готов бороться за "правду" и без зазрения совести грабил богачей. Русское крестьянство, которое долго вместе с суевериями хранило традиции и ценности православного христианства, тогда, больше насильно, чем добровольно, образовало основу Красной армии и послевоенного советского порядка. Наконец, русскому крестьянству окончательно сломали хребет раскулачиванием, голодомором, конфискацией земли и формированием совхозов и колхозов. Сталин бросил все силы и средства на скорейшую индустриализацию страны. И хотя сейчас кажется, что исконных сил русского крестьянина больше нет, они, несомненно, сохранились в глубине души каждого русского человека, где бы он ни жил и чем бы ни занимался. Вполне возможно, что положительные качества русского крестьянина, такие как простота, нравственность, набожность и кротость, вскоре снова выйдут на первый план и принесут коренные изменения, повлияв на весь славянский мир.
Жизнь среди русскихАмериканский студент в 1982 году рассказал о своей жизни и работе в СССР. Архивная статья с любопытными наблюдениями иностранца об «изможденном обществе, пытающемся нагнать Запад и скрывающем свою отсталость». Это, по его словам, категорически расходилось с угрожающим образом решительных славян.
03.03.202400
— Русские светские святые с ХIХ века — это интеллектуалы. Что представляет собой интеллигенция в русском революционном понимании? Есть ли в ее стремлении к праведности что-то от светского христианского идеала?
— Чтобы назвать кого-то интеллектуалом, недостаточно, чтобы он был просто умен и образован или чтобы он публично высказывал свои идеалы и мысли. Этот человек должен быть политически независим, не склоняться к власти из-за личной выгоды и быть ее конструктивным критиком. Поскольку в ХIХ веке Россия была автократическим государством, идеологически связанным с Русской православной церковью, первые русские интеллектуалы, вдохновленные либеральными идеями Запада, придумывали способы, как его подорвать и сломать. Поскольку из-за цензуры они не могли откровенно писать на политические темы, главными популяризаторами идей социального прогресса и неминуемой смены монархии "демократическим" правлением в этот период были литературные критики, такие как Белинский, Герцен, Добролюбов и Писарев. По иронии эта борьба за справедливость принесла намного меньше справедливости после революции, поскольку коммунисты установили куда более жесткую цензуру, грабили, преследовали и уничтожали, борясь с политическими противниками. Противостояние официальной политике пером и мнением переросло в ХХ веке в террор против собственного населения.
Стремление интеллигенции к справедливости, на первый взгляд, есть нечто общее с христианскими идеалами, но различий все же больше и они значительнее. Прежде всего, в основе социализма и марксизма — безбожный, чисто материальный взгляд на мир. Современные психологи утверждают, что главный мотив в борьбе за общественную справедливость — желание человека повысить нравственную ценность в собственных глазах, и человеку нравится представлять себя борцом за равноправие. Однако эти представления общи и абстрактны и не связаны с любовью к ближнему. Как утверждал епископ Василий Кинешемский, нет общего, единого для всех счастья. Есть совокупность счастья каждого, и никакими изменениями политического и социального устройства этого не достичь. Единственный путь — духовное преображение.
Советская власть вступила в открытую борьбу с правом человека на свободное выражение собственного мнения. Самые известные интеллектуалы подверглись гонениям и были объявлены диссидентами. Современная Россия все еще постепенно освобождается от 70-летнего страха, принуждений и конформизма. Поскольку сейчас Россия испытывает огромное давление западного империализма, полная свобода опять невозможна, так как со временем она, несомненно, привела бы к распаду общества, которое худо-бедно, несмотря на мощное сопротивление, сохраняет традиционные и семейные ценности.
— Насколько архетипическое в любой культуре, включая русское, может сохраниться в период искусственного интеллекта?
— Думаю, что развитие искусственного интеллекта не может основательно изменить суть человека. Из-за снижения физической активности и последующего добровольного, ежедневного погружения в массу информации, чаще всего поверхностной и безвкусной, современный человек в последние десятилетия стал более бесчувственный, апатичный и равнодушный, чем был раньше. Мы движемся в сторону духовного и даже интеллектуального регресса, который для многих завершится трагически. Но наше бытие состоит из прежних элементов, и наши судьбы всегда будут зависеть от индивидуального труда и усилий. Хотя мы склонны отождествлять себя с народом, полом, расой, возрастом или социальным слоем, к которому относимся (и все это, конечно, очень важно), но в итоге все мы будем отвечать исключительно за собственные поступки и действия в течение жизни на земле. В какое время мы ни жили бы — а наша эпоха, конечно, полна неприятных, неожиданных и коварных искушений, — оправданий для совершенного зла нет и не может быть. Правда есть, но не произвольная, людская, а истинная и Божья.
Автор: Владимир Дмитриевич (Владимир Димитријевић)