Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Великобритания рассматривает высылку мигрантов, нелегально проникнувших на ее территорию, в другие страны, пишет Times. В их число входит и Армения. Утечка документов показывает, что новый миграционный закон ждет согласования.
Согласно попавшим в результате утечки в информационное поле документам, Великобритания вступила в переговоры о заключении соглашения по депортации мигрантов с Арменией, Кот-д’Ивуаром, Коста-Рикой и Ботсваной. Также она обратилась еще к ряду южноамериканских стран, включая Эквадор, Парагвай, Перу, Бразилию и Колумбию, но сочла их менее заинтересованными в так называемой "сделке по рассмотрению вопроса о предоставлении убежища в третьей стране". В резервном списке значатся Кабо-Верде, Сенегал, Танзания, Того, Ангола и Сьерра-Леоне — к ним можно будет обратиться в случае неуспеха. Другие африканские страны — Марокко, Тунис, Намибия и Гамбия — вступать в технические переговоры "категорически отказались".
Подробности раскрываются во внутренних правительственных документах, с которыми ознакомилась The Times. Они связаны с работой, проделанной в последние полгода министерствами внутренних и иностранных дел в контексте поиска стран, которые могут быть заинтересованы в повторении руандийской схемы (у Лондона и Кигали действует соглашение об отправке в Руанду нелегальных мигрантов из Великобритании — прим. ИноСМИ). Государства из длинного списка оценивали по определенным критериям, но некоторые отвергли предложение Великобритании или были признаны "невыгодными вариантами". Требующими приоритетного внимания Министерство иностранных дел назвало Кот-д’Ивуар, Ботсвану, Армению и Коста-Рику. Правительство продолжило переговоры с представителями этих стран о заключении соглашения аналогичного руандийскому, хотя со всеми четырьмя прогресс застопорился из-за непрекращающихся проблем с Руандой.
Правительство надеется, что переговоры смогут возобновиться, как только заработает сама руандийская схема, причем Министерство внутренних дел намерено депортировать первых мигрантов уже в начале июня, хотя до сих пор не нашло авиакомпанию и не заключило контракт на выполнение первых рейсов. После того как законопроект о безопасности Руанды будет наконец принят обеими палатами парламента, оно в течение следующих двух недель уведомит первых подлежащих депортации людей.
Премьер-министр Риши Сунак инициировал поиск дополнительных вариантов предоставления убежища в третьих странах сразу после вступления в должность в октябре 2022 года. Он поручил вышеозначенным ведомствам возобновить работу, которая изначально имела целью поиск потенциальных партнеров и в апреле 2022 года привела к сделке с Руандой. Крайним сроком для согласования двух дополнительных сделок Сунак назначил осень прошлого года. Согласно переписке в слитых документах, премьер-министр вел активную работу с главами государств-рецапиентов даже во время прошлогодней коронации Карла III.
Безотлагательная работа по поиску заинтересованных партнеров
Чиновники с Даунинг-стрит поручили департаментам работать "в быстром темпе", чтобы найти заинтересованных партнеров для заключения соглашения о предоставлении убежища в рамках руандийской сделки. На случай неудачи с последней Сунак велел изучить "все возможные варианты плана „Б“". Однако департаменты не смогли уложиться в установленный срок из-за серьезных разногласий по поводу того, на каких странах следует делать акцент, и отсутствия прогресса в переговорах.
Ближний Восток еще может взорватьсяУдарив по Израилю, Иран продемонстрировал свою силу и доказал, что готов идти на риски, пишет FA. Автор статьи уверен: Тегеран считает, что его сигнал восприняли, и не желает дальнейшей эскалации. Однако будущее региона теперь зависит от реакции Израиля — и уже она может повлечь серьезный конфликт.
15.04.202400
Министерство иностранных дел заявило, что многие потенциальные страны-партнеры завели переговоры в тупик или вовсе отказались их продолжать до тех пор, пока не станет ясно, как будут решаться юридические и логистические проблемы, мешающие реализации руандийской сделки. Высокопоставленный представитель министерства иностранных дел написал: "Мы осознаем, что многие потенциальные страны-партнеры следят за британским юридическим процессом по партнерству с Руандой и могут проявлять осторожность в отношении существенного взаимодействия до его удовлетворительного разрешения". Однако Джеймс Клеверли, который в то время был министром иностранных дел, дал чиновникам понять, что взаимодействие и переговоры с новыми странами-кандидатами должны идти параллельно с судебными разбирательствами.
Страны оценили на предмет целесообразности
Для рассмотрения в качестве потенциальных объектов страны оценивались по целому списку критериев. Они должны быть подписантами Конвенции о статусе беженцев, иметь приличный опыт принятия решений относительно предоставления убежищ и обращения с беженцами, а также давать гарантии невыдворения — чтобы избежать депортации мигрантов обратно туда, где им грозит бесчеловечное обращение.
Никакие переговоры не должны подвергать риску существующую договоренность с Руандой или угрожать иным дипломатическим и национальным интересам Великобритании. Никакая сделка не должна создавать риск "обратной миграции" в Великобританию или проблемы, связанные с торговлей людьми и организованной преступностью. При принятии решения о "достижимости и осуществимости" целей также необходимо принимать во внимание размер территории и численность населения каждой страны.
Правительство Великобритании вступило в переговоры с четырьмя странами, несмотря на обеспокоенность, которое министерство иностранных дел выражает в отношении каждой из них.
Кот-д’Ивуар имеет "исключительно тесные связи" с Францией, и чиновники предупредили, что заключение соглашения с этой западноафриканской страной чревато риском для англо-французских отношений. Также они заявили, что страна страдает от распространяющейся из Сахеля нестабильности, и назвали организацию ее работы с беженцами "функциональной, но перегруженной".
Коста-Рику выбрали за "положительные отношения" с Управлением верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКДБ). Чиновников впечатлило миграционное законодательство и политика страны, гарантирующие социальную интеграцию, легкий и обширный доступ к медицине, образованию и вариантам трудовой деятельности. Однако при этом они предупредили, что иммиграционный процесс в Коста-Рике может быть дорогостоящим и чересчур сложным для понимания.
Ботсвана изо всех сил пыталась обеспечить достаточное количество жилья для нынешнего потока беженцев. Несмотря на заявление правительства о необходимости изменить иммиграционные законы, переговоры со страной продвинулись чуть дальше.
Армения ждет результатов по Руанде. Технические переговоры с ее правительством начались в сентябре, но впоследствии застопорились.
Представитель правительства заявил: "Великобритания продолжает работать с рядом международных партнеров над решением глобальных проблем нелегальной миграции. Сейчас мы сосредоточены на принятии законопроекта о безопасности Руанды, в основе которого лежит Законе о нелегальной миграции, и на разработке планов по скорейшему возобновлению рейсов [с беженцами на борту]".
Семь стран чиновники отмели как неподходящие
Кения ранее отклонила миграционные соглашения с Великобританией из-за опасений по поводу "новой формы колониализма". Согласно оценкам, выполнение соглашения с Кенией представляет "значительные риски для их с Великобританией двусторонних отношений". Министерство иностранных дел предупредило, что пересмотр соглашения с этой страной "вызовет резкий ответ", и посоветовало отказаться от сделки ввиду стратегического партнерства по поддержанию мира и борьбе с исламистской террористической сетью "Аш-Шабааб". Также Кения является лучшим перевалочным пунктом для эвакуации граждан и подданых королевства из ряда соседних стран региона.
Бенин в Западной Африке проявил "некоторый интерес" к сделке в июле 2021 года, но британский МИД посоветовал не заключать с ним сделку, поскольку предыдущие переговоры шли медленно, а у США и Франции из-за ситуации с правами человека отношения с этой страной сложились "сложные".
Джибути сбросили со счетов из-за проблем с водоснабжением и водоотведением, наличием эндемических заболеваний, а также с голодом и засухой. Габон — ввиду опасений по поводу отсутствия демократии и свободы волеизъявления, а также "серьезных проблем с правами человека".
Гвинея-Бисау не подошла из-за частых попыток военных переворотов, несоблюдения прав человека и риска обратной миграции переселенных из Британии мигрантов. Также в рамках аудита были отвергнуты варианты Либерии и Азербайджана.
В документах говорится, что в министерстве иностранных дел стремились к "широкому географическому охвату стран". На фоне задержек с переговорами в октябре Министерство внутренних дел заявило в переписке с коллегами из МИД, что усилия правительства следует сосредоточить на "заслуживающих доверие и реально достижимых" целях. При этом все остальное может привести к "потере времени, ресурсов и политического капитала", а также к ненужным дипломатическим рискам.
Разожжет ли Дэвид Кэмерон третью мировую?Дэвид Кэмерон посетил Вашингтон в надежде усугубить американское вмешательство на Украине, пишет UnHerd. Его поездка закончилась полным провалом. Но, по мнению автора статьи, это и к лучшем. В противном случае все могло закончиться третьей мировой войной.
14.04.202400
Почему отклонили варианты с Уругваем и Белизом
Министерство внутренних дел призвало не принимать во внимание страны без устоявшийся системы предоставления убежищ. Однако там задались вопросом, почему в список кандидатов не вошли Уругвай и Белиз.
Вариант с Уругваем в МИД отклонили ввиду важной роли Монтевидео в поддержании британского суверенитета над Фолклендскими островами. Вот что написал один высокопоставленный чиновник: "Уругвай является ключевым партнером Фолклендских островов в сфере материально-технической и медицинской поддержки, и соглашение с ним, как было установлено, несет значительные риски для нашего капитала".
Белизу МИД тоже отказал, хотя коллеги из соседнего министерства назвали его "подходящей страной-кандидатом", так как он подписал Конвенцию о статусе беженцев 1951 года и имеет богатую историю предоставления им убежищ, а у Великобритании налажены с ним прочные двусторонние отношения, что позволяет говорить о "перспективности" данного варианта. Однако в МИД заявили, что Белиз потерял приоритет из-за отсутствия надежной системы предоставления убежищ и малочисленности населения — около 408 тыс. человек, равно как и Суринам — 586 тыс. человек. Чиновники заявили, что ни одна из них не имеет ни физической, ни административной инфраструктуры для принятия нескольких сотен мигрантов из Великобритании.
Чиновники предупредили, что заключение сделок с такими неподходящими странами негативно скажется на соотношении затрат и приобретенных выгод, а также подорвет потенциальный сдерживающий эффект, поскольку придется ограничить количество депортируемых туда мигрантов.
Страны, с которыми Великобритания начала переговоры в прошлом году
Армения. В июле бывший министр иностранных дел Лео Дохерти (Leo Docherty) встретился с армянским коллегой в Ереване, а в сентябре технические переговоры с коллегами начали представители Министерства внутренних дел.
Кот-д’Ивуар. Чиновники предупредили, что "исключительно тесные связи" страны с Францией делают заключение сделки с этой западноафриканской страной риском для англо-французских отношений. Также прозвучало предупреждение о нестабильности из-за обстановки в Сахеле, а систему работы с беженцами назвали "функциональной, но перегруженной".
Коста-Рика — хорошая страна-кандидат благодаря "положительным отношениям" с УВКДБ ООН. Чиновников впечатлило миграционное законодательство и политика страны, гарантирующие социальную интеграцию, легкий и обширный доступ к медицине, образованию и вариантам трудовой деятельности. Однако при этом они предупредили, что иммиграционный процесс в Коста-Рике может быть дорогостоящим и чересчур сложным для понимания.
"Оккупируем Брюссель!" Планы Виктора Орбана на ЕвропуВ лице Виктора Орбана ЕС сталкивается со скептиком нового типа, который не хочет выходить из блока, но хочет переделать его изнутри, пишет Politico. Венгрия ищет благоприятный момент для изменения политики Евросоюза и готовится к войне на идеологическом фронте.
11.04.202400
Ботсвана — Переговоры с Ботсваной продвинулись чуть дальше, хотя на переговорах ее правительство заявило о необходимости изменить иммиграционные законы и решить проблему обеспечения жильем нынешнего потока беженцев.
Резервный список африканских стран, к которым прибегнут в крайнем случае
Кабо-Верде. Небольшое население в 555 тыс. человек потребует "поэтапного изменения" двусторонних отношений с Великобританией. В настоящее время это страна с низким приоритетом для Лондона, без двусторонних программ, и ее сотрудничество с Британией не развито в достаточной мере. Чиновники добавили, что ввиду отсутствия программ защиты беженцев требуются значительные законодательные изменения.
Сенегал. Обеспокоенность по поводу прав человека, источников нелегальной миграции, внесудебных казней, чрезмерного применения силы, пыток и произвольных арестов со стороны сил безопасности, торговли людьми, повсеместного гендерного насилия и криминализации однополых отношений. Правительство Сенегала вряд ли будет заинтересовано в сотрудничестве. Правила, разрешающие свободное передвижение внутри экономического сообщества западноафриканских государств, означают, что ничто не мешает мигрантам переехать в другую страну сообщества и снова попытаться попасть в Великобританию.
Танзания. Определенный потенциал для миграционного партнерства имеется, учитывая давнюю историю приема беженцев из региона — здесь их проживает около 310 тыс., в основном из Бурунди и Демократической Республики Конго. Однако в мае 2021 года УВКДБ ООН выразило обеспокоенность сообщениями о высылке мозамбикцев, бегущих из нестабильных приграничных районов. Также в Танзании наблюдаются рост угрозы терроризма и серьезные проблемы с правами человека.
Того. Шансы на прогресс в отношениях с Того крайне ограничены, поскольку здесь нет дипломатической миссии, но есть ряд нерешенных проблем в области прав человека.
Ангола. В стране нет организационной структуры для регистрации искателей убежища — количество невыполненных заявок превышает 35 тыс. Чиновники предупредили, что для создания необходимого потенциала потребуется значительное время и ресурсы. Переговоры, вероятно, будут идти крайне медленно.
Сьерра-Леоне. Одна из беднейших стран мира. Общественность будет, скорее всего, настроена враждебно, и весьма вероятно, что Сьерра-Леоне откажется от всех предложений миграционного партнерства. Также она, вероятно, потребует восстановления партнерства в военной сфере и сфере безопасности; при этом у нее мало опыта работы с мигрантами и беженцами.
Страны Южной Америки, к которым обратились, но которые сочли не очень заинтересованными: Эквадор, Парагвай, Перу, Бразилия и Колумбия.
Страны, которые категорически отказались от участия в обсуждениях
Марокко. В июне 2021 года здесь категорически отвергли этот подход, а представители британского МИД посоветовали "воздерживаться от эскалации". Любой подход "потребует осторожного и личного участия министра иностранных дел, поскольку под угрозой будут значительный капитал как самого министерства, так и Великобритании".
Остается ли Евросоюз сплоченным?Будущее Евросоюза кажется все более мрачным, ведь он столкнулся с "чем-то большим, чем просто экзистенциальный вызов", пишет An Nahar. Дело в том, что сегодня сплоченности блока угрожает сразу несколько факторов, которые сводят на нет все предыдущие успехи ЕС.
15.04.202400
Тунис. Ранее страна отказывалась рассматривать какую бы то ни было форму соглашения, и ее чиновникам было велено "не вести с Великобританией дальнейших переговоров по этому вопросу". Посольство последней в Тунисе предупредило своих сотрудников, что в случае очередной попытки сближения им следует ожидать "резкого отпора".
Намибия. Отказалась участвовать в обсуждениях в августе 2021 года, и Британия пришла к выводу, что нет смысла пытаться снова, поскольку общественность страны вряд ли поддержит сделку — даже при наличии "финансовых стимулов".
Гамбия. Формально отказалась от переговоров, сославшись на "вопрос потенциала". Верховный комиссар ООН по правам человека сообщил, что вряд ли страна станет открыта для дальнейших обсуждений — и в целом присутствует риск ущерба более всеобъемлющим отношениям.
Неудачные варианты
Кения. Чиновники предупредили, что выполнение соглашения представляет "значительные риски для двусторонних отношений с Великобританией", поскольку Кения имеет стратегическое значение для борьбы с терроризмом, а ее правительство считает процедуру предоставления убежища в третьих странах "новой формой колониализма". Министерство иностранных дел предупредило, что пересмотр соглашения с Кенией "вызовет резкий ответ".
Бенин. Страна проявила "некоторый интерес" к сделке в июле 2021 года, но британский МИД посоветовал не заключать с ней соглашения, поскольку предыдущие переговоры шли медленно, а отношения страны с США и Францией осложняется ситуацией с правами человека.
Джибути. Имеет проблемы с водоснабжением и водоотведением, эндемическими заболеваниями, голодом и засухой.
Габон. Исключен из списков ввиду опасений по поводу отсутствия демократии и свободы волеизъявления, а также "серьезных проблем с правами человека".
Либерия. Стремление к соглашению рискует подорвать хорошие отношения и сотрудничество Либерии с Великобританией, поскольку это одна из немногих африканских стран, которая поддерживает позицию королевства по международным вопросам. Также для нее характерны проблемы с правами человека в отношении ЛГБТ*-сообществ, а однополые отношения объявлены вне закона. Также высок риск обратной миграции в Великобританию.
Азербайджан. Плохая ситуация с правами человека побудила чиновников не рекомендовать эту страну к рассмотрению.
Гвинея-Бисау. Вариант отброшен из-за частых попыток военных переворотов, неблагоприятной ситуации с правами человека и риска обратной миграции в Великобританию.
Суринам. Численность населения в 586 тыс. человек сочли недостаточной.
Белиз. Не попал в список вариантов ввиду низкой численности населения — всего 408 тыс. человек.
Автор: Мэтт Датан (Matt Dathan).
*движение признано экстремистским и запрещено в РФ